Понятие и признаки правосудия.
Тема № 3.
ПРАВОСУДИЕ И ЕГО ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (ПРИНЦИПЫ)(2 часа).
Цель лекционного занятия: Введение курсантов в изучаемую тему. Изложение в доступной для восприятия форме основных положений лекции для возможности их конспектирования курсантами.
Задачи лекционного занятия: изложить положения действующего законодательства и учебно-методические материалы по теме, для дальнейшей самостоятельной подготовки курсантов к семинарским и практическим занятиям.
План лекционного занятия:
1. Понятие и признаки правосудия.
2. Система демократических принципов реализации правосудия в Российской Федерации.
3. Характеристика отдельных принципов правосудия.
Общее время занятия 2 часа.
Содержание занятия и примерный расчет времени.
1. Организационная часть и вступительное слово преподавателя – 10 мин.
2. Последовательное оглашение преподавателем конспекта лекции в соответствии с планом лекционного занятия.
3. Заключение – 5 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Организационная часть и вступительное слово преподавателя – 10 мин.
После проверки наличия курсантов в учебной группе и готовности группы к занятиям (наличие рабочих тетрадей, соответствующих нормативных источников) преподаватель называет тему занятия, сообщает цели и методику проведения практического занятия, обосновывает важность темы для усвоения.
Последовательное оглашение преподавателем конспекта лекции в соответствии с планом лекционного занятия.
Преподаватель путем устного произношения доводит до курсантов текст лекции, акцентируя внимание на важных моментах. Дает под запись определения, структуру, функции и специфику правоохранительной деятельности рассматриваемых органов.
Текст конспекта лекции доводимой до курсантов:
Понятие и признаки правосудия.
Правосудие – важнейшая и исключительная функция судебной власти. Это – осуществляемая судом правоохранительная деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел в установленном законом порядке, завершаемая вынесением судебных решений по этим делам. В соответствии с ч.2 ст. 118 Конституции РФ и ч.3 ст. 1 ФКЗ «О судебной системе РФ» судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Таким образом, правосудие осуществляется не только по уголовным и гражданским делам (узкое понимание правосудия), но и по делам об административных правонарушениях, а так же путем конституционного судопроизводства (широкое понимание правосудия).
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей, причем суды учреждаются в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации».
Сущность и значение правосудия заключается в разрешении судами на правовой основе экономических, социальных, финансовых, административных, трудовых, семейных и иных споров частного и публичного характера, защите прав, свобод и законных интересов личности, общества, государства, отдельных юридических лиц и организаций.
2. Система демократических принципов реализации правосудия в Российской Федерации.
Принципы правосудия – исходные, основополагающие, руководящие положения, определяющие в главных чертах характер, построение и деятельность органов судебной власти.
Принципы характеризуются следующими признаками:
1. Имеют нормативно-правовой характер, будучи закреплены в нормах Конституции РФ и федеральных законов.
2. Обеспечивают единство судопроизводства в его главных чертах по всем уголовным и гражданским делам. Все нормы законов регулирующих правосудие должны соответствовать принципам правосудия. Если деятельность по отправлению правосудия выходит за рамки его принципов, то данную деятельность нельзя назвать правосудием, даже если она осуществляется судом.
3. Представляют единую систему взаимоподкрепляющих, взаимодополняющих и взаимопроникающих правовых позиций законодателя.
Нарушение любого из принципов правосудия способно повлечь нарушение других принципиальных правовых основ судопроизводства и привести к результатам, противоречащим целям правосудия – вынесению незаконных, необоснованных и несправедливых приговоров и решений. Так, нарушение права на помощь переводчика нарушает принцип равенства всех перед судом.
Принципы правосудия носят императивный характер и содержат предписания, обязательные для всех граждан, должностных лиц и органов, вовлеченных в судоустройственную и судопроизводственную деятельность.
