Органы оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется во всех странах мира и является служебной необходимостью для раскрытия преступлений, когда оказывается недостаточным традиционный набор следственных действий. Оперативно-розыскная деятельность долгие годы в стране осуществлялась при отсутствии какого бы то ни было законодательного регулирования, на основании одних лишь сугубо секретных ведомственных циркуляров.

Не было также никаких официальных правил использования ее результатов в доказывании.

За всю историю нашего государства оперативно-розыскная деятельность впервые получила законодательную регламентацию с принятием Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 сентября 1994 года.

Оперативно-розыскная деятельность — научно обоснованная система гласных и негласных оперативно-розыскных, организационных и управленческих мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными государственными органами в пределах своей компетенции в целях защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, а также от разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций.

Основной задачей оперативно-розыскной деятельности остается своевременное обнаружение и обеспечение полного и быстрого раскрытия преступлений, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших граждан. Также актуальной задачей является пресечение разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств, обеспечение охраны государственной границы, обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну и поддержание режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством, в местах лишения свободы.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется в соответствии с принципами законности, соблюдения прав и свобод, уважения достоинства личности, равенства граждан перед законом, на основе конспирации, сочетания гласных и негласных методов, профессиональной этики.

Не допускается осуществление оперативно-розыскных мероприятий, а также использование полученной информации для достижения целей и задач, не предусмотренных законом. Полученные в результате оперативно-розыскной деятельности сведения, касающиеся личной жизни, чести и достоинства личности, если в них не содержится информация о совершении запрещенных законом действий, хранению не подлежат и уничтожаются.

Лицо, виновность которого в подготовке или совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения, послужившие основанием для его проверки и о характере имеющейся в отношении него информации в пределах, исключающих разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны.

На территории Республики Казахстан оперативно-розыскную деятельность осуществляют:

1. органы внутренних дел;

2. органы национальной безопасности;

3. органы военной разведки Министерства обороны;

4. органы финансовой полиции;

5. Служба охраны Президента Республики Казахстан;

6. органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции;

7. таможенные органы.

При выполнении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:

1. проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия в пределах своей компетенции;

2. устанавливать на безвозмездной либо платной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

3. создавать и использовать оперативные учеты и информационные системы, обеспечивающие решение задач оперативно-розыскной деятельности;

4. использовать помощь должностных лиц и специалистов, обладающих необходимыми научно-техническими или иными специальными познаниями;

5. получать безвозмездно и использовать имеющую значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности информацию других министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

6. привлекать по согласованию с другими органами, имеющими право осуществления оперативно-розыскной деятельности на территории Республики Казахстан, силы и средства этих органов для проведения отдельных мероприятий;

7. беспрепятственно входить в любое время суток на территорию и в помещения предприятий, учреждений, организаций (независимо от форм собственности), проводить и другие действия, предусмотренные законом.

При выполнении оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:

а) принимать в соответствии с компетенцией необходимые меры для защиты охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц;

б) обеспечивать выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий, фиксации их результатов для использования в уголовном процессе;

в) своевременно информировать органы государственной власти и управления Республики Казахстан об известных им фактах и данных, свидетельствующих об угрозе безопасности общества и государства;

г) выполнять на основе договоров (соглашений) о правовой помощи запросы соответствующих международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств;

д) принимать необходимые меры по обеспечению конспирации при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также при передаче материалов, отражающих результаты проведенных оперативно-розыскных мероприятий, для использования в уголовном процессе и недопущению рассекречивания источников информации.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

1. наличие возбужденного уголовного дела;

2. поступившая в органы информация;

3. письменные поручения следователя и указания прокурора, а также определения суда по уголовным делам, находящимся в производстве этих органов;

4. постановления Генерального Прокурора Республики и его заместителей, прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров;

5. запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с договорами (соглашениями) о правовой помощи;

6. необходимость получения разведывательной информации в интересах общества, государства и укрепления его экономического и оборонного потенциала.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции по собственной инициативе либо инициативе иных государственных органов вправе собирать данные, характеризующие личность, необходимые для принятия решений:

1. о приеме на работу и службу в органы внутренних дел, уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, национальной безопасности, военной разведки, финансовой полиции, таможенные органы, Службу охраны Президента Республики Казахстан;

2. по вопросам обеспечения безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

3. о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или к работам, связанным с эксплуатацией объектов и сооружений, представляющих повышенную аварийную или экологическую опасность;

4. о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;

5. о выдаче разрешений на занятие частной детективной и охранной деятельностью.

