Общеправовые принципы
1. Законность – этот принцип выражается в требовании точного и единообразногоисполнения законов в организации прокуратуры и при осуществлениипрокурорского надзора. Обращено оно прежде всего к самой прокуратуре,деятельность которой имеет строго подзаконный характер. Это означаетсоответствие закону поводов и оснований прокурорского надзора, его форм иметодов, принимаемых прокурором актов. Лишь с позиции законности производитсяпрокуратурой оценка деятельности поднадзорных ей органов и должностных лиц.Особое значение принцип законности имеет в судопроизводстве, в процессекоторого прокурор обязан принимать меры, подчас властные, направленные напресечение и устранение выявленных нарушений законности. Нарушение илинеправильное применение законов самим прокурором, результатом чего явилосьнеправильное разрешение дела, ограничение прав и законных интересовучастников процесса должно расцениваться как невыполнение прокуроромслужебного долга и влечь установленную законом ответственность.Принцип законности является наиболее общим, так как именно он лежит в основевсех иных принципов организации и деятельности органов прокуратуры.2. Демократизм – как общеправовой принцип Российского государствапровозглашен ст. 1 Конституции РФ. “Россия, – сказано в ней, – естьдемократическое... правовое государство...”. Естественно, что прокуратура,одним из направлений деятельности которой является “надзор за соблюдениемправ и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, ведомствами,представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектовРоссийской Федерации, органами самоуправления, органами военного управления,органами контроля, а также органами управления и руководителями коммерческихи некоммерческих организаций”, способствует реальному претворениюнародовластия в жизнь российского общества.Демократизм прокурорского надзора означает прежде всего его осуществление винтересах народа и от его имени. Проявляется это, в частности, в установлениисвязей населения с прокурорскими органами, причем связь эта носитдвусторонний характер. Закон “О прокуратуре РФ” (ст. 10) возлагает напрокуроров обязанность в установленные сроки рассматривать предложения,заявления и жалобы граждан, государственных и общественных организаций,проводить личный прием граждан. Из принципа демократизма вытекает открытостьпрокурорской системы, гласность ее деятельности, обязанность прокуроровинформировать не только государственные органы, но и “население о состояниизаконности” (ст. 4 Закона). Строгое соблюдение названного принципа служитгарантией укрепления законности, предотвращает превращение прокуратуры взамкнутую бюрократическую систему.Развитие демократизма в деятельности прокуратуры связано также с расширениеми совершенствованием коллегиальных начал в организации надзора. Закон “Опрокуратуре РФ” закрепил положение, согласно которому коллегии образуются какв Генеральной прокуратуре, так и в прокуратурах субъектов РоссийскойФедерации и приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах(ст. 15, 20 Закона “О прокуратуре РФ”).3. Публичность. Согласно указанному принципу прокуратура в целях охраныличности, государства и общества обязана по долгу службы независимо отусмотрения отдельных лиц и организаций принимать меры к выявлению исвоевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения неисходили, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных кустановленной законом ответственности (ст. 22 Закона “О прокуратуре РФ”).Права и обязанности прокуроров по предупреждению, выявлению правонарушений,принятию мер к их устранению, привлечению виновных к ответственностииспользуются ими исключительно в интересах закона и “независимо отфедеральных органов государственной власти, органов государственной властисубъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественныхобъединений...” (ст. 4 Закона “О прокуратуре РФ”). В силу универсальностипринципа публичности прокурор обязан реагировать на нарушения законности и втех случаях, когда тот или иной государственный орган ему неподнадзорен. Так,в случае несоответствия постановлений Правительства Российской ФедерацииКонституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральныйпрокурор Российской Федерации информирует об этом Президента РоссийскойФедерации (ст. 24 Закона “О прокуратуре РФ”).Аналогичным образом Генеральный прокурор РФ вправе обращаться вКонституционный Суд Российской Федерации “по вопросу нарушенияконституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащимприменению в конкретном деле (ст. 35 “О прокуратуре РФ”).