Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
а) темы контрольных работ, эссе и рефератов:
1. Понятие и система Шенгенского права.
2. Особенности применения Шенгенского права в государствах-членах ЕС, пользующихся изъятием (Великобритания, Ирландия, Дания).
3. Реформа порядка временного восстановления пограничного контроля на внутренних границах государств-членов ЕС.
4. Специальные условия и порядок пересечения внешних границ отдельными категориями граждан третьих стран в соответствии с Шенгенским кодексом о границах и регламентом ЕС о малом пограничном движении 2006 г.
5. Правовые последствия отказа во въезде в Шенгенское пространство.
6. Правовой анализ различных типов виз в соответствии с Визовым кодексом 2009 г.
7. Процедура выдачи Шенгенской визы.
8. Перспективы развития законодательства ЕС об иммиграции.
9. Законодательное обеспечение формирование общей европейской системы предоставления убежища.
10. Правовой режим обработки информации в Шенгенской информационной системе.
11. Проблемы реформирования Шенгенского кодекса о границах на современном этапе.
12. Проблемы реформирования Визового кодекса ЕС на современном этапе.
13. Правовой режим функционирования Визовой информационной системы.
14. Правовой режим обмена информацией между органами пограничной охраны государств-членов ЕС.
15. Правовой режим экономической иммиграции в ЕС.
16. Правовой режим неэкономической иммиграции в ЕС.
17. Юридический анализ законодательства ЕС о видах на жительство
18. Правовое регулирование процедуры выдворения нелегальных иммигрантов из ЕС
19. Правовой статус Европейского агентства по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств-членов ЕС.
20. Правовые основы формирования единой системы регистрации въезда граждан третьих стран в Шенгенское пространство.
б) дополнительные задания для самостоятельных работ:
1. Разработка алгоритма, иллюстрирующего основные и факультативные этапы процедуры выдачи Шенгенской визы.
2. Составление сравнительной таблицы, иллюстрирующей сходства и различия визового режима ЕС и Российской Федерации.
3. Подготовка схем для дистанционного проектирования, иллюстрирующих важнейшие положения законодательства ЕС о режиме пересечения границ, визах, иммиграции, убежище (по выбору магистранта).
в) дополнительные темы коллоквиумов:
1. Какие положения Шенгенского права могут быть использованы в ходе формирования и развития Евразийского экономического союза?
2. Перспективы введения безвизового режима между Россией и ЕС.
3. Правовые способы решения проблем, возникающих при въезде и пребывании граждан России в Шенгенском пространстве.
4. Проблема «наплыва» беженцев и правовые механизмы ее решения.
г) контрольные вопросы для подготовки к экзамену
1. Понятие и сферы регулирования Шенгенского права.
2. Общая характеристика Шенгенского соглашения 1985 г.
3. Общая характеристика Шенгенской конвенции 1990 г.
4. Общая характеристика Шенгенского кодекса о границах 2006 г.
5. Общая характеристика Визового кодекса ЕС 2009 г.
6. Шенгенское пространство: понятие, состав, условия вхождения новых государств.
7. Компетенция и законодательство ЕС в области установления правового режима пересечения границ: общая характеристика
8. Правовой режим внутренних границ ЕС.
9. Условия въезда граждан третьих стран в Шенгенское пространство.
10. Правовой режим внешних границ ЕС.
11. Правовой режим малого пограничного движения.
12. Компетенция и законодательство ЕС в области регулирования визового режима: общая характеристика.
13. Понятие и классификация виз в Шенгенском праве.
14. Условия предоставления Шенгенской визы.
15. Порядок предоставления Шенгенской визы.
16. Структура и содержание Шенгенской визы.
17. Правовой статус обладателя Шенгенской визы.
18. Компетенция и законодательство ЕС в области регулирования иммиграции граждан третьих стран: общая характеристика.
19. Законодательство ЕС в области легальной иммиграции.
20. Законодательство ЕС о предотвращении нелегальной иммиграции.
21. Компетенция и законодательство ЕС в области регулирования предоставления убежища: общая характеристика.
22. Законодательство ЕС о порядке предоставления убежища.
23. Законодательство ЕС о правовом статусе беженцев.
24. Правовой статус Шенгенской информационной системы.
25. Правовой статус Визовой информационной системы.
26. Правовой статус специализированных учреждений ЕС в области Шенгенского права.
27. Правовой режим упрощенного транзитного документа (УТД) и упрощенного проездного документа на железной дороге (УПД-ЖД) в целях проезда граждан России в Калининградскую область.
28. Основные положения Соглашения 2006 г. об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского Союза.
29. Основные положения Соглашения 2006 г. о реадмиссии между Россией и ЕС;
30. Правовые проблемы и перспективы введения безвизового режима между Россией и ЕС.
