Понятие охраны и правовой охраны труда. законодательство о специальных нормах по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью
Понятие охраны труда по трудовому праву.Термин «охрана труда» употребляется в широком и узком специализиров. понимании. В первом понятии: это гарантии для раб-ов, к-е предвидят все нормы тр. закон-ва. В узком значении – это совокупность мероприятий по созданию непосредственно в процессе работы нормальных и безопасных технических и санитарно-гигиенических условий для работающих. Легальное определение понятия охраны труда дано в ст.1.ЗУ от 14.X.1992г. «Об охране труда». Охрана труда – это система правовых, социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятий и способов , направленных на сохранение здоровья и трудоспособности человека в процессе труда. В это понятие входят и все мероприятия, к-е специально предназначены для создания особо облегченных условий труда для женщин и несовершеннолетних, а также работников с пониженной трудоспособностью. Кроме ЗУ «Об охране труда» правовое регулирование охраны труда нашло отобраение в нормах главы XI «Охрана труда» (ст.ст.153-173), главы XII «Труд женщин»(ст.ст.174-186),главы XIII «Труд молодёжи»(ст.ст.187-200) КЗоТ. С охранной труда связаны правовые нормы др. отраслей права. Нормы гражданского права устанавливают имущественную ответ-ть при повреждении здоровья или смерти гражданина; АП – админответ-ть и порядок привлечения к ней граждан органами охраны труда и техники безопасности. Правовые нормы, объединен. термином «охрана труда», включают в себя нормы и правила по технике безопасности и производствен. санитарии. Они могут одновременно находится в гос-ых межотраслевых и отраслевых норм.актах. В своей совокупности норм.акты об охране труда – это правила, стандарты, нормы, положения, инструкции, и др.документы, к-е выполняют роль правовых норм, обязательных для выполнения. В КД предвидится обеспечение раб-м социальных гарантий в отрасли охраны труда.
Вопросы возмещения ущерба раб-м в случаях повреждения их здоровья решаются в соот. с ЗУ от 23.09.1999г. «Об общеобязательном госстраховании от несчастного случая на произв-ве и профзаболевания, повлекших утрату трудоспособности». Раб-к вправе отказаться от поручен. работы, если сложилась произв-ая ситуация, опасная для его жизни, здоровья или для окружающих. За период простоя по этим причинам (не по вине раб-а) за ним сохраняется средний заработок. Раб-к вправе расторгнуть тр. дог-р по собствен. желанию, если соб-к не выполняет ЗУ о труде, условия КД или тр. дог-ра. Тогда выплачивается выходное пособие в размере, предусмотренном КД, но не менее 3х мес. заработка. Раб-в, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, соб-к должен по медзаключению перевести (с их согласия) на такую работу временно или без ограничения срока.
Ст.174 КЗоТ: запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах (кроме нек-х нефизических работ, или работ по санитарному и бытовому обслуживанию). Запрещается также привлечение женщин к поднятию и перемещению предметов, масса к-х превышает установлен. предельные нормы. Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, а также предельные нормы поднятия и перемещения тяжестей женщинами утверждены Минохраны здоровья У. (приказы №241 и 256 от 20, 29 декабря 1993г.). Масса груза при поднятии и перемещении (до двух раз в течение часа при чередовании с др. работой) не должна превышать 10кг, а при постоянном перемещении на протяжении рабочей смены – 7кг. Привлечение женщин к работе в ночное время не допускается, за исключением тех отраслей н/х, где это вызывается особой необходимостью и разрешается в качестве временной меры. Особые нормы по охране труда установлены для женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет. Женщинам предоставляются отпуска по беремен. и родам продолжит. 70 календар. дней до родов и 56 –после. В случае осложнен. родов или рождения двух и более детей послеродовой отпуск составляет 70 календарных дней. Отпуск и пособие по беремен. и родам исчисляются суммарно и предостав. женщинам в полном объеме, независимо от кол-ва дней, фактически использован. до родов. Право на это пособие имеют все женщины, работающие на любых пред-х, независимо от форм соб-ти и неработающие женщины (в т.ч. несовершеннолетние) по ст. 7 ЗУ «О внесении изменений в ЗУ «О гос. помощи семьям с детьми»» от 02.03.2001г.. Несовершеннолетние в тр. правоотн-ях приравниваются к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых др. условий пользуются доп. льготами.
