Громов н.а. 8 страница
Глава 4. УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
§ 1. Понятие участника уголовного процесса
§ 2. Государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство
§ 3. Лица, интересы которых затрагиваются в уголовном процессе, их защитники и представители
§ 4. Иные участники уголовного процесса
§ 5. Отвод участников уголовного процесса
§ 1. Понятие участника уголовного процесса
В уголовно-процессуальном законодательстве отсутствует определение понятия “участник уголовного процесса”, несмотря на то, что глава третья УПК называется “Участники процесса, их права и обязанности”. К ним данная глава относит: обвиняемого, его защитника, подозреваемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, переводчика.
Статья 245 УПК, предусматривающая равенство прав участников судебного разбирательства, дополняет этот перечень обвинителями, в качестве которых могут выступать государственные обвинители (прокуроры), общественные обвинители (представители общественных организаций и трудовых коллективов), частные обвинители (потерпевшие по так называемым делам частного обвинения).
Статья 262 УПК понимает под участниками судебного разбирательства всех лиц, обязанных подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении порядка судебного разбирательства. К таким лицам, кроме указанных выше, относятся специалисты, эксперты, свидетели, секретари судебных заседаний, переводчики, т.е. все лица, вызванные в судебное заседание и принимающие в нем участие.
Итак, в орбиту уголовного процесса вовлекается значительное число органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Все они осуществляют уголовно-процессуальную деятельность, выступают носителями прав и обязанностей и поэтому могут быть участниками уголовного процесса.
Исходя из изложенного, участниками уголовного процесса являются государственные органы, должностные лица, граждане, представители общественных организаций и трудовых коллективов, принимающие участие в уголовно-процессуальной деятельности в соответствии с законом, который определяет их права и обязанности в уголовном судопроизводстве.
Такое определение соответствует и этимологическому смыслу данного термина: “участник тот, кто принимает участие в чем-либо”.
Уголовно-процессуальное законодательство России исходит из того, что участником уголовного процесса может быть как должностное лицо, так и граждане, обладающие процессуальной правоспособностью и дееспособностью.
Эти участники уголовного процесса по-разному вовлекаются в сферу уголовно-процессуальных отношений: одни — в силу должностных обязанностей (суд, прокурор, следователь, лицо, производящее дознание); другие — посредством реализации своих субъективных прав (потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители); третьи — по решению представителей власти (подозреваемый, обвиняемый, свидетель, понятой и др.); четвертые — путем исполнения поручения, полученного от субъекта прав (защитник, представитель и т.п.).
В зависимости от стоящих перед ними задач, интересов и осуществляемых функций участники уголовного процесса могут быть классифицированы следующим образом: государственные органы, ответственные за ведение уголовных дел; граждане — участники процесса, имеющие свой правовой интерес в уголовном процессе; их защитники и представители; иные участники уголовного процесса.
§ 2. Государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство
1. Суд — орган правосудия (ст. 118 Конституции РФ). Судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия (п. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации”).
Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49 Конституции РФ). Решая эти вопросы, суд осуществляет правосудие. Вся предшествующая деятельность осуществляется для того, чтобы обеспечить возможность рассмотрения дела. Суду принадлежит руководящая роль в судебном разбирательстве. Кроме того, согласно ст. 22,23,25 Конституции РФ арест, заключение под стражу, содержание под стражей, ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также проникновение в жилище допускается на основании судебного решения.
Под судом в соответствии со ст. 34 УПК понимаются Верховный Суд РФ, Верховные суды субъектов Федерации, городские и районные суды, военные суды и судьи.
Рассмотрение уголовных и гражданских дел в судах может осуществляться коллегиально и единолично. В суде первой инстанции — единолично судьей или с участием присяжных заседателей, народных заседателей, либо коллегией из профессиональных судей.
Рассмотрение дел в кассационном порядке осуществляется в составе членов суда, а в порядке надзора — в составе не менее трех членов суда.
Суд может действовать в качестве суда первой инстанции, разрешая дело по существу, второй (кассационной) либо надзорной инстанции. Он всегда занимает главенствующее положение в уголовном процессе, решая все вопросы самостоятельно, независимо ни от кого, по своему внутреннему убеждению.
В своей деятельности суды не связаны выводами органов дознания или предварительного следствия, мнением прокурора и выводами вышестоящих судебных инстанций.
