Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Длительное время судебная защита избирательных прав граж­дан, т.е. возможность рассмотрения и разрешения судами дел, возникающих из конституционных правоотношений, сводилась к обжалованию в суд неправильностей в списках избирателей и устранению неточностей с помощью судебного решения. В зако­не была предусмотрена возможность защиты только активного (права избирать), но не пассивного избирательного права (права быть избранным).

Впервые судебный порядок рассмотрения жалоб на непра­вильности в списках избирателей был предусмотрен Инструкцией Народного комиссариата юстиции СССР и утвержден СНК СССР 5 мая 1938 г. Установленный этой Инструкцией порядок подачи жалоб, рассмотрения и разрешения дел судами без изме­нений был перенесен в ГПК РСФСР 1964 г. Глава 23 ГПК РСФСР 1964 г. так и называлась: «Жалобы на неправильности в списках избирателей».

В настоящее время в судебном порядке защищается как актив­ное, так и пассивное избирательное право, весь комплекс изби­рательных прав, предусмотренных действующей избирательной системой России.

Содержание гл. 26 ГПК РФ (ст. 259—261) принципиально из­менено и приведено в соответствие с нормами других федераль­ных законов, регламентирующих избирательный процесс.

Новые законы, фиксирующие избирательную систему и про­цесс проведения выборов и референдумов, расширили субъект­ный состав избирательного процесса, а следовательно, и судебной защиты.

Субъектами, участвующими в делах о защите избирательного права, могут быть избиратели (граждане), кандидаты, их доверен­ные лица, избирательные объединения, избирательные блоки, доверенные лица избирательных блоков, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума, наблюдатели, избирательные комиссии, органы государственной власти РФ, субъекты федерации, местного самоуправления.

В гл. X Федерального закона «Об основных гарантиях избира­тельных прав и права граждан на участие в референдуме Россий­ской Федерации», принятого 22 мая 2002 г.* говорится об обжа­ловании любых нарушений избирательных прав граждан.

* Российская газета. 2002. 15 июня.

Для определения специфики рассмотрения и разрешения спо­ров о защите избирательных прав проводится их классификация по различным основаниям.

В зависимости от характераподлежащего защите избиратель­ного права они делятся на споры о защите активного и пассивно­го права.

По субъекту судебной защиты избирательные споры также подразделяются на две группы: а) о защите субъективных прав конкретных участников избирательного процесса — конкретного гражданина, избирательного объединения, блока, наблюдателя и т.д.; б) о защите неопределенного круга участников избиратель­ного процесса, например, при оспаривании нормативных право­вых актов Центризбиркома.

В зависимости от стадии развития избирательного процессаспоры делятся на: а) возникающие на стадии формирования избиратель­ных округов; б) составления списков избирателей; в) выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты; г) проведения предвыбор­ной агитации; д) проведения голосования и подсчета голосов; е) закрепления результатов голосования.

Порядок обращения в суд. Решения и действия (или бездей­ствие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушаю­щие избирательные права, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по жалобе.

В настоящее время в конституционном праве России, регули­рующем избирательный процесс, отсутствует терминологическое единство относительно процессуальных средств обращения в суд за защитой избирательного права. Употребляются понятия «пред­ложение об отмене решения о регистрации кандидата» (ч. 3 ст. 39 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»), «представление в суд», «об­ращение за заключением» (ч. 3 ст. 49 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции»), «жалоба» (гл. X ФЗ «Об основных гарантиях избиратель­ных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Обращения в суд за защитой избирательного права, какими бы различными терминами они не обозначались в источниках регу­лятивного конституционного права, по своей правовой природе являются требованиями о защите права, возникающими из пуб­личных правоотношений. Формой этих требований должно быть заявление в суд со всеми правовыми атрибутами, предусмотрен­ными в ГПК для исковых заявлений (ст. 131 ГПК) и последстви­ями нарушения формы заявления (ст. 136 ГПК)*.

* В российской юридической литературе рассматривалась возможность ква­лификации такого типа обращений в суд как «эстраордипарных администра­тивных исков» (см.: Рязановский В.А. Единство процесса. С. 26, 30).

Подсудность.Дела о защите избирательных прав участников избирательного процесса рассматриваются районными судами, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), судом автономной обла­сти, автономных округов, верховными судами республик и Вер­ховным Судом Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает дела об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной из­бирательной комиссии Российской Федерации по подготовке и проведению референдума Российской Федерации, выборов Прези­дента Российской Федерации и депутатов Федерального Собрания (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия окружных избирательных комиссий, либо заявления Центризбиркома, если нарушения избирательных прав касаются значительного числа граждан или нарушение приобрело особое общественное значение (ч. 1 ст. 259 ГПК).

Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды го­родов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов рассматривают по первой инстанции дела об оспаривании решений и действий (бездействия) избирательных комиссией субъектов Российской Федерации, окружных избира­тельных комиссий.

Защита избирательных прав, связанных с оспариванием дей­ствий (бездействия) участковых избирательных комиссий, органов местного самоуправления осуществляется районными судами.

Сроки подачи заявления, сроки обращения и рассмотрения заяв­лений. Сзаявлением в суд (ст. 259 ГПК РФ) с учетом правил подсудности могут обратиться избиратели, кандидаты, их дове­ренные лица, избирательные объединения, избирательные блоки, их доверенные лица, политические партии, их региональные от­деления, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и наблюдатели, а также прокурор, считающие, что решением или действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, обще­ственных объединений, избирательной комиссии, комиссии ре­ферендума, должностного лица нарушаются избирательные права или права на участие в референдуме.

При этом, если нарушение избирательных прав приобрело особое общественное значение Центральная избирательная ко­миссия Российской Федерации вправе обратиться с заявлением в Верховный Суд Российской Федерации.

С заявлением в суд в связи с нарушением избирательного за­конодательства, законодательства о референдуме, органом госу­дарственной власти, органом местного самоуправления, должност­ными лицами, кандидатом, избирательным объединением, изби­рательным блоком, политической партией, ее региональным объединением, а также иным общественным объединением, ини­циативной группой по проведению референдума, избирательной комиссией, комиссией по референдуму вправе обращаться изби­рательные комиссии всех уровней.

Сроки обращения в суд и рассмотрения заявления или жалобы взаимосвязаны с классификацией избирательных споров.

Заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известным о нарушении избирательного законодательства, законода­тельства о референдуме или избирательных прав и права на учас­тие в референдуме заявителя.

Заявление на решение избирательной комиссии, комиссии ре­ферендума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению ре­ферендума, отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в течение десяти дней с момента принятия соответствующего решения избирательной комиссией, комиссией референдума.

Заявление избирательной комиссии, зарегистрировавшей кан­дидата (список кандидатов), заявление кандидата, зарегистриро­ванного по тому же избирательному округу, избирательного объе­динения, избирательного блока, список которого зарегистриро­ван по тому же избирательному округу, об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не по­зднее чем за восемь дней до дня голосования.

После опубликования результатов выборов, референдума заяв­ление на нарушение избирательных прав или права на участие в референдуме, имевшее место в период избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, может быть подана в суд в течение года со дня опубликования результатов соответствую­щих выборов, референдума.

Заявление на неправильности в списках избирателей, участни­ков референдума, должно быть рассмотрено в течение трех дней со дня их подачи, но не позднее дня, предшествующего дню го­лосования, а в день голосования немедленно.

Порядок рассмотрения заявления.Рассмотрение заявления про­водится по общим правилам гражданского судопроизводства (ис­кового производства) с некоторыми особенностями.

В Законе (ч. 3 ст. 260 ГПК РФ) зафиксировано, что заявление рассматривается с участием заявителя, представителя соответствую­щего органа государственной власти, органа местного самоуправ­ления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора.

Неявка этих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рас­смотрению и разрешению дела.

Имеются специальные нормы, регламентирующие производ­ство по делам о расформировании избирательных комиссий, ко­миссий по проведению референдума. Эти дела рассматриваются судом в составе трех профессиональных судей и решение прини­мается не позднее чем через 14 дней, а в ходе избирательной кампании, проведения референдума ~ не позднее чем через три дня со дня его подачи.

Заявление, поданное в суд в ходе избирательной кампании или подготовки референдума, должно быть рассмотрено в пяти­дневный срок со дня подачи, но не позднее дня, предшествую­щего дню голосования, а поступившие в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, решение по заявлению принимается не позднее, чем в десятидневный срок со дня подачи заявления.

Решение относительно заявления избирательной комиссии и других субъектов избирательного процесса об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) принимается судом не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Заявление на решения избирательной комиссии, комиссии ре­ферендума об итогах голосования, о результатах выборов, рефе­рендума должны быть рассмотрены в течение двух месяцев со дня их подачи.

Наши рекомендации