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины «Шенгенское право и Шенгенская виза» студент формирует следующие знания, умения и навыки:
1) Знать: понятие, систему и особенности Шенгенского права, его место в системе права Европейского Союза в целом; правовой режим внутренних и внешних границ ЕС, визовый режим ЕС, включая юридические свойства, условия и порядок предоставления и использования Шенгенской визы; законодательства и законопроекты ЕС по вопросам иммиграции и предоставления убежища в государствах-членах ЕС; правовые основы функционирования Шенгенской информационной системы, Визовой информационной системы, системы Евродак. Европейского агентства по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств-членов Европейского Союза; правовое регулирование сотрудничества России и ЕС в области Шенгенского права.
2) Уметь: анализировать источники и нормы Шенгенского права; самостоятельно решать вопросы, связанные с толкованием источников Шенгенского права ЕС; уметь грамотно оперировать уместной судебной практикой Суда Европейского Союза и документами, создаваемыми в ходе практической деятельности других институтов ЕС, включая программы и проекты новых законодательных актов ЕС; использовать приобретенные знания во всех аспектах практической деятельности и при изучении других учебных дисциплин.
3) Владеть: навыками поиска источников Шенгенского права, в том числе по базе данных законодательства ЕС, специальному визовому порталу ЕС и другим официальным Интернет-ресурсам Европейского Союза; навыками составления и оформления документов, связанных с применением Шенгенского права Европейского Союза, включая жалобы на отказ в выдаче Шенгенской визы или отказ во въезде в государства-члены ЕС; способностью к творческому развитию полученных знаний, в том числе способностью самостоятельно находить, анализировать и систематизировать источники, принципы и нормы Шенгенского права, которые будут созданы после завершения изучения учебной дисциплины.
№ п/п | Наименование раздела (темы) учебной дисциплины | Коды Формируемых компетенций | Планируемый результат обучения (знания, умения, владение компетенциями) |
1. | История формирования Шенгенского права. | ОК- 2; ПК- 2, ПК-7; ДПК- 1 | Знать: – Предпосылки формирования Шенгенского права. – Структуру и содержание Шенгенского соглашения 1985 г. и Шенгенской конвенции 1990 г. – Роль Шенгенского исполнительного комитета в формировании Шенгенского права. – Соотношение терминов «Шенгенские соглашения», «Шенгенские достижения», «Шенгенское право» и «Шенгенское законодательство». Уметь: – оперировать изученными юридическими понятиями и категориями; – анализировать юридические факты, относящиеся к теме, и возникающие в связи с ними правовые отношения; – анализировать, толковать и правильно применять изученные правовые нормы и научные труды; – принимать и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; – осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; – давать квалифицированные юридические заключения и консультации; – правильно составлять и оформлять юридические документы; – находить и анализировать новую научную литературу по теме. Владеть: – юридической и научной терминологией по изученной теме; – навыками работы с правовыми актами и теоретическими источниками по изученной теме; – навыками анализа правовых явлений, юридических фактов, правовых норм, правовой доктрины и правовых отношений, возникающих на основе норм европейского права |
2. | Место Шенгенского права в системе права Европейского Союза | ОК- 2; ПК- 2, ПК-7; ДПК- 1 | Знать: – Соотношение Шенгенского права и права Европейского Союза до вступления в силу Амстердамского договора 1997 г. – Порядок интеграции Шенгенского права в систему права ЕС Амстердамским договором 1997 г. – Юридические и институциональные последствия интеграции Шенгенского права в систему права ЕС. – Место Шенгенского права в системе права ЕС после реформы Лиссабонского договора 2007 г. – Предмет и сферы регулирования Шенгенского права на современном этапе. Уметь: – оперировать изученными юридическими понятиями и категориями; – анализировать юридические факты, относящиеся к теме, и возникающие в связи с ними правовые отношения; – анализировать, толковать и правильно применять изученные правовые нормы и научные труды; – принимать и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; – осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; – давать квалифицированные юридические заключения и консультации; – правильно составлять и оформлять юридические документы; – находить и анализировать новую научную литературу по теме. Владеть: – юридической и научной терминологией по изученной теме; – навыками работы с правовыми актами и теоретическими источниками по изученной теме; – навыками анализа правовых явлений, юридических фактов, правовых норм, правовой доктрины и правовых отношений, возникающих на основе норм европейского права |
