Имя и местожительства гражданина
Имяявляется средством индивидуализации гражданина как участника гражданских правоотношений. Оно включает в себя собственно имя, фамилию и отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. В предусмотренных законом случаях допускается использование псевдонима (например, в авторских правоотношениях). Право на имя относится к числу личных нематериальных благ, которые являются неотчуждаемыми и непередаваемыми и защищаются в случае нарушения (например, противоправного использования другими лицами). Имя возникает у гражданина с момента рождения, когда родители регистрируют рождение ребенка и присваивают ему имя. По достижении 14 лет несовершеннолетний может обратиться с ходатайством о перемене имени, данного ему родителями. При вступлении в брак один из супругов может взять фамилию другого супруга. Перемена гражданином имени не является основанием для изменения прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. Все права и обязанности при перемене имени за лицом сохраняются, кроме того, на него возлагается обязанность сообщить об изменении имени его кредиторам и должникам.
Место жительства гражданина – это место, где он постоянно или преимущественно проживает. Временное отсутствие не означает перемену места жительства. Для несовершеннолетних, не достигнувших 14 лет, и других граждан, находящихся под опекой местом жительства является место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов. Право выбора места жительства является одним из важнейших прав гражданина, однако действующим законодательством предусмотрено ограничение этого права (проживание в закрытых городках, приграничной полосе и т.д.).
Правовое значение места жительства состоит в том, что по месту жительства наследодателя открывается наследство, от места жительства участников может зависеть место исполнение обязательства, в случае длительного отсутствия в месте жительства гражданин может быть признан недееспособным или объявлен умершим, по месту жительства подопечного (а при заслуживающих внимания обстоятельствах – по месту жительства опекуна или попечителя) устанавливается опека и попечительство. Место жительства может иметь значение для определения подсудности дел.
Важно отличать место пребывания гражданина и его место жительства. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон о праве граждан на свободу передвижения) местом пребывания признаются гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно. Напротив, место жительства - это жилое помещение, в котором гражданин проживает постоянно или преимущественно в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды или на других законных основаниях (жилой дом, квартира, общежитие, дом для ветеранов, либо другой специализированный дом).
Закон о праве граждан на свободу передвижения установил регистрационный учет граждан по месту их жительства и пребывания. На его основе постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Вместе с тем, в Москве и Московской области подзаконными актами установлены некоторые особенности регистрации граждан по сравнению с актами федерального значения.
Важные особенности присущи определению места жительства (и в целом гражданско-правовому статусу) беженцев, переселенцев и вынужденных переселенцев:
· переселенцы - это граждане, меняющие место жительства в связи с переездом на жительство в другую местность по решению компетентных государственных органов в связи с объективными событиями (радиоактивное заражение территории, строительство гидростанции, железнодорожной линии и т. п.) и с предоставлением жилья по новому месту жительства.
· вынужденными переселенцами признаются граждане, покидающие прежнее место жительства вследствие преследования их или членов их семей, совершения над ними насилия по мотивам расовой либо национальной принадлежности, вероисповедания, языка или политических убеждений. В соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» в качестве вынужденных переселенцев могут выступать граждане Российской Федерации, проживавшие на территории как иностранного государства, так и другого субъекта РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Вынужденный переселенец получает в территориальном органе миграционной службы удостоверение с правом самостоятельного выбора места жительства на территории России.
· беженцем согласно подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (далее – Закон о беженцах) признается, в частности, лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Как и вынужденный переселенец, беженец признается таковым по решению органа миграционной службы и приобретает комплекс прав и обязанностей, перечисленных в ст. 8 Закона о беженцах, в том числе право пользования жильем, предоставленным в определенном Правительством РФ порядке из фонда жилья для временного поселения. В дальнейшем беженец вправе либо ходатайствовать о предоставлении ему гражданства Российской Федерации или права постоянного проживания на территории РФ, либо добровольно вернуться в страну своего прежнего постоянного проживания.
Важную роль в правоотношениях, связанных с миграцией граждан, играют подразделения федеральной миграционной службы (ФМС). При этом одной из основных функций подразделения по делам миграции является обеспечение применения в соответствии с российским законодательством порядка предоставления статуса беженца или вынужденного переселенца.