Взаимоотношения между различными звеньями судебной системы строятся на основе принципа независимости судей и подчинения их только закону. При несогласии с выводами и решениями суда первой инстанции суд кассационной или надзорной инстанций вправе в пределах своей компетенции прекратить производство по делу; изменить приговор — смягчив наказание, исключив эпизоды обвинения, переквалифицировав деяние на более мягкую статью; отменить приговор в случае неполноты судебного разбирательства, при существенном нарушении судом норм уголовно-процессуального закона либо при необходимости применить более строгое наказание.
При отмене приговора и возвращении дела на новое судебное разбирательство либо предварительное следствие суд дает обязательные указания о том, какие процессуальные действия следует провести, чтобы устранить допущенные ошибки и восполнить пробелы в исследовании. Причем суд вышестоящей инстанции не вправе предрешать выводы по основным вопросам, к которым может прийти нижестоящий суд (ст. 352 УПК).
При рассмотрении дела суд должен быть беспристрастным и объективным, принимая все меры для обеспечения установленного порядка судебного рассмотрения дела, защиты законных интересов, прав и свобод участников уголовного судопроизводства.
2. Прокурор. Прокурорский надзор осуществляется непрерывно и во всех стадиях уголовного процесса. Прокурор призван обеспечить выполнение задач уголовного судопроизводства, предусмотренных ст. 2 УПК.
Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия должен обеспечить, чтобы ни одно преступление не осталось не раскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности; задержание граждан по подозрению в совершении преступления производилось не иначе, как в порядке и по основаниям, установленным законом; никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или незаконному ограничению в правах; никто не подвергся аресту без судебного решения или санкции прокурора; соблюдались установленные законом порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки их расследования, права участников процесса и других граждан; при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также отягчающие и смягчающие его ответственность обстоятельства; выявлялись причины совершения преступления и способствующие им условия, принимались меры к их устранению (ст. 30 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”).
Надзор прокурора за исполнением законов при рассмотрении дел в судах осуществляется с тем, чтобы выполнялось требование закона о всестороннем, полном и объективном, а также своевременном разбирательстве дела во всех судебных инстанциях; выносились по каждому делу законные и обоснованные приговор, определение или постановление и своевременно, в соответствии с требованиями закона, обращались к исполнению. Прокуроры способствуют осуществлению целей правосудия и задач суда при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и Федеральному закону (ст. 36 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”).
Прокурор обязан немедленно освободить постановлением каждого, кто содержится без законных оснований в местах лишения свободы либо в нарушение закона подвергается задержанию, предварительному заключению или помещению в судебно-психиатрическое учреждение (ст. 33 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”).
Процессуальное положение прокурора в судебном разбирательстве существенно меняется, и он утрачивает властно-распорядительные полномочия.
В судебном разбирательстве прокурор поддерживает перед судом государственное обвинение.
Государственный обвинитель принимает участие как равноправная сторона в предоставлении и исследовании доказательств, высказывает суду свое мнение о квалификации содеянного и мерах наказания в отношении подсудимого (ст. 35 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”).
От всех остальных участников уголовного процесса он отличается тем, что он не только вправе, но и обязан реагировать на каждый факт нарушения законности в судебном заседании.
В случае несогласия с вынесенным в суде решением, в том числе и с приговором, не вступившим в законную силу, прокурор вправе в пределах своей компетентности принести на них протест в вышестоящий суд. Кроме того, полномочный прокурор вправе опротестовать судебное решение, вступившее в законную силу в надзорном порядке. Прокурор, участвующий в стадиях кассационного и надзорного производства, поддерживает протест и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности пересматриваемого решения.
Сходными полномочиями прокурор обладает и в стадии возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
3. Органы предварительного расследования. Уголовно-процессуальным законом предусмотрены две основные формы расследования: дознание и предварительное следствие. Кроме того, по делам, перечисленным в ст. 414 УПК, применяется протокольная форма досудебной подготовки материалов.
Предварительное следствие — основная форма расследования уголовных дел. Оно производится следователями прокуратуры, а, также следователями органов внутренних дел, следователями органов федеральной службы безопасности и следователями федеральных органов налоговой полиции. При этом следователи прокуратуры могут производить предварительное следствие не только по делам, отнесенным законом (ст. 126 УПК) к их компетенции, но по любым иным делам, которые передаются им соответствующим прокурором.
В законе органами предварительного следствия названы не учреждения, а должностные лица. Этим подчеркивается, что производство предварительного следствия — исключительная функция следователей названных ведомств. Прокурор в соответствии со ст. 31 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” и п. 5 ст. 211 УПК, а также начальник следственного подразделения в силу ч. 2 ст. 1271 УПК имеют право лично производить отдельные следственные действия или осуществлять в полном объеме расследование по конкретным делам. В последнем случае они выступают в роли следователей и пользуются их полномочиями.