В основе принципов правосудия лежат положения международно-правовых актов, определяющих стандарты в области организации и деятельности судов, а также прав личности, повлеченной в орбиту судопроизводства (Всеобщей декларации прав человека, международного Пакта о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.).
Большинство принципов правосудия закреплены Конституцией РФ: презумпция невиновности (ст. 49), осуществление правосудия только судом (ст. 118), состязательность (ст. 122), обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 48) и др.) или же непосредственно вытекают из смысла Основного закона (законность, обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда и др.).
Принципы правосудия находят свое отражение и в законодательстве о судебной системе, статусе судей, отраслевом процессуальном законодательстве.
По мнению кафедры уголовного процесса систему принципов правосудия составляют следующие наиболее общие положения характеризующие правосудие в РФ:
- законности;
- осуществления правосудия только судом;
- независимости судей;
- осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;
- обеспечение каждому права на судебную защиту;
- участие граждан в осуществлении правосудия;
- состязательности и равноправия сторон;
- гласности разбирательства дела в суде;
- языка судопроизводства и обеспечения возможности пользования родным языком при осуществлении правосудия;
- охраны чести и достоинства личности;
В других научных коллективах и у других ученых можно встретить иное количество принципов, либо иную их формулировку. Это не означает, что авторы расходятся во мнениях. Данная позиция обусловлена авторской интерпретацией основных исходных положений. В целом же вся система принципов строится у всех авторов на нормах Конституции РФ и законов.
- Характеристика принципов правосудия.
1. Законность-универсальный правовой принцип, «принцип принципов», заключающийся в точном и неуклонном соблюдении законов всеми без исключения. Общеправовой принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции РФ. Часть 2 данной статьи устанавливает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В силу этого принципа производство в судах по всем делам должно вестись:
- с соблюдением всех норма процессуального права;
- при условии точного применения норм материального права.
Согласно ч.2 ст. 120 Конституции РФ, «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом».
Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением Пленумом Верховного Суда РФ было рекомендовано судам при рассмотрении дел оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»).
В частности, Пленум Верховного Суда РФ рекомендовал судам применять непосредственно Конституцию РФ в следующих случаях:
а) когда закрепленные нормой Конституции РФ, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ.
В силу принципа законности требования закона должны быть точно и безусловно реализуемы.
Принцип законности выступает как всеобщий принцип, охватывающий своим содержанием все другие принципы правосудия. Соблюдение принципа законности в виде точного, неуклонного и единообразного применения норм законодательства, в том числе и норм-принципов, означает соблюдение и всех иных принципов правосудия. Это означает, что принцип законности охватывает всю систему правового регулирования, все нормы и институты, определяющие порядок судоустройства и судопроизводства, а все другие принципы выступают в качестве принципов реализации законности.
2. Осуществления правосудия только судом – ч.1 ст.118 Конституции РФ. Только суд - единственный из всех государственных органов — может разрешить по существу в пределах своей компетенции гражданское, административное, уголовное дело, а также дело, рассматриваемое в порядке конституционного судопроизводства.
Особое значение приобретает принцип осуществления правосудия только судом в уголовном судопроизводстве. В соответствии с этим принципом только суд вправе признать лицо виновным и вынести ему приговор от имени Российской Федерации. Вина каждого совершившего преступление должна быть неопровержимо доказана в суде в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом РФ, и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Рассмотрение гражданских, арбитражных, уголовных и других дел в Российской Федерации осуществляется судом коллегиально или судьей единолично. Состав суда для рассмотрения дела определяется исходя из подсудности, а в отдельных случаях - также ходатайства одной из сторон (так, например, по ходатайству обвиняемого рассмотрение дела может осуществляться судом присяжных).
Суд, осуществляя правосудие, реализует полномочия в пределах своей компетенции, рассматривая и разрешая только те гражданские, арбитражные, уголовные и другие дела, которые законом отнесены к его подсудности. Подсудность – это признаки конкретного дела (статья УК РФ, должностное положение обвиняемого, сумма иска, уровень органа издавшего опротестовываемый нормативно-правовой акт и т.д.) в соответствии с которыми процессуальный закон (УПК РФ, ГПК РФ) определяет суд, правомочный рассматривать данное дело.
