По видам экономической деятельности
(единиц)
Показатель | 2009г. | 2010г. | 2011г. | Сред., абс. | Сред., % |
Всего | 226259,7 | 100,0 | |||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 13436,3 | 5,9 | |||
Рыболовство, рыбоводство | 694,0 | 0,3 | |||
Добыча полезных ископаемых | 1083,7 | 0,5 | |||
Обрабатывающие производства | 35879,3 | 15,9 | |||
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 2862,0 | 1,3 | |||
Строительство | 31749,3 | 14,0 | |||
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 68886,7 | 30,4 | |||
Гостиницы и рестораны | 8837,3 | 3,9 | |||
Транспорт и связь | 12867,3 | 5,7 | |||
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 39388,3 | 17,4 | |||
Образование | 276,3 | 0,1 | |||
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 2787,3 | 1,2 | |||
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 5455,7 | 2,4 | |||
Прочие подвиды деятельности | 2056,0 | 0,9 |
Весь круг основных проблем предпринимательства, а особенно малого бизнеса можно представить схематично следующим образом на рисунке 1:
Рисунок 1 Схема основных проблем малого бизнеса в России
Необходимо заключить, что все административные барьеры и коррупция; финансовые вопросы; информационная необеспеченность; кадровые, квалификационные и образовательные проблемы; преступления, правонарушения и теневой бизнес; уровень развития рынков и конкуренции и пр. недостатки свободного малого предпринимательства тесно переплетены и зависимы друг от друга. В частности в правовом, информационном, финансовом, образовательном и др. аспектах, которые следует также решать во взаимозависимости друг от друга.
Соответственно можно предложить и выделить следующие аспекты преодоления негативных барьеров развития малого предпринимательства в России.
Во-первых, совершенствование нормативно-правовой базы предпринимательства. Такая работа должна вестись на постоянной основе, как представительными органами, так и исполнительной властью всех уровней, в тесной взаимосвязью с общественными объединениями предпринимателей (ОПОРА России; Российский союз промышленников и предпринимателей; Торгово-промышленная палата РФ; Деловая Россия и др.), по всем вызывающим проблемы у малых форм хозяйствования направлениям, например:
— борьба с коррупцией, теневой экономикой, бюрократией, рейдерством и реформирование судебной системы;
— продолжение оптимизации и снижения нагрузки налогообложения и страхования, по бухгалтерскому и статистическому учету и отчетности, таможенному и миграционному оформлению и пр.;
— совершенствование и унификация с международной практикой: стандартизации, сертификации, государственных контрактов, аукционов, конкурсов, лицензирования, получения патентов и пр..
— исключение отягчающих мероприятий (например, ведение кассовых операций и др.) внедрение современных электронных форм расчетов (через Интернет, мобильную связь и пр.).
Во-вторых, открытое, доступное и актуальное информационное освещение:
Внедрение специализированных сайтов не только на федеральном уровне, но и на региональном и муниципальном, так как существует определенная специфика работы на определенных территориях и местах. Назначение уполномоченного органа со стороны исполнительной власти, и выделение штатных отделов или лиц, которые будут выкладывать всю актуализированную информацию для малого предпринимательства (правовую, статистическую, аналитическую, организационную и пр.).
Так же здесь необходимо использовать и обычные средства массовой информации для освещения регионального и местного содействия малому бизнесу (телевидение, радио, газеты, журналы, книги, брошюры и пр.).
В-третьих, образовательные совершенствования. Повсеместное внедрение и доступность обучения, переобучения или повышения квалификации для самих предпринимателей, их работников, привлекаемых специалистов в области высоких технологий, инноваций и модернизаций, в соответствии с потребностями государства, муниципалитетов, рынка. Работа в области образования для малого бизнеса должна вестись в тесной увязке и сотрудничестве между заинтересованными субъектами.
В-четвертых, развитие конкурентного рынка.
Федеральная, региональная и муниципальная власть, предпринимательские сообщества должны вести постоянный мониторинг недобросовестной конкуренции, монополизации или олигополизации на различных рынках.
Соответственно осуществлять, например, ограничение повышения тарифов, способствовать их расчетной открытости в естественных монополиях (газ, электроэнергия, вода, тепло и пр.), сокращение посредников в данных областях, или, например, установление лимитов на контракты с малым предпринимательством в отношениях с государственными корпорациями и пр.
В-пятых, развитие финансовой доступности.
В данной области необходимо развитие свободного рынка капиталов и оборотных средств, в чем государство может содействовать путем продолжения правового внедрения различных современных финансовых институтов микрофинансирования, небанковских кредитных организаций, потребительской кооперации, а также доступности рефинансирования со стороны Банка России, не только банков, но и указанных финансовых субъектов по низкой ставке. Что должно привести к доступности кредитов и займов для малого предпринимательства.
Другое направление работы это продолжение сокращения фискальной нагрузки со стороны государства (налоговой, страховой, таможенной и пр.).
Таким образом, можно заключить, что, несмотря на отдельные положительные тенденции развития малого бизнеса, существуют различные проблемы и барьеры, поэтому работа по преодолению коррупции, иных факторов оказывающих негативное влияние на предпринимательство должна вестись не только самими субъектами малого и индивидуального бизнеса, а в сообществе с государственными институтами, органами местного самоуправления, предпринимательскими образованиями по всем направлениям: правовым, организационным, информационным, финансовым, так как они очень тесно переплетены между собой.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации. М.: Сибирское университетское издательство, 2012.
2. Богданов И. Я., Калинин А. П. Коррупция в России: Социально-экономические и правовые аспекты / Институт социально-политических исследований РАН. — М.: ИСПИ РАН, 2001. — 240 с.
3. Кирпичников А. И. Взятка и коррупция в России. — СПб.: Альфа, 1997. — 352 с.
4. Волженкин Б.В. Коррупция как социальное явление. // Чистые руки. - 1999. - № 1.
5. Ипполитов К.Х., Макаров В.Б. Принципы и основные направления программы борьбы с коррупцией // Следователь.- 2008. - № 10.
Сидорова Е.В.,
старший преподаватель кафедры
экономико-управленческих и правовых дисциплин
Российского государственного гуманитарного
университета, Филиал в г.Великий Новгород, Россия