Принадлежность следователя к тому или иному ведомству не влияет на его процессуальное положение. Закон наделяет всех следователей одинаковым объемом процессуальных полномочий.
Являясь самостоятельным субъектом расследования, следователь руководствуется внутренним убеждением и требованием закона при исследовании обстоятельств дела, самостоятельно принимает все решения о направлении следствия и о производстве процессуальных действий и несет полную ответственность за их своевременное и законное проведение.
С этой целью УПК предоставляет следователю самостоятельно возбуждать уголовное дело, привлекать в качестве обвиняемого, прекращать уголовное дело, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, назначать экспертизы, производить допросы, осмотры, освидетельствования и иные процессуальные действия.
При несогласии следователя с указаниями прокурора по существенным вопросам предварительного следствия (это о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для назначения судебного заседания или о прекращении дела), следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору со своими возражениями. Решение этого прокурора является окончательным.
В ряде случаев решения следователя должны быть санкционированы или утверждены прокурором или согласованы с ним.
Санкция прокурора необходима в случаях: применения меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 11 УПК), отстранения обвиняемого от должности (ст. 153 УПК); производство обыска (ст. 168 УПК); выемки документов, составляющих государственную тайну (ч. 2 ст. 167 УПК); наложения ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях (ст. 174 УПК); помещения обвиняемого в медицинское заведение для длительного наблюдения за ним при проведении судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы (ст. 188 УПК).
Согласие прокурора требуется при прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям (ст. 6—9 УПК); для отмены или изменения меры пресечения, которая была избрана прокурором либо по его указанию, а также судом (ст. 101 УПК).
Прокурор утверждает обвинительное заключение (ст. 207 УПК).
Прокурор также продлевает сроки предварительного следствия и содержания под стражей (ст. 133,97 УПК), возобновляет расследование по прекращенному делу (ст. 210 УПК).
Постановления следователя, вынесенные по делам, находящимся в его производстве, обязательны для исполнения всеми организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами.
4.Начальник следственного отдела. По своему процессуальному положению начальник следственного отдела является самостоятельным субъектом уголовно-процессуальной деятельности. Закон возлагает на него обязанности по организации и руководству следственной работой. Он лично отвечает за ее состояние в руководимом им отделе (отделении).
Осуществляя контроль за своевременностью действий следователя, по раскрытию и предупреждению преступлений, начальник следственного отдела принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам.
Он вправе проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям, а также участвовать в производстве предварительного следствия и лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя.
Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения.
Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 127 УПК.
Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с правилами, установленными УПК, обязательны для начальника следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения (ст. 1271 УПК).
5. Органы дознания. Ими являются: милиция; командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений; органы государственной безопасности; начальники исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых профилакториев и воспитательно-трудовых профилакториев; органы государственного пожарного надзора; оперативные органы системы Федеральной пограничной службы РФ; капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; таможенные органы РФ.
Принятие оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступления и лиц, его совершивших, является одной из основных функций органов дознания. Причем эту функцию выполняют не все органы дознания, а лишь те из них, которые имеют в своем составе соответствующие оперативные аппараты и возможности для осуществления такого рода деятельности. Указанными органами в первую очередь является милиция, а затем другие названные в ст. 117 УПК органы дознания.
Оперативно-розыскная деятельность лишь предусмотрена уголовно-процессуальным законом, но не регламентирована им. Она представляет собой систему специальных средств и методов, формы и порядок применения которых регламентирован Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”.
Не являясь процессуальной, оперативно-розыскная деятельность сочетается с процессуальной при производстве дознания и предварительного следствия. В результате принятия оперативно-розыскных мер могут быть получены сведения, которые имеют важное информационное значение и помогают наметить следственные версии по делу, выявить свидетелей, обнаружить преступников, установить места хранения предметов и документов, представляющих значительный интерес для следствия и суда. При этом следует учитывать, что доказательства, полученные в результате применения оперативно-розыскных мер, могут приобрести доказательственное значение только в том случае, когда они будут оформлены в порядке, который определен УПК.
На орган дознания возложена обязанность немедленно уведомить прокурора об обнаруженном преступлении и начатом дознании.
Закон (ч. 3 ст. 112 УПК) предписывает органу дознания копию постановления о возбуждении уголовного дела немедленно направить прокурору.
Объем процессуальных полномочий органа дознания по расследованию преступлений определен в законе в зависимости от степени общественной опасности совершенного преступления и сложности выяснения его существенных обстоятельств. В связи с этим предусмотрены две возможные формы дознания: по делам, по которым предварительное следствие обязательно, и по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.
