По видам экономической деятельности

(единиц)

Показатель 2009г. 2010г. 2011г. Сред., абс. Сред., %
Всего 226259,7 100,0
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 13436,3 5,9
Рыболовство, рыбоводство 694,0 0,3
Добыча полезных ископаемых 1083,7 0,5
Обрабатывающие производства 35879,3 15,9
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2862,0 1,3
Строительство 31749,3 14,0
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 68886,7 30,4
Гостиницы и рестораны 8837,3 3,9
Транспорт и связь 12867,3 5,7
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 39388,3 17,4
Образование 276,3 0,1
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 2787,3 1,2
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 5455,7 2,4
Прочие подвиды деятельности 2056,0 0,9

Весь круг основных проблем предпринимательства, а особенно малого бизнеса можно представить схематично следующим образом на рисунке 1: По видам экономической деятельности - student2.ru

Рисунок 1 Схема основных проблем малого бизнеса в России

Необходимо заключить, что все административные барьеры и коррупция; финансовые вопросы; информационная необеспеченность; кадровые, квалификационные и образовательные проблемы; преступления, правонарушения и теневой бизнес; уровень развития рынков и конкуренции и пр. недостатки свободного малого предпринимательства тесно переплетены и зависимы друг от друга. В частности в правовом, информационном, финансовом, образовательном и др. аспектах, которые следует также решать во взаимозависимости друг от друга.

Соответственно можно предложить и выделить следующие аспекты преодоления негативных барьеров развития малого предпринимательства в России.

Во-первых, совершенствование нормативно-правовой базы предпринимательства. Такая работа должна вестись на постоянной основе, как представительными органами, так и исполнительной властью всех уровней, в тесной взаимосвязью с общественными объединениями предпринимателей (ОПОРА России; Российский союз промышленников и предпринимателей; Торгово-промышленная палата РФ; Деловая Россия и др.), по всем вызывающим проблемы у малых форм хозяйствования направлениям, например:

— борьба с коррупцией, теневой экономикой, бюрократией, рейдерством и реформирование судебной системы;

— продолжение оптимизации и снижения нагрузки налогообложения и страхования, по бухгалтерскому и статистическому учету и отчетности, таможенному и миграционному оформлению и пр.;

— совершенствование и унификация с международной практикой: стандартизации, сертификации, государственных контрактов, аукционов, конкурсов, лицензирования, получения патентов и пр..

— исключение отягчающих мероприятий (например, ведение кассовых операций и др.) внедрение современных электронных форм расчетов (через Интернет, мобильную связь и пр.).

Во-вторых, открытое, доступное и актуальное информационное освещение:

Внедрение специализированных сайтов не только на федеральном уровне, но и на региональном и муниципальном, так как существует определенная специфика работы на определенных территориях и местах. Назначение уполномоченного органа со стороны исполнительной власти, и выделение штатных отделов или лиц, которые будут выкладывать всю актуализированную информацию для малого предпринимательства (правовую, статистическую, аналитическую, организационную и пр.).

Так же здесь необходимо использовать и обычные средства массовой информации для освещения регионального и местного содействия малому бизнесу (телевидение, радио, газеты, журналы, книги, брошюры и пр.).

В-третьих, образовательные совершенствования. Повсеместное внедрение и доступность обучения, переобучения или повышения квалификации для самих предпринимателей, их работников, привлекаемых специалистов в области высоких технологий, инноваций и модернизаций, в соответствии с потребностями государства, муниципалитетов, рынка. Работа в области образования для малого бизнеса должна вестись в тесной увязке и сотрудничестве между заинтересованными субъектами.

В-четвертых, развитие конкурентного рынка.

Федеральная, региональная и муниципальная власть, предпринимательские сообщества должны вести постоянный мониторинг недобросовестной конкуренции, монополизации или олигополизации на различных рынках.

Соответственно осуществлять, например, ограничение повышения тарифов, способствовать их расчетной открытости в естественных монополиях (газ, электроэнергия, вода, тепло и пр.), сокращение посредников в данных областях, или, например, установление лимитов на контракты с малым предпринимательством в отношениях с государственными корпорациями и пр.

В-пятых, развитие финансовой доступности.

В данной области необходимо развитие свободного рынка капиталов и оборотных средств, в чем государство может содействовать путем продолжения правового внедрения различных современных финансовых институтов микрофинансирования, небанковских кредитных организаций, потребительской кооперации, а также доступности рефинансирования со стороны Банка России, не только банков, но и указанных финансовых субъектов по низкой ставке. Что должно привести к доступности кредитов и займов для малого предпринимательства.

Другое направление работы это продолжение сокращения фискальной нагрузки со стороны государства (налоговой, страховой, таможенной и пр.).

Таким образом, можно заключить, что, несмотря на отдельные положительные тенденции развития малого бизнеса, существуют различные проблемы и барьеры, поэтому работа по преодолению коррупции, иных факторов оказывающих негативное влияние на предпринимательство должна вестись не только самими субъектами малого и индивидуального бизнеса, а в сообществе с государственными институтами, органами местного самоуправления, предпринимательскими образованиями по всем направлениям: правовым, организационным, информационным, финансовым, так как они очень тесно переплетены между собой.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации. М.: Сибирское университетское издательство, 2012.

2. Богданов И. Я., Калинин А. П. Коррупция в России: Социально-экономические и правовые аспекты / Институт социально-политических исследований РАН. — М.: ИСПИ РАН, 2001. — 240 с.

3. Кирпичников А. И. Взятка и коррупция в России. — СПб.: Альфа, 1997. — 352 с.

4. Волженкин Б.В. Коррупция как социальное явление. // Чистые руки. - 1999. - № 1.

5. Ипполитов К.Х., Макаров В.Б. Принципы и основные направления программы борьбы с коррупцией // Следователь.- 2008. - № 10.

Сидорова Е.В.,

старший преподаватель кафедры

экономико-управленческих и правовых дисциплин

Российского государственного гуманитарного

университета, Филиал в г.Великий Новгород, Россия

Наши рекомендации