Содержание оперативно-розыскной деятельности составляют общие и специальные оперативно-розыскные мероприятия.

Общими оперативно-розыскными мероприятиями являются:

1. опрос лиц;

2. установление гласных и негласных отношений с гражданами, использование их в оперативно-розыскной деятельности;

3. внедрение;

4. применение модели поведения, имитирующей преступную деятельность;

5. создание конспиративных предприятий и организаций;

6. контролируемая поставка;

7. применение технических средств;

8. наведение справок;

9. получение образцов;

10. оперативный закуп;

11. применение служебно-розыскных собак;

12. поиск и отождествление личности по приметам;

13. поиск устройств незаконного снятия информации;

14. обнаружение, негласная фиксация и изъятие следов противоправных деяний, их предварительное исследование;

15. преследование лица, готовящего, совершающего или совершившего преступление, и его задержание;

16. осуществление с участием понятых личного досмотра задержанных лиц, осмотра и изъятия, находящихся при них вещей и документов, могущих относиться к преступной деятельности, а также досмотра жилых помещений, рабочих и иных мест, досмо­тра транспортных средств.

В ходе осуществления антитеррористической операции личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, до­смотр транспортных средств, в том числе с применением технических средств, могут производиться без участия понятых;

1. проведение операций по захвату вооруженных преступни­ков;

2. наблюдение.

3. Специальными оперативно-розыскными мероприятия являются:

4. контроль почтово-телеграфных отправлений;

5. оперативный поиск на сетях связи;

6. негласное прослушивание и запись разговоров с использованием видео-, аудиотехники или иных специальных технических средств, прослушивание и запись переговоров, производящихся по телефонам и другим переговорным устройствам, а также получение сведений о произведенных телефонных переговорах;

7. снятие информации с технических каналов связи, компью­терных систем и иных технических средств;

8. оперативное проникновение.

Специальные оперативно-розыскные мероприятия, затраги­вающие охраняемые законом неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообще­ний и почтовых отправлений, а также право на неприкосновен­ность жилища, осуществляются исключительно для выявления, предупреждения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступле­ний, а также преступлений, подготавливаемых и совершаемых преступными группами, только с санкции прокурора. С 2009 года уполномоченным органам предоставлено право на проведение оперативно-розыскных мероприятий и в отношении лиц, совер­шивших преступления средней тяжести. Санкцию на проведение таких мероприятий по постановлению органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дают Генеральный прокурор Республики Казахстан и его заместители, военный прокурор ре­спублики, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры.

В борьбе с преступностью, защите прав и законных интересов граждан и общества важное значение имеет использование резуль­татов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам. Допустимость, возможность использования в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности определяется, прежде всего, тем, не нарушены ли при их полу­чении, при производстве оперативно-розыскных мероприятий основополагающие нормы Конституции и Закона «Об оперативно- розыскной деятельности».

Материалы, полученные в результате проведения оперативно- розыскных мероприятий, до облечения их в форму, предусмо­тренную уголовно-процессуальным законодательством, либо при отсутствии возможности ввести их в уголовный процесс, никаких правовых последствий не влекут и не являются основанием для ограничения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.

Порядок собирания, закрепления, исследования и оценка дока­зательств регламентированы статьями 125—128 УПК РК. Собира­ние доказательств производится в процессе досудебного производ­ства и судебного разбирательства путем производства следствен­ных и судебных действий, предусмотренных УПК РК. Собирание доказательств включает их обнаружение, закрепление и изъятие.

Фактические данные могут быть использованы в качестве дока­зательств только после их фиксации в протоколах процессуальных действий. Ответственность за ведение протоколов в ходе дознания и предварительного следствия возлагается соответственно на до­знавателя и следователя, а в суде — на председательствующего и секретаря судебного заседания.