Рассмотрим процессуальный статус лиц, интересы которых затрагиваются в уголовном процессе, их защитников и представителей.
§ 3. Лица, интересы которых затрагиваются в уголовном процессе, их защитники и представители
Обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик отстаивают в деле свои права и интересы, а защитник и представитель — права и интересы подзащитных и представляемых.
Отмеченные выше признаки присущи исключительно указанным выше субъектам, перечисленным в гл. 3 УПК “Участники процесса, их права и обязанности”, что не позволяет под именем “участник процесса” объединять иных субъектов уголовного судопроизводства. Понятия субъектов процесса и участников процесса соотносятся между собой, как род и вид. Каждый участник процесса является его субъектом, но не каждый субъект процесса является его участником1.
Закон содержит еще одно, широкое понятие — “участвующие в деле лица” (ст. 17,58,1331,134,135,275,2751 УПК). Им охватываются все субъекты уголовного процесса, за исключением государственных органов.
1 Разумеется, законодатель может придать термину “участник процесса” самое широкое понятие и подвести под него всех или большую часть субъектов судопроизводства. В таком случае все равно придется выделять группу лиц, отстаивающих личный, представляемый или защищаемый интерес, обращенный к исходу дела. Сейчас же закон не дает оснований считать участниками процесса иных, кроме поименованных здесь, лиц.
Каждый субъект действует в уголовном процессе в соответствии с той целью, которая поставлена перед ним законом или находится под его охраной. В результате уголовно-процессуальная деятельность получает различные виды, направления. Эти виды, направления деятельности субъектов, обусловленные их ролью, назначением и целью участия в деле, называются уголовно-процессуальными функциями. Функции служат средством, обеспечивающим эффективность всей процессуальной системы, достижение целей процесса.
Круг функций, формы и границы их осуществления установлены законом. Функции, выполнение которых так или иначе связано с достижением общих целей процесса или определенной их части, относятся к числу основных. Эти функции выполняют органы государства в силу публично-правовых обязанностей, а также участники процесса в силу принадлежащих им прав и обязанностей.
В каждой стадии процесса функции проявляют себя по-разному. При производстве предварительного следствия (дознания) следователь (орган дознания) выполняет функцию предварительного расследования, направляя свои усилия на собирание, и закрепление доказательств, тщательное исследование всех обстоятельств дела и решение вопроса о дальнейшем направлении дела.
В неразрывной связи с данной функцией следователь выполняет функцию уголовного преследования. Он задерживает подозреваемых, выдвигает против них подозрение, привлекает лиц в качестве обвиняемых, формирует и предъявляет им обвинение, разъясняет, в чем каждый из них обвиняется, составляет обвинительное заключение, в котором подводит результаты своей деятельности по доказыванию обвинения в виде итогового вывода о виновности обвиняемого.
Уголовное преследование — это процессуальная деятельность, состоящая в формировании и обосновании вывода о совершении определенным лицом преступления. Его осуществляет не только следователь, но и прокурор, который выполняет те же действия, что и следователь. Полностью расследует уголовные дела, принимает участие в проводимых следователем действиях. Кроме того, прокурор санкционирует арест, утверждает обвинительное заключение. Основной формой уголовного преследования является обвинение, которое представляет собой функцию и находит свое выражение как в стадии предварительного расследования, так и в суде.
Функция защиты в стадии предварительного расследования выражается в действиях подозреваемого, обвиняемого и их защитников, направленных на полное или частичное опровержение подозрения или обвинения, выявление обстоятельств, говорящих в пользу подозреваемого или обвиняемого.
К функциям обвинения и защиты близко примыкают функции поддержания гражданского иска и защиты от него, выполняемые соответственно гражданским истцом и гражданским ответчиком.
В стадии предварительного расследования осуществляется также функция прокурорского надзора за точным и единообразным исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.
В отличие от предварительного расследования субъекты обвинения и защиты, поддержания гражданского иска и защиты против него выполняют в судебном разбирательстве свои функции в процессуальном положении участников судебного разбирательства или, то же самое, сторон (ст. 123 Конституции РФ, ст. 245 УПК). Понятием сторон (участников) судебного разбирательства охватываются парные субъекты уголовного процесса, преследующие в деле противоположный по своей направленности интерес, выполняющие сообразно с ним противоположные по своему характеру процессуальные функции и для успешного осуществления их пользующиеся равными правами. Состязательность требует, чтобы указанные субъекты имели равное право и равную возможность доказывать правильность отстаиваемых ими выводов и оспаривать утверждения и выводы других, убеждать суд в своей правоте.