3. | Шенгенское пространство | ОК- 2; ПК- 2, ПК-7; ДПК- 1 | Знать: – Происхождение и юридическое содержание понятия «Шенгенское пространство». – Правовое положение государств-членов Европейского Союза, входящих в Шенгенское пространство («Шенгенских государств»). – Правовое положение государств-членов Европейского Союза, не входящих в Шенгенское пространство. – Правовое положение ассоциированных участников Шенгенского пространства из числа третьих стран (Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн). – Особенности правового положения Дании. Уметь: – оперировать изученными юридическими понятиями и категориями; – анализировать юридические факты, относящиеся к теме, и возникающие в связи с ними правовые отношения; – анализировать, толковать и правильно применять изученные правовые нормы и научные труды; – принимать и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; – осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; – давать квалифицированные юридические заключения и консультации; – правильно составлять и оформлять юридические документы; – находить и анализировать новую научную литературу по теме. Владеть: – юридической и научной терминологией по изученной теме; – навыками работы с правовыми актами и теоретическими источниками по изученной теме; – навыками анализа правовых явлений, юридических фактов, правовых норм, правовой доктрины и правовых отношений, возникающих на основе норм европейского права |
4. | Законодательство Европейского Союза о режиме пересечения государственных границ: общая характеристика | ОК- 2; ПК- 2, ПК-7; ДПК- 1 | Знать: – Компетенцию Европейского Союза в области установления режима пересечения границ государств-членов. – Становление и кодификацию законодательства ЕС о режиме пересечения государственных границ в начале XXI века. – Структуру и содержание Шенгенского кодекса о границах 2006 г.. – Другие виды законодательных и незаконодательных актов Европейского Союза о режиме пересечения государственных границ. – Соотношение законодательства ЕС о режиме пересечения государственных границ с другими отраслями законодательства ЕС (таможенное, транспортное, ветеринарное, фитосанитарное и др.). Уметь: – оперировать изученными юридическими понятиями и категориями; – анализировать юридические факты, относящиеся к теме, и возникающие в связи с ними правовые отношения; – анализировать, толковать и правильно применять изученные правовые нормы и научные труды; – принимать и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; – осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; – давать квалифицированные юридические заключения и консультации; – правильно составлять и оформлять юридические документы; – находить и анализировать новую научную литературу по теме. Владеть: – юридической и научной терминологией по изученной теме; – навыками работы с правовыми актами и теоретическими источниками по изученной теме; – навыками анализа правовых явлений, юридических фактов, правовых норм, правовой доктрины и правовых отношений, возникающих на основе норм европейского права |
5. | Порядок пересечения внутренних и внешних границ государств-членов ЕС | ОК- 2; ПК- 2, ПК-7; ДПК- 1 | Знать: – Понятия «внутренние границы» и «внешние границы» в Шенгенском права. – Принцип прозрачности внутренних границ и его допустимые ограничения – Принципы и порядок пересечения внешних границ. – Условия въезда граждан третьих стран в Шенгенское пространство. – Особенности режима «малого пограничного движения» на внешних сухопутных границах государств-членов ЕС. Уметь: – оперировать изученными юридическими понятиями и категориями; – анализировать юридические факты, относящиеся к теме, и возникающие в связи с ними правовые отношения; – анализировать, толковать и правильно применять изученные правовые нормы и научные труды; – принимать и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; – осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; – давать квалифицированные юридические заключения и консультации; – правильно составлять и оформлять юридические документы; – находить и анализировать новую научную литературу по теме. Владеть: – юридической и научной терминологией по изученной теме; – навыками работы с правовыми актами и теоретическими источниками по изученной теме; – навыками анализа правовых явлений, юридических фактов, правовых норм, правовой доктрины и правовых отношений, возникающих на основе норм европейского права |
6. | Законодательство Европейского Союза о визовом режиме: общая характеристика | ОК- 2; ПК- 2, ПК-7; ДПК- 1 | Знать: – Компетенцию Европейского Союза в области установления визового или безвизового режима. – Становление и кодификацию законодательства ЕС о визовом режиме пересечения государственных границ в начале XXI века. – Структуру и содержание Визового кодекса 2009 г.. – Другие виды законодательных и незаконодательных актов Европейского Союза по вопросам визового режима. – Соотношение законодательства ЕС о визовом режиме с другими отраслями законодательства ЕС (иммиграционное, законодательство о предоставлении убежища и др.). Уметь: – оперировать изученными юридическими понятиями и категориями; – анализировать юридические факты, относящиеся к теме, и возникающие в связи с ними правовые отношения; – анализировать, толковать и правильно применять изученные правовые нормы и научные труды; – принимать и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; – осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; – давать квалифицированные юридические заключения и консультации; – правильно составлять и оформлять юридические документы; – находить и анализировать новую научную литературу по теме. Владеть: – юридической и научной терминологией по изученной теме; – навыками работы с правовыми актами и теоретическими источниками по изученной теме; – навыками анализа правовых явлений, юридических фактов, правовых норм, правовой доктрины и правовых отношений, возникающих на основе норм европейского права |