3. Независимость судей.Данный принцип закреплен в ст. 120 Конституции РФ и находит свое отражение во многих законодательных актах: ФКЗ «О судебной системе РФ»; ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»; ФКЗ «Об арбитражном суде РФ», Законе РФ «О статусе судей в РФ»; УПК РФ, ГПК РФ и др.
Значение принципа самостоятельности судов и независимости судей заключается в том, что закон устанавливает такое положение судов и судей в Российской Федерации, при котором они независимы, не подчинены иным государственным органам, не подотчетны им. Это создает возможность принятия судьями объективных, непредвзятых, независимых решений по гражданским, арбитражным, административным и уголовным делам.
Данный принцип так же означает:
- Неподведомственность их иным видам власти (законодательной, исполнительной);
- Неподчиненность нижестоящих судов вышестоящим;
- Несвязанность суда мнениями участвующих в деле сторон.
В соответствии с данным принципом суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо, подчиняясь только Конституции РФ и закону. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Они действуют на основании своего внутреннего убеждения, сложившегося на основе требований закона.
В обеспечение данного принципа судьям предоставляются реальные гарантии, предусмотренные Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ», Законом РФ «О статусе судей в РФ» и др. К числу важнейших из них относятся: предусмотренная законом процедура осуществления правосудия, ответственность за вмешательство в осуществление правосудия, неприкосновенность судьи, несменяемость судей, установление особых правил приостановления и прекращения полномочий судьи и т.д.
Законодатель устанавливает и обязанности должностных лиц (как правило сотрудники ОВД), призванных обеспечить реально действующий характер предусмотренных для судей гарантий независимости. К их числу относится обязанность в случае необходимости принимать меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности его имущества и т.д.
В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.
Любые попытки со стороны кого бы то ни было оказать воздействие и незаконное давление на судью с целью добиться от него вынесения необъективного и незаконного судебного решения, проявление неуважения к суду, неисполнение распоряжений суда влекут за собой административную либо уголовную ответственность, предусмотренную КоАП РФ (ст. 17.3, 17.4), УК РФ (ст. 294-298), УПК РФ (ст. 117, 258) и др.
Важнейшей гарантией, обеспечивающей самостоятельность и независимость судебной власти и реально действующий характер принятых судами решений, является правило, предусмотренное ст. 6 ФКЗ «О судебной системе РФ», об обязательности судебных постановлений.
Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную законом.
4. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.
Государство в ст. 19 Конституции РФ провозглашает равенство всех перед законом и судом и гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка и других критериев. Этот принцип находит свое отражение и в ст. 7 ФКЗ «О судебной системе РФ», которая указывает, что суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим основаниям. Равенство перед законом и судом предполагает наличие единого стандарта при применении судом законодательных норм ко всем лицам, вовлеченным в орбиту судопроизводственной деятельности. Равенство перед законом и судом заключается также в предоставлении всем равных прав, возможностей для их реализации, возложении одинаковых обязанностей, равную возможность применения ответственности. Однако речь не идет об уравнивании в правах всех лиц, вовлеченных в судопроизводство. Закон предполагает, что равными правами и обязанностями будут наделяться лица, имеющие одинаковый процессуальный статус - истца, ответчика, подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, эксперта и т.д.
Вместе с тем закон предусматривает определенные исключения из правила равенства всех перед законом и судом, устанавливая особый режим ограничения неприкосновенности и привлечения к уголовной и административной ответственности отдельных категорий лиц (депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, депутаты законодательного органа государственной власти субъекта РФ, судьи; Уполномоченный по правам человека в РФ; Президент РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты РФ; прокуроры; следователи; адвокаты и ряд других граждан (ст. 447 УПК РФ). Установление вышеуказанных изъятий из принципа равенства всех перед законом и судом обусловлено важностью выполняемых данными категориями лиц функций и задачами обеспечения их независимой деятельности.