В таком качестве прокурор, осуществляя уголовное преследование, поддерживает перед судом государственное обвинение (ст. 35 ФЗ РФ “О прокуратуре Российской Федерации”).
Государственное обвинение занимает основное место среди других видов обвинения, функционирующих в судебном разбирательстве, — общественного обвинения, поддерживаемого общественным обвинителем и личного (гражданского) обвинения, поддерживаемого потерпевшим. Оно является наиболее острым реагированием на факты преступного нарушения закона и осуществляется по большинству уголовных дел.
Обвинение — обязательная предпосылка правосудия. Без него не возникает не только функция защиты, но и функция правосудия. Правосудие осуществляется не иначе как в отношении лиц, обвиненных в совершении преступления. Таким образом, функция обвинения в судебном разбирательстве выполняется государственным обвинителем, общественным обвинителем и потерпевшим. Функцию защиты в судебном заседании осуществляет подсудимый, его защитник и общественный защитник.
Как и в стадии предварительного расследования, в судебном разбирательстве находят выражение функции поддержания гражданского иска и защиты от него. Гражданский истец и его представитель действуют в интересах возмещения материального ущерба, а гражданский ответчик и его представитель — в интересах защиты от гражданского иска.
Дело по существу разрешает суд, осуществляющий функцию правосудия. Основное содержание функции правосудия определяется всесторонним, полным и объективным исследованием всех обстоятельств дела судом и разрешением его по существу.
Как видно, в судебном разбирательстве, построенном на принципах состязательности и равноправия сторон и других принципах процесса, правовой статус участвующих в нем лиц, их полномочия радикально меняются. Властные полномочия при отправлении правосудия принадлежат только суду. Стороны, к числу которых относится и прокурор, лишены властных полномочий и отстаивают свои процессуальные позиции на равных основаниях, совершая свои действия и решения под контролем суда.
1. Обвиняемый. Процессуальная фигура обвиняемого появляется в уголовном деле при наличии достаточных доказательств, дающих основание для сформулирования обвинения и изложения его в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого. Происходит это независимо от того, знает ли об этом лицо, относительно которого вынесено постановление, или нет. В постановлении фиксируется личное мнение следователя о совершении преступления (преступлений) конкретным лицом. Им по законодательству РФ может быть только вменяемое лицо, совершившее преступление по достижении им 16-летнего, а в некоторых случаях и 14-летнего возраста (ст. 20 УК).
Термин “обвиняемый” — собирательный в уголовном судопроизводстве. Он появляется в уголовном процессе после вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого и считается таковым до вступления приговора в законную силу. С момента принятия дела к производству судом и вынесения постановления о назначении судебного разбирательства обвиняемый именуется подсудимым. А обвиняемый, в отношении которого суд вынес приговор, именуется осужденным, если приговор обвинительный, или оправданным, если приговор оправдательный (ст. 46 УПК). К обвиняемому могут быть применены различные меры процессуального принуждения (меры пресечения), которые обеспечивают достижение задач уголовного судопроизводства.
Обвиняемый — один из центральных участников уголовного процесса: по поводу вменяемых ему деяний проводится предварительное расследование и судебное разбирательство, постановляется приговор. Но обвиняемый — это еще не виновный. Виновным в совершении преступления лицо может быть признано только приговором суда. Каждый виновный был признан обвиняемым, но не каждый обвиняемый в будущем признается виновным. Поэтому не случайно основное право, которое определяет его процессуальное положение, — это право на защиту от предъявленного обвинения.
Обвиняемый вправе: знать, в чем он обвиняется, и давать объяснения по предъявленному ему обвинению; предъявлять доказательства; заявлять ходатайства; обжаловать в суд законность и обоснованность ареста; знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, а также с материалами, направляемыми в суд в подтверждение законности и обоснованности применения к нему заключения под стражу в качестве меры пресечения и продления срока содержания под стражей, а при окончании дознания или предварительного следствия — со всеми материалами дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме; иметь защитника с момента, предусмотренного ст. 47 УПК, участвовать при рассмотрении судьей жалоб в порядке, предусмотренном ст. 2202 УПК; участвовать в судебном разбирательстве в суде первой инстанции; заявлять отводы; приносить жалобы на действия и решения лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда; обвиняемый, содержащийся под стражей в качестве меры пресечения, вправе иметь свидание с защитником, родственниками и иными лицами, а также вести с ними переписку.
Порядок и условия предоставления обвиняемому свиданий и осуществления им переписки определяются Федеральным законом “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”.