7. | Правовой режим Шенгенской визы | ОК- 2; ПК- 2, ПК-7; ДПК- 1 | Знать: – Условия предоставления Шенгенской визы. – Соотношение Шенгенской визы и визы с ограниченным территориальным действием. – Порядок предоставления Шенгенской визы. – Структуру и содержание Шенгенской визы. – Права и обязанности обладателя Шенгенской визы. Уметь: – оперировать изученными юридическими понятиями и категориями; – анализировать юридические факты, относящиеся к теме, и возникающие в связи с ними правовые отношения; – анализировать, толковать и правильно применять изученные правовые нормы и научные труды; – принимать и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; – осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; – давать квалифицированные юридические заключения и консультации; – правильно составлять и оформлять юридические документы; – находить и анализировать новую научную литературу по теме. Владеть: – юридической и научной терминологией по изученной теме; – навыками работы с правовыми актами и теоретическими источниками по изученной теме; – навыками анализа правовых явлений, юридических фактов, правовых норм, правовой доктрины и правовых отношений, возникающих на основе норм европейского права |
8. | Законодательство ЕС об иммиграции и предоставлении убежища | ОК- 2; ПК- 2, ПК-7; ДПК- 1 | Знать: – Компетенцию Европейского Союза в области издания законодательства об иммиграции и о предоставлении убежища для граждан третьих стран – Основные направления регулирования законодательства ЕС о легальной иммиграции. – Законодательство ЕС об экономической и неэкономической иммиграции. «Европейская голубая карта». – Законодательство ЕС о противодействии нелегальной иммиграции. – Законодательство ЕС о порядке предоставления убежища. – Законодательство ЕС о правовом статусе беженцев. – Особенности предоставления убежища гражданам Европейского Союза. Уметь: – оперировать изученными юридическими понятиями и категориями; – анализировать юридические факты, относящиеся к теме, и возникающие в связи с ними правовые отношения; – анализировать, толковать и правильно применять изученные правовые нормы и научные труды; – принимать и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; – осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; – давать квалифицированные юридические заключения и консультации; – правильно составлять и оформлять юридические документы; – находить и анализировать новую научную литературу по теме. Владеть: – юридической и научной терминологией по изученной теме; – навыками работы с правовыми актами и теоретическими источниками по изученной теме; – навыками анализа правовых явлений, юридических фактов, правовых норм, правовой доктрины и правовых отношений, возникающих на основе норм европейского права |
9. | Правовой статус информационных систем и учреждений ЕС в области Шенгенского права | ОК- 2; ПК- 2, ПК-7; ДПК- 1 | Знать: – Правовой статус Шенгенской информационной системы. Шенгенская информационная система второго поколения. – Правовой статус Визовой информационной системы. – Правовой статус информационной системы Евродак. – Правовой статус Европейского агентства по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств-членов ЕС. – Правовой статус Европейского агентства по управлению крупномасштабными информационными системами в рамках пространства свободы, безопасности и правосудия. Уметь: – оперировать изученными юридическими понятиями и категориями; – анализировать юридические факты, относящиеся к теме, и возникающие в связи с ними правовые отношения; – анализировать, толковать и правильно применять изученные правовые нормы и научные труды; – принимать и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; – осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; – давать квалифицированные юридические заключения и консультации; – правильно составлять и оформлять юридические документы; – находить и анализировать новую научную литературу по теме. Владеть: – юридической и научной терминологией по изученной теме; – навыками работы с правовыми актами и теоретическими источниками по изученной теме; – навыками анализа правовых явлений, юридических фактов, правовых норм, правовой доктрины и правовых отношений, возникающих на основе норм европейского права |
Правовое регулирование сотрудничества России и ЕС в области Шенгенского права | ОК- 2; ПК- 2, ПК-7; ДПК- 1 | Знать: – Место и значение Шенгенского права в правовом регулировании сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза. – Правовое регулирование сотрудничества России и ЕС в решении «калининградской проблемы». Порядок транзитного проезда граждан России в Калининградскую область. – Правовое регулирование сотрудничества в упрощении визового режима. Соглашение 2006 г. об упрощении выдачи виз гражданам РФ и ЕС. – Правовое регулирование сотрудничества в борьбе с нелегальной иммиграцией. Соглашение 2006 г. о реадмиссии. – Проблемы и перспективы введения безвизового режима между Россией и ЕС в контексте формирования общего пространства свободы, безопасности и правосудия. Уметь: – оперировать изученными юридическими понятиями и категориями; – анализировать юридические факты, относящиеся к теме, и возникающие в связи с ними правовые отношения; – анализировать, толковать и правильно применять изученные правовые нормы и научные труды; – принимать и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; – осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; – давать квалифицированные юридические заключения и консультации; – правильно составлять и оформлять юридические документы; – находить и анализировать новую научную литературу по теме. Владеть: – юридической и научной терминологией по изученной теме; – навыками работы с правовыми актами и теоретическими источниками по изученной теме; – навыками анализа правовых явлений, юридических фактов, правовых норм, правовой доктрины и правовых отношений, возникающих на основе норм европейского права |