И общественных интересов

Только Генеральному прокурору РФ и его заместителям предоставле-
но право направлять исковые заявления в Высший Арбитражный Суд РФ.
В арбитражные суды субъектов Российской Федерации исковые заявле-
ния вправе направлять прокуроры субъектов Российской Федерации и их
заместители, а также прокуроры специализированных прокуратур, при-
равненных к прокуратурам областей, и их заместители.

Обращение прокурора в арбитражный суд (ст.ст. 22, 27 Закона о
прокуратуре) отнесено в числу важнейших прокурорских полномочий,
направленных на реальное устранение выявленных нарушений закон-
ности.

Нередко поводом для предъявления иска служат данные, содержа-
щиеся в материалах об отказе в возбуждении уголовных дел и в уголов-
ных делах сведения о нарушенных государственных и общественных
(публичных) интересах. В таких случаях полномочие по обращению в
арбитражный суд одновременно выступает и в качестве дополнительно-
го средства реализации закрепленного в законодательстве требования о

всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела.
Учитывая это, приказ Генерального прокурора РФ от 24.10.96 г. № 59
«.О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбит-
ражном процессе» предписывает прокурорам использовать обращения с
исками в арбитражные суды в целях оперативного и реального пресече-
ния и устранения правонарушений, возникающих из гражданских, ад-
министративных и иных правоотношений в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности и затрагивающих государственные
и общественные интересы.

Закон не наделил районных, городских и приравненных к ним про-
куроров правом обращения с заявлениями (исками) в арбитражные су-
ды. В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ предвари-
тельное решение о необходимости предъявления иска в арбитражный
суд принимается прокурором района (города), начальником отдела,
управления (или старшим помощником прокурора) прокуратуры рес-
публики, края, области после завершения соответствующей проверки,
изучения отказных материалов, административных, уголовных и граж-
данских дел и выявления обстоятельств, свидетельствующих о необхо-
димости судебной защиты нарушенных государственных и обществен-
ных интересов.

При решении вопроса об использовании предоставленного прокурору
права на обращение с исковым заявлением (заявлением) в арбитражный
суд прокуроры руководствуются следующими критериями:

Это полномочие безусловно необходимо использовать в тех случаях,
когда иными средствами полностью устранить выявленное нарушение
закона нельзя, а органы и лица, его допустившие, отказываются от при-
нятия мер по добровольному устранению правонарушения и его послед-
ствий.

Речь идет, в частности, о допущенных при заключении сделки нару-
шениях закона или иных правовых актов, чем ущемляются государствен-
ные и общественные интересы.

Данное полномочие используется:

* когда есть объективные основания полагать, что реагирование проку-
рора в иной форме (например, в форме внесения представления или
принесения протеста) не повлечет надлежащего, своевременного и
полного устранения нарушений законности.

*»* когда задачи пресечения правонарушения и предотвращения больше-
го вреда государственным и общественным интересам могут быть

эффективно решены путем принятия арбитражным судом по заявле-
нию прокурора мер по обеспечению иска.

Подготовленный проект искового заявления с прилагаемыми к нему
материалами направляется в отдел (группу) по обеспечению участия про-
куроров в арбитражном процессе соответствующей прокуратуры субъек-
та РФ, где они изучаются. При необходимости исковое заявление может
быть пересоставлено. Прокуроры республики, края, области принимают
окончательное решение о предъявлении иска. В судебных заседаниях
участвуют работники названного отдела (группы). Они осуществляют
подготовку всех последующих процессуальных документов.

Основной круг практических вопросов по участию в рассмотрении дел
арбитражными судами призваны решать отделы (группы) по обеспече-
нию участия прокуроров в арбитражном процессе прокуратур субъектов
Российской Федерации.

На них возложены, в частности, следующие обязанности:
* участие в рассмотрении дел, возбужденных по искам прокуроров в
арбитражных судах первой инстанции; апелляционное и кассацион-
ное обжалование решений, определений и постановлений по этим де-
лам, участие в их рассмотрении в апелляционной и кассационной ин-
станциях;

«5* анализ, изучение и проверка работы подчиненных прокуратур и коор-
динация работы подразделений аппарата по подготовке и предъявле-
нию исков в защиту государственных и общественных интересов,
распространение передового опыта, участие в мероприятиях по по-
вышению деловой квалификации работников прокуратуры.
Направление исковых заявлений производится с соблюдением уста-
новленных законом подведомственности (ст.ст. 27-33 АПК РФ) и под-
судности (ст.ст. 34-39 АПК РФ) споров. Если иск направляется в арбит-
ражный суд другой территории, то соответствующему прокурору
высылаются копии искового заявления и основных материалов с прось-
бой об обеспечении участия работников прокуратуры в судебном засе-
дании и информировании о принятых решениях.

Арбитражным судом не принимается к производству исковое заявле-
ние прокурора, если им не предоставлены доказательства направления
его копии и копии отсутствующих документов ответчику. В связи с этим
к материалам дела прилагаются документы о направлении ответчику ука-
занных копий.

Генеральный прокурор РФ в своем приказе от 24.10.96 г, № 59 «О
задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитраж-

ном процессе» рекомендует прокурорам использовать обращения с ис-
ками в арбитражные суды в целях оперативного и реального пресечения
и устранения правонарушений, возникающих из гражданских, админис-
тративных и иных, правоотношений в сфере предпринимательской и
иной экономической деятельности и затрагивающих государственные и
общественные интересы.

В соответствии с п. 1 ст. 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в ар-
битражный суд:

»> с заявлениями об оспариваний нормативных правовых актов, ненор-
мативных правовых актов органов государственной власти Россий-
ской Федерации, органов государственной власти субъектов россий-
ской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих
права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпри-
нимательской и иной экономической деятельности;
<* с иском о признании недействительными сделок, совершенных ор-
ганами государственной власти Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, государственными и муниципальными
унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а
также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых
есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов
Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
*1* с иском о применении последствий недействительности ничтожной
сделки, совершенной органами государственной власти Российской
федерации, органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления, государственными и
муниципальными унитарными предприятиями, государственными
учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале
(фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля учас-
тия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных
образований.

Наши рекомендации