Труд лиц с пониженной трудоспобностью.Снижение трудоспобности у человека может наступить по двум причинам: наступление пожилого возраста, а также инвалидности вследствие профзаболевания или трудовой травмы. Эти лица владеют всей полнотой соц-эконом., полит., личных прав и обязательств. В соот. с ЗУ от 21.03.1991 г. «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» дискриминация инвалидов запрещена и преследуется по закону. КМУ 3 мая 1995 г. принял постановление №314 «Об организации рабочих мест и трудоустройстве инвалидов». Они могут работать на предприятиях с обычными условиями труда, а также заниматься индивидуальной или тр.деят-тью, не запрещённой законом. Отказ в приёме на работу или продвижение по службе, уволнение по инициативе соб-а, перевод на др. работу без их согласия по мотивам инвалидности – не допускается. За инвалидами вследствие тр. травмы или профзаболевания, к-е проходят проф. реабилитацию, если с момента установления инвалидности прошло не более 1 года, сберегается средний заработок по предыдущему месту работы с учетом пенсии по инвалидности на протяжении реабилитации.
ТРУДОВЫЕ СПОРЫ. РАБОТА КОМИССИИ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ И ПОРЯДОК ИХ РАЗРЕШЕНИЯ. РАССМОТРЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОРА ПРИМИРИТЕЛЬНОЙ КОМИССИЕЙ И В ТРУДОВОМ АРБИТРАЖЕ. ПРАВО НА ЗАБАСТОВКУ
Под трудовыми спорами понимаются неурегулированные разногласия между соб-м и раб-м (его представителем) по поводу применения действующего ЗУ о труде, установления новых, а также изменений условий труда. По характеру тр. споры подразделяются на: а) споры о применении норм тр. закон-ва, установлен. им (а также КД и тр.дог-м) прав и обязан-й; б) споры об установлении новых или изменении существующих социально-эконом. условий труда и быта. Независимо от формы тр. дог-а индивидуальные тр. споры раб-в всех предп-ий, учрежд., организ. всех форм соб-ти, вида деят-ти и отраслевой принадлежности рассматриваются: 1) комиссиями по трудовым спорам (КТС); 2) рай-, гор- судами.
КТС избирается общим собранием (конфер.) тр. кол-ва с числом работающих не менее 15 чел. Порядок избрания, численность, состав и срок полномочий комиссии определяется общим собранием (конфер.) тр. кол-ва. Кол-во рабочих в составе комиссии - не менее половины её состава. Она избирает из своего состава председателя, его замов и секретаря. По решению общего собрания (конфер.) тр. кол-ва создаются комиссии по тр. спорам в подразделениях. Они действуют на основаниях, что и КТС предп-ий. КТСсоздаются на всех предп-ях, в учрежд., организ-х, независимо возникали или нет споры. Оганизац.-тех. обеспечение КТС (предоставление помещения, машинописной и иной техники, необходимой литературы, организация делопроизводства, учет и хранение заявлений раб-в и дел, подгот. и выдача копий решений и т.д.) осуществляется соб-м. Тр. спор рассматривается, если раб-к самостоятельно или при участии профкома, не урегулировал разногласия при непосредствен. переговорах с соб-м. Раб-к может обратиться в комиссию в 3-х мес. срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. А в спорах о выплате причитающейся ему зарплаты – без ограничения срока.