5. Обеспечение каждому права на судебную защиту.
Данный принцип установлен ст. 46 Конституции РФ провозглашающей, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Кроме того, ст. 52 Конституция РФ провозглашает право потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на доступ к правосудию.
Судебная защита является одним из наиболее эффективных способов защиты прав и свобод личности. Правом обращения в суд обладают все без исключения участники правоотношений: граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица, субъекты РФ, муниципальные образования и другие субъекты, чьи права могут быть ущемлены. При этом за защитой нарушенных либо оспариваемых прав могут обратиться не только непосредственно те лица, чьи интересы ущемлены, но и иные лица, выступающие в интересах первых (на этом принципе построен институт представительства; в защиту государственных интересов, а также интересов лиц, которые в силу беспомощного и иного состояния не могут самостоятельно отстаивать свои интересы, выступает в процессе прокурор и т.д.).
Конституция РФ устанавливает право каждого в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46).
6. Участие граждан в осуществлении правосудия.
В основе данного принципа лежат положения ч. 5 ст. 32 Конституции РФ о том, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Данные положения конкретизированы в ст. 8 ФКЗ «О судебной системе РФ». В соответствии с ч.2 данной статьи раскрывает данное положение, устанавливая, что участие граждан в осуществлении правосудия может выразиться в исполнении ими обязанностей присяжных и арбитражных заседателей, которые является их гражданским долгом.
Участие граждан в осуществлении правосудия призвано внести здравый смысл и житейскую мудрость в рассмотрение по существу уголовных и гражданских (в арбитражном процессе) дел.
7. Состязательность и равноправие сторон.
Часть 3 ст. 123 Конституции РФ устанавливает, что судопроизводство в Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Содержание принципа состязательности составляет:
- полное разделение процессуальных функций по делу (обвинения и защиты - по уголовным делам, поддержания иска и возражения против него - по гражданским и арбитражным делам, разрешения дела по существу) между различными участниками судопроизводства;
- равенство сторон, участвующих в деле, перед судом. Состязательность означает, что процедура осуществления правосудия строится таким образом, чтобы обеспечить сторонам в деле равнозначные возможности для отстаивания своих прав и законных интересов, а на суд возлагается обязанность подавать условия для реализации этих возможностей и разрешать спор сторон по существу.
Равноправие означает также, что ни одна из сторон не может иметь перед судом преимуществ в доказывании, заявлении и удовлетворении ходатайств, никакие доводы сторон не могут иметь заранее установленной силы и т.д.
Основу принципа состязательности в уголовном судопроизводстве составляют разделение функций защиты, обвинения и разрешения дела. Законодатель исходит из того, что одни и те же участники уголовного судопроизводства не могут выполнять различные функции при производстве по уголовному делу.
8. Гласность разбирательства дела в суде.
Часть 1 ст. 123 Конституции РФ устанавливает, что разбирательство дел во всех судах открытое, а слушание дел в закрытом судебном заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Аналогичной по содержанию является и норма, установленная ст. 9 ФКЗ «О судебной системе РФ».
Суть данного принципа заключается в том, что любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, вправе присутствовать при судебном разбирательстве любого гражданского, уголовного и другого дела. Исключение составляют случаи, когда суд в соответствии с законом принимает решение о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании.
Значение данного принципа заключается в установлении «прозрачности» правосудия, возможности своеобразного контроля со стороны граждан, общественности, средств массовой информации за правосудием, дополнительных гарантиях объективности и законности принимаемых судом решений, четкого осуществления предусмотренной законом процедуры осуществления правосудия и т.д.
Ограниченно действует принцип открытого разбирательства дел во всех судах в отношении несовершеннолетних. Так, лицо в возрасте до 16-ти лет, если оно не является участником процесса, не допускается в зал судебного заседания (а при рассмотрении уголовных дел допускается лишь с разрешения председательствующего).