Лица, ознакомленные с протоколом следственного действия, ставят свои подписи под последней строкой текста на каждой стра­нице и в конце протокола. При ознакомлении с частью протокола судебного заседания подписи ставятся в конце каждой страницы и в конце этой части. В случае несогласия с замечаниями или воз­ражениями дознаватель, следователь или суд выносят об этом по­становление. При отказе кого-либо из участников процесса или других лиц подписать в предусмотренных законом случаях прото­кол следственного действия дознаватель или следователь делает об этом отметку в протоколе, которую удостоверяет своей подписью.

Для закрепления доказательств, наряду с составлением про­токолов, могут применяться звукозапись, видеозапись, киносъем­ка, фотосъемка, изготовление слепков, оттисков, планов, схем и другие способы запечатления информации. Применение научно- технических средств признается допустимым, если они:

1. прямо предусмотрены законом или не противоречат его нор­мам;

2. научно состоятельны;

3. обеспечивают эффективность производства по уголовному делу;

4. безопасны.

Использование результатов оперативно-розыскной деятельно­сти в доказывании по уголовным делам закреплено в статье 130 УПК РК. Сведения, непосредственно воспринятые при проведе­нии оперативно-розыскных мероприятий сотрудником органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, могут быть использованы в качестве доказательств после допроса ука­занного сотрудника в качестве свидетеля.

Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном зако­ном порядке, а также в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, хранятся один год с момента прекращения соот­ветствующего дела оперативного учета, а затем уничтожаются. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате про­слушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в те­чение шести месяцев с момента прекращения соответствующего дела оперативного учета, о чем составляется протокол.

Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыск­ную деятельность, обеспечивают контроль за соблюдением закон­ности, организацией, тактикой, методами и средствами, а также мерами по обеспечению конспирации и конфиденциальности этой деятельности.

Надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности осуществляют Генеральный Прокурор Республики Казахстан и подчиненные ему прокуроры.

При осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятель­ностью прокурор:

1. получает дела оперативного учета, материалы, документы и другие необходимые сведения о ходе оперативно-розыскной дея­тельности, кроме сведений о личности конфиденциальных помощ­ников и штатных негласных сотрудников;

2. проводит проверку законности осуществления специальных оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на сети связи;

3. прекращает своим постановлением оперативно-розыскные мероприятия в случае выявления нарушений закона, прав человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятель­ности;

4. рассматривает жалобы и заявления на действия и реше­ния должностных лиц органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность;

5. опротестовывает противоречащие Конституции, законам и актам Президента Республики нормативные правовые акты, ре­гламентирующие организацию и тактику проведения оперативно- розыскных мероприятий, издаваемые органами, осуществляющи­ми оперативно-розыскную деятельность;

6. выносит в отношении сотрудников, допустивших противо­правные действия при проведении оперативно-розыскных меро­приятий, постановления о возбуждении уголовного дела, дисци­плинарного производства;

7. выносит другие акты прокурорского надзора по выявленным фактам нарушений при осуществлении надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности;

8. своим мотивированным постановлением освобождает неза­конно задержанных лиц либо отменяет незаконные постановления о задержании лиц;

9. при необходимости требует от руководителей органов, осу­ществляющих оперативно-розыскную деятельность, проведения проверок в подчиненных им органах в целях устранения наруше­ний закона;

10. в случаях, установленных законом Республики Казахстан, дает санкцию на проведение оперативно-розыскных мероприя­тий.

Генеральный Прокурор в пределах своей компетенции прини­мает нормативные правовые акты по вопросам применения норм законодательства Республики Казахстан об оперативно-розыскной деятельности, обязательные для исполнения органами, осущест­вляющими оперативно-розыскную деятельность.

В целях выявления нарушений законности со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, прокурор вправе привлекать специалистов органов прокуратуры и иных спе­циалистов с использованием специальных технических средств.[kgl]

[gl]ТЕМА 11 ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН[:]

Цель:Разъяснить понятие и задачи таможенных органов, принципы и система таможенных органов, порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, ответственность по таможенному праву, обжалование решения, действий (бездействия) таможенного органа, порядок прохождения службы в таможенных органах

Структура лекции:

1. Понятие и задачи таможенных органов

2. Принципы и система таможенных органов

3. Перемещение товаров и транспортных средств

4. Ответственность по таможенному праву.

5. Обжалование решения, действий (бездействия) таможенного органа

6. Порядок прохождения службы в таможенных органах

Наши рекомендации