В случае пропуска по уваж. причинам установленного срока комиссия может его восстановить. Тр. спор рассматривается в 10-днев. срок со дня подачи заявления в присутствии раб-а, подавшего заявление, представителей соб-а. Рассмотрение спора в отсутствии раб-а допускается только по его письменному заявлению. По желанию раб-а, при рассмотрении спора от его имени выступает представитель профкома или др. лицо, в т.ч. адвокат. В случае неявки раб-а или его представителя на заседание комиссии рассмотрение заявления откладывается до след. заседания. При повторной неявке раб-а без уваж. причин комиссия может вынести решение о снятии этого заявления с рассмотрения, что не лишает раб-а права подать заявление вновь в пределах 3-х мес. со дня, когда раб-к узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Комиссия имеет право вызывать на заседание свидетелей, поручать специалистам проведение тех., бух. и иных проверок, требовать от соб-а необходимые расчеты и документы. Заседание комиссии правомочно, если присутствует не менее 2/3 её членов. Раб-к и соб-к имеют право заявить мотивированный отвод любому члену комиссии. Причины должны быть уваж. и мотивирован. (личная заинтересованность члена КТС в исходе дела и др.). Вопрос об отводе решается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. Протокол подписывается председателем или его замом и секретарем.
Заседание комиссии проводится открыто, на нем могут присутствовать желающие, и любой может быть выслушан по спору. Комиссия должна выслушать заявителя, опросить свидетелей, ознакомиться со всеми имеющимися в деле документами. Высказывания членов комиссии по спору и вынесение решения должны происходить публично в присутствии заявителя, свидетелей и др. присутств. на заседании лиц. Комиссия принимает решения большинством голосов её членов, участвующих в заседании. Копии решения комиссии в 3х днев. срок вручаются раб-ку, соб-ку. Принятые решения в последующем утверждении не нуждаются, могут исполняться немедленно. В случае несогласия раб-к или соб-к могут обжаловать её решение в суде в 10и днев. срок со дня вручения им выписки из протокола заседания комиссии или его копии. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в приеме заявления. Признав причины пропуска уважительными, суд может восстановить этот срок и рассмотреть спор по существу. Решения комиссии по тр. спорам имеют обязательную силу.
В судах рассматриваются тр. споры по заявлениям: а) раб-а или соб-а, когда они не согласны с решением комиссии предпр-я; б) раб-а, если он решил обратиться непосредственно в суд; прокурора, если он считает, что решение комиссии противоречит действующему закон-ву. По ст.232 КЗоТ непосредственно в судах рассматриваются тр. споры по заявлениям: 1) раб-в пред-й, учреж-й, орган-й, где комиссии не избираются; 2) раб-в о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения тр. дог-а, изменении даты и формулировки причины увольнения, оплаты за время вынужден. прогула или выполнения нижеоплачив. работы (исключение: споры раб-в, указан. в части 3-й ст.221 и ст.222 КзоТ); 3) соб-а о возмещении раб-и мат. ущерба, причинен. пред-ю; 4) раб-в по вопросу применения ЗУ о труде, к-й в соответствии с ЗУ предварительно был разрешен соб-м и профкомом пред-я, учреж-я, орган-и (подразделения) в пределах предоставлен. им прав.
Раб-к обращается в суд в 3-х мес. срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении – в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении или со дня выдачи тр. книжки. В случае нарушения закон-ва об оплате труда раб-к имеет право обратиться в суд с иском о взыскании зарплаты без ограничения сроком. Для обращения соб-а в суд по вопросам взыскания с раб-а мат. ущерба устанавливается срок в один год со дня обнаружения причинен. раб-м ущерба. В случае пропуска по уваж. причинам сроков суд может их восстановить. Отказ в принятии искового заявления по мотивам истечения срока исковой давности является незаконным. Иски по тр.делам вправе предъявить от имени заинтересован. раб-в и профорганы. Они могут выделить своих представителей для защиты в суде интересов раб-х и служащих, даже когда иск заявлен самим раб-м. Эти представители вправе совершать все предусмотрен ЗУ процессуальные действия. Истцы - работники и выступающие от их имени профорганы – по всем тр.делам освобождаются от уплаты госпошлины и др. судебных расходов. Если иск раб-а удовлетворяется, то судебные расходы, в т. ч. госпошлина, взыскиваются с ответчика. При отказе раб-у в иске судебные расходы ни с одной стороны не взыскиваются. В случаях, когда истцом является пред-е (учреж-е), с него взыскиваются судебные издержки (по спору о мат.ответ-т раб-а).
