Течение процессуальных сроков
Процессуальные сроки могут определяться (ч. 2 ст. 107 ГПК):
1) точной календарной датой с указанием конкретного времени.
Например, при отложении разбирательства дела назначается дата нового судебного заседания - ч. 2 ст. 169 ГПК;
2) указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Используемый в ч. 2 ст. 107 ГПК термин "событие" не следует понимать как некое не зависящее от воли людей явление. В данном случае законодатель имеет в виду конкретный юридический факт, возникновение которого, напротив, напрямую или косвенно зависит от воли тех или иных субъектов.
В то же время категоричное указание на неизбежность наступления события не следует распространять на все процессуальные сроки. К примеру, при приостановлении производства по делу в случае розыска ответчика (ст. 216 ГПК) отнюдь не подразумевается, что ответчик рано или поздно будет найден, поскольку гражданин может просто пропасть без вести. Означает ли это, что в данном случае производство по делу так и не будет возобновлено? Конечно же нет. Хотя законодатель вполне определенно устанавливает, что хронологически такое правовое состояние, как приостановление производства по делу, ограничивается устранением обстоятельств, вызвавших его приостановление (ст. 219 ГПК), суд не должен бесконечно долго дожидаться фактического розыска ответчика. Если, например, имеется вступившее в законную силу решение о признании его безвестно отсутствующим, суд должен возобновить производство по делу исходя из того, что правовые последствия безвестного отсутствия (ст. 43 ГК, ч. 2 ст. 52 ГПК) в достаточной мере учитывают интересы как самого отсутствующего, так и его кредиторов;
3) периодом времени.
В силу прямого указания закона (ч. 2 ст. 107 ГПК) в случае, когда процессуальный срок определяется периодом времени, процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода. Например, в рамках процедуры приказного производства должник вправе представить свои возражения относительно исполнения судебного приказа в течение десятидневного срока с момента получения судебного приказа (ст. 128 ГПК).
Начало течения процессуального срока определяется правилом ч. 3 ст. 107 ГПК: течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
Следует обратить внимание на то, что течение срока начинается вне зависимости от того, какой (рабочий или нерабочий) день следует за датой (событием), определяющей его начало.
Окончание процессуальных сроков определяется по правилам ст. 108 ГПК.
Процессуальный срок, исчисляемый годами (см., например, абз. 4 ч. 1 ст. 260, абз. 2 ч. 2 ст. 290, ч. 2 ст. 376 ГПК), истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Исключение составляет лишь случай, когда окончание срока, исчисляемого годами, приходится на 29 февраля: если год, в который срок истекает, не является високосным, датой окончания срока следует считать 28 февраля соответствующего года. Данный вывод следует из применяемого по аналогии правила об окончании сроков, исчисляемых месяцами.
Срок, исчисляемый месяцами (см., например, ч. 2 ст. 62, ч. 1 ст. 226, ч. 1 ст. 256, ст. 297 ГПК), истекает в соответствующее число последнего месяца срока. В случае, если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, который соответствующего числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца.
В случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.
Процессуальное законодательство не раскрывает содержания понятия "нерабочий день". Учитывая положения действующего трудового законодательства, к нерабочим дням следует относить выходные дни (ст. 111 ТК) и нерабочие праздничные дни (ст. 112 ТК). При этом следует учитывать правило о переносе выходного дня при совпадении выходного и нерабочего праздничного дня (ч. 2 ст. 112 ТК), а также то, что Правительство РФ уполномочено переносить выходные дни на другие дни (ч. 4 ст. 112 ТК).
Процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным (ч. 3 ст. 108 ГПК).
В случае, если процессуальное действие должно быть совершено непосредственно в суде или другой организации, срок истекает в тот час, когда в этом суде или этой организации по установленным правилам заканчивается рабочий день или прекращаются соответствующие операции (ч. 4 ст. 108 ГПК).
Течение всех неистекших процессуальных сроков приостанавливается одновременно с приостановлением производства по делу - ч. 1 ст. 110 ГПК. В отличие от ранее действовавшей нормы ст. 103 ГПК РСФСР, устанавливавшей, что приостановление сроков начинается со времени возникновения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства, теперь приостановление процессуального срока хронологически взаимоувязано с вынесением определения о приостановлении производства по делу.
Со дня возобновления производства по делу течение процессуальных сроков продолжается*(73) - ч. 2 ст. 110 ГПК.
Назначенные судом процессуальные сроки для действий, совершаемых участниками процесса и иными лицами, обязанными выполнять предписания суда, могут быть продлены судом (ст. 111 ГПК). Поводом к вынесению определения о продлении установленного судом срока является, как правило, ходатайство заинтересованного лица. Однако суд вправе продлить процессуальный срок и по собственной инициативе. При продлении срока суд должен учитывать императивные требования закона: например, в процедуре вызывного производства продление срока, в течение которого лицу, выдавшему документ, запрещается производить по нему платежи и выдачи, ограничено двумя месяцами (см. ч. 1 ст. 298 ГПК).
Лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен (ч. 1 ст. 112 ГПК).
Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, и рассматривается в судебном заседании (ч. 2 ст. 112 ГПК). Данное заявление следует понимать не как отдельный документ, а как соответствующее волеизъявление. Одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие (подана жалоба, представлены документы и т.п.), в отношении которого пропущен срок, - ч. 3 ст. 112 ГПК. Поэтому само заявление может быть выражено как в соответствующей жалобе (заявлении и т.п.), так и в форме отдельного документа (заявления о восстановлении процессуального срока).
Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению вопроса о восстановлении процессуального срока (см. ч. 2 ст. 112 ГПК). Вне зависимости от того, как будет разрешен вопрос о восстановлении процессуального срока, суд обязан вынести отдельный судебный акт - определение. Действующий ГПК (в отличие от ГПК РСФСР) установил, что обжаловаться может не только определение об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока, но и определение суда о его восстановлении (ч. 4 ст. 112 ГПК).