Ограничение принципа гласности может иметь место лишь в силу невозможности всех желающих поместиться в зале судебного заседания - в данном случае судья ограничивает доступ в этот зал.
Свою специфику приобретает данный конституционный принцип при разбирательстве отдельных категорий гражданских, арбитражных уголовных и других дел.
Так, уголовно-процессуальное законодательство устанавливает случаи, когда гласность судебного разбирательства ограничивается в силу необходимости соблюдения иных охраняемых законом интересов - интересов соблюдения государственной и иной тайны, тайны частной жизни, интересов несовершеннолетнего, интересов безопасности участников уголовного судопроизводства и т.д.
При рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции допускается проведение закрытого судебного разбирательства в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц, а также обеспечения тайны усыновления и государственной тайны (ст. 10 ГПК РФ).
Статья 9 АПК РФ устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях в закрытом судебном заседании допускается в случаях, когда этого требуют задачи охраны государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а также интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защита чести и достоинства этих лиц (ст. 24.3 КоАП РФ).
Однако во всех случаях дела в закрытых судебных заседаниях исследуются с соблюдением всех норм процессуального законодательства.
9. Язык судопроизводства и обеспечение возможности пользования родным языком при осуществлении правосудия.
В ст. 10 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» указывается, что судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.
Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов РФ ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.
Часть 2 ст. 26 Конституции РФ провозглашает право каждого пользоваться родным языком, в связи с чем, лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, предоставляется право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а так же пользоваться услугами переводчика бесплатно.
Данный принцип конкретизирован в отдельных положениях, предусматривающих процедуру судебного разбирательства. Так, в соответствии со ст. 18 УПК РФ и ст. 24.2 КоАП РФ уголовное судопроизводство и производство по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации может осуществляться только на государственном языке Российской Федерации, которым в соответствии со ст. 68 Конституции РФ является русский, или государственных языках республик в составе РФ, а в соответствии со ст. 8 АПК РФ судопроизводство в арбитражных делах ведется только на русском языке.
Нарушение права участника процесса пользоваться языком которым он владеет, и помощью переводчика, как правило является существенным нарушением законодательства и может повлечь за собой отмену принятого по делу судебного решения (например, п. 5 ч. 2 ст. 381 УПК РФ).
В соответствии с данным принципом процессуальные документы, подлежащие обязательному вручению участникам судопроизводства, должны быть переведены на родной язык соответствующего участника процесса или на язык, которым он владеет.
Правила о языке судопроизводства действуют на протяжении всех стадий процесса, распространяясь как на досудебные стадии, так и на производство в суде первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.
10. Охрана чести и достоинства личности.
Данный принцип исходит из положений ст. 21 Конституция РФ «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основание для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».
В соответствии с нравственными мерками гражданского общества и демократического государства при осуществлении судопроизводства не допускается производство действий и принятие решений, умаляющих честь и достоинство личности, ставящих под угрозу ее жизнь и здоровье. Положение об уважении чести и достоинства личности универсально, распространяется на всех без исключения участников судопроизводства, действует применительно ко всем принимаемым в его ходе решениям и всем осуществляемым действиям во всех стадиях конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного процесса.
В соответствии с этим все процессуальные документы, составляемые при производстве по делу, не должны содержать формулировок, тем или иным образом унижающих честь или затрагивающих достоинство участников процесса или иных лиц, которые могут в них упоминаться.
Заключение – 5 мин.
Преподаватель, подводя итог занятию, делает обобщенный вывод по теме лекции, сообщает о том, рассмотрены ли в достаточной для конспектирования мере вопросы лекции, обращает внимание на вопросы, которые необходимо доработать при самоподготовке.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Правоохранительные органы России: учебник / В.П. Божьев. – 2-изд. – М.: Высшее образование, 2008.Уголовный процесс: учебник / В. П. Божьев. - М.: Высшее образование. - 2008.
2. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / М.А. Шапкин, Ю.А. Дмитриев. – М.: Эксмо, 2004. – 416 с.
3. Правоохранительные органы: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Петухов и Г.И. Загорского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК «Дашков и К», 2005.—576 с.
Нормативно – правовая:
1. Конституция РФ. – М.: Элит. – 2004.
2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». // Российская газета.— 1997.— № 3.
3. Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992г. № 3132-1 с изм. и доп. – ИПС «Гарант».
Дополнительная литература:
1. Краткий курс лекций по курсу «Правоохранительные органы» / Г.Х. Шаутаева. – 122 с.
2. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: Учебное пособие. – М.: Эксмо, РАП, 2004. – 304 с.
3. Уроки реформы уголовного правосудия (по материалам работы Межведомственной рабочей группы по мониторингу УПК РФ в связи с пятилетием со дня его принятия и введения в действие): сборник статей и материалов / Лебедев А.Е., Мизулина Е. Б., Миронов С. М. – М.: Норма. – 2007.
4. Холдеев Л. С. Судья в уголовном процессе. - М. - 2000.
5. Производство в суде присяжных: учеб. пособие / Ф.Н. Багаутдинов, Н.Р. Енеева, М.Е. Клюкова, И.С. Петрова. – Казань: Изд-во «Таглимат», 2006.
6. Пересмотр в порядке надзора судебных решений по уголовным делам: Производство в надзорной инстанции. Практическое руководство / В.А. Давыдов. – М.: Волтерс Клувер, 2008.
7. Преюдициальная связь судебных актов. Научное исследование / А.М. Безруков. – М.: Волтерс Клувер, 2008.
8. Принципы уголовного законодательства: понятие, система, проблемы законодательной регламентации. Научное исследование / Е.Е. Чередниченко. – М.: Волтерс Клувер, 2008.
9. Система пересмотра судебных актов в механизме судебной защиты. Монография/ Л.А. Терехова. – М.: Волтерс Клувер, 2008.
Статьи:
1. Петухов Н. и др. Становление военно-судебных органов в России // Российская юстиция. – 2003. - № 1. – С. 14 – 16.
2. Кутафин О. Е., Лебедев В. М., Семигин Г. Ю. Первый суд // Российская юстиция. - 2005. - № 3. – С. 64 – 78.
3. Мирзоев Г. Молчать, когда спрашивают: Конституционный суд подтвердил право не доносить на самого себя // Российская газета. – 2004. – 18 мая. – С. 10.
4. Никифоров С. Полномочия суда в стадии досудебного производства // Законность. 2003. № 5. С. 44-45.
5. Петухов Н. и др. Становление военно-судебных органов в России // Российская юстиция. – 2003. - № 1. – С. 14 – 16.
6. Романдовский К. Международные стандарты и принципы организации защиты участников уголовного судопроизводства // Российский следователь. – 2005. - № 9. –С. 10 – 12.
7. Слободянюк И. П. Судебная политика и судоустройство России в первой четверти 19 века // Российская юстиция. - 2005. - № 4. – С. 75 – 77.
8. Слободянюк И. П. Судебная система России во второй четверти 19 века // Российская юстиция. - 2005. - № 5. – С. 75 – 77.
9. Слободянюк И. П. Судебная система России в период «просвещенного абсолютизма» // Российская юстиция. – 2005. - № 3. – С. 62 – 64.
10. Смыкалкин А. Советская судебная система в послевоенные годы // Российская юстиция. – 2002. - № 12. –С. 39 – 42.
11. Смыкалкин А. Судебная система страны в годы ВОВ // Российская юстиция. – 2002. - № 9. – С. 39 – 42.
12. Смыкалкин А. Довоенный период развития советской судебной системы // Российская юстиция. - 2002. - № 6. – С. 39- 42.
13. Шейфер С. А. Куда движется российское судопроизводство? (Размышления по поводу векторов развития уголовно-процессуального законодательства) // Государство и право. – 2007. - № 1 . – С. 28 – 37.