Только работник-истец может изменить свои исковые требования в суде, увеличить или уменьшить их, изменить предмет и основания иска, отказаться от иска. Если же меняются и предмет, и основания иска одновременно, то это ведет уже к заявлению совершенно нового иска. Разрешение тр. спора в суде может окончиться и мировым соглашением. Обжаловать решение суда в вышестоящий суд может любая сторона в 10-днев. срок. В тот же срок оно может быть опротестовано прокурором. Пропустившие этот срок лишаются права на подачу жалобы. Но при уваж. причине пропуска срока суд может восстановить его.
ЗУот 03.03.1998г.«О порядке разрешения коллективных трудовых споров» позволяет исключать стихийность в вопросах рассмотрения кол-ых тр.споров. Кол-ый тр.спор (конфликт) – это разногласия, возникшие между стронами социально-тр. отн-й по вопросам: а) установления новых или изменения существующих социально-эконом. условий труда и производствен. быта; б) заключения или изменения КД, соглашения; в) выполнения КД, соглашения или отдельных их положений; г) невыполнения требований ЗУ о труде. Сторонами кол-го тр.спора (конфликта) являются: на производствен. уровне – наемные раб-и (отдельные их категории) или профсоюзная либо др., уполномочен. наемными раб-и организация и соб-к; на национальном уровне – наемные раб-и одной или нескольких отраслей (профессий) или профсоюзы либо их объединения, или др., уполномочен. ими органы (представители) на территории большинства админ. - территор. единиц У. Уполномоченный наемными раб-и на представительство орган является их единствен. полномочным представителем до момента прекращения такого спора (конфликта). Моментом начала является день, когда представительный орган наемных раб-в получил от соб-а уведомление о полном или частич. отказе в удовлетворении кол-х требований и принял решение о несогласии с решением соб-а или когда сроки рассмотрения истекли, а ответа от соб-а нет.
Предмет коллективного трудового спора и порядок его разрешения. Это законные интересы и права объединенных в тр. кол-вы раб-в, даже когда спорящей стороной является профсоюз, поскольку он осуществляет в конкретном кол-ом споре свою защитную функцию. Напр., при разногласиях об изменении норм труда, сдельных расценок оплаты труда, установлении систем зарплаты, надбавок и доплат, режима рабочего времени, по вопросам улучшения охраны труда и т.д.. Предметом кол-о спора могут быть права и закон. интересы нескольких тр. кол-ов или раб-в всей отрасли, всего государства.
Порядку разрешения кол-ых тр.споров предшествует стадия урегулирования разногласий самими сторонами. Правом их выдвижения обладают раб-и и их представители. Требования наемных раб-в формируются и утверждаются общим собранием (конференцией) наемных раб-в или формируются путем сбора подписей и считаются действующими при наличии не менее 50% подписей членов тр. кол-ва пред-ия, учреж-ия, орган-ии или их структурного подразделения. Вместе с выдвижением требований собрание (конф.) наемных раб-в определяет орган или лицо, к-е будут представлять их интересы. Требования раб-в, профсоюза, объединения профсоюзов оформляются в письмен. форме и направляются соб-у,он обязан их принять к рассмотрению и в течение трех рабочих дней сообщить представителю раб-в о своем решении. Соб-к не вправе препятствовать проведению собраний (конф.). Наоборот, он обязан для проведения предоставить помещение. Требования, не относящиеся к тр.спорам, не должны выдвигаться. Если требования раб-в полностью или частично отклонены, то представители раб-в могут начать примирительные процедуры по разрешению возникшего уже коллективного тр.спора. Ни одна из сторон не вправе уклониться от участия в примирит. процедурах.
Примирит. комиссия – это времен. вневедомственный орган, создается спорящими сторонами на паритетных началах, ее состав устанавливается по соглашению. Задачи, функции и порядок формирования и деят. примирит. комиссии определяется ЗУ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». Примирит. комиссия образуется по инициативе одной из сторон на производственном уровне – в 3-днев., на отраслевом или территор. уровне – в 10-днев. срок с момента возникновения кол-о тр. спора (конф.) из одинакового числа представителей сторон. Соб-к не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. Из своего состава она выбирает открытым голосованием председателя и секретаря. Кол-ые тр.споры рассматриваются примирит. комиссиями – в 5-дневн., отраслевой и террит. – в 10-дневн., на национальном уровне – в 15-дневн. срок с момента их образования. По согласию сторон эти сроки могут быть продлены. Решение считается принятым, если достигнуто соглашение между сторонами, а на ее заседании присутствовало не менее 2/3 представителей от каждой стороны и независимый посредник, если он был введен в состав комиссии. При этом предложения одной стороны должны совпадать с мнением др.. В решении могут быть указаны сроки исполнения каждого требования.
Трудовой арбитраж – орган, состоящий из привлечен. сторонами специалистов, экспертов и др. лиц и принимающий решение по сути тр.спора (конфликта). Он образуется по инициативе одной из сторон или независимого посредника в 3-днев. срок в случае: непринятия примирит. комиссией согласован. решения о разрешении спора по установлению или изменению соц.-эконом. условий труда и производствен. быта; а также заключения, изменения КД, соглашения, возникновения кол-го тр.спора (конф.) по вопросам выполнения КД, соглашения или отдельных их положений; невыполнения требований ЗУ о труде. Арбитраж должен принять решение в 10-днев. срок со дня его образования. По решению большинства его членов этот срок может быть продлен до 20 дней. Решение принимается большинством голосов его членов, оформляется протоколом. Решение арбитража является обязательным для выполнения, если стороны об этом предварительно договорились. Он может вынести решение об отказе в рассмотрении, если:а) будет установлено, что разногласия не являются предметом кол-го тр.спора;б) была нарушена последовательность примирит. процедур;в) стороны спора достигли согласия об урегулировании разногласий и разрешения спора.
Ст.44 Конституции У. провозглашает право работающих граждан на забастовку для защиты своих эконом. и социальных интересов. Это право реализуется только в рамках ЗУ от 3.03.1998г. «О порядке разрешения кол-х трудовых споров». Ст.17 : забастовка – это временное кол-ое добровольное прекращение работы раб-и (невыход на работу, неисполнение своих тр.обязан.) с целью решения тр.спора. Забастовка применяется как крайнее средство (когда все др. возможности исчерпаны) разрешения тр.спора в связи с отказом соб-а удовлетворить требования наемных раб-в. Решение об объявлении забастовки принимается по представлению органа профсоюзной, др. организ. наемных раб-в, уполномоченной в соответствии с ЗУ представлять интересы наемных раб-в, общим собранием (конференцией) наемных раб-в всего пред-я, (а не отдельного структурного подразделения), путем голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство наемных раб-в или 2/3 делегатов конференции. Решение об объявлении забастовки оформляется протоколом. Наемные раб-и самостоятельно принимают решение об объявлении или необъявлении забастовки на своем пред-и. Забастовка считается отраслевой или территор., если на пред-х, на к-х объявлена забастовка, число работающих составляет более половины общего числа работающих соот. отрасли или территории. Никто не может быть принужден к участию или к неучастию в забастовке. Орган (лицо), возглавляющий забастовку, обязан письменно предупредить соб-а не позднее чем за 7 дней до начала забастовки, а в случае принятия решения о забастовке на непрерывном производстве – за 15 дней. Местонахождение во время забастовки раб-в, принимающих в ней участие, определяется органом (лицом), руководящим забастовкой, по согласованию с соб-м. При проведении сборов, митингов, пикетов за пределами пред-ия орган (лицо), возглавляющий забастовку, должен уведомить о запланирован. мероприятии местные власти не позднее чем за 3 дня. Отраслевую или территор. забастовку возглавляет (координирует) орган (лицо), назначен. конференцией, собранием, пленумом или др. выборным органом представителей наемных раб-в, профсоюзом или др. организаций раб-в, уполномочен. представлять соот. тр. кол-вы. Орган (лицо), возглавляющий забастовку, действует во время забастовки в пределах прав, предусмотрен. ЗУ, информирует работников о ходе решения кол-го тр. спора. Во время забастовки стороны кол-о тр. спора (конфликта) обязаны продолжать поиск путей его разрешения. Если достигнуто соглашение, то спор считается разрешенным.