Вопрос № 15. Советская тяжеловозная и кабардинская породы
Содержание.
1. Вопрос № 15. Советская тяжеловозная и кабардинская породы………..3
2. Вопрос № 42. Судейские коллегии ипподромов и их работа………….12
3. Вопрос № 45. Роль конных заводов (ГКЗ) и государственных заводских конюшен (ГЗК) в улучшении коневодства……………………………...13
Список использованной литературы………………………………………..17
Вопрос № 15. Советская тяжеловозная и кабардинская породы
Советский тяжеловоз - это порода крупных тяжеловозных лошадей. Выведена в СССР поглотительным скрещиванием местных упряжных лошадей, улучшенных першеронами, суффолками и арденами, с бельгийскими брабансонами. Утверждена в 1952. Лошади массивные, крепкой конституции, спокойного темперамента. Преобладают масти рыжая и рыже-чалая, реже встречаются гнедая и гнедо-чалая. Средние промеры жеребцов (в см): высота в холке 161, косая длина туловища 169, обхват груди 210,9, обхват пясти 25; кобылы несколько мельче. Жеребцы весят 770—790 кг, кобылы 640—660 кг. Отличаются высокой работоспособностью. В испытаниях на Тамбовском ипподроме (1957) жеребец Фарс вывез груз 22 991 кг на расстояние 35 м. Рекордную силу тяги (851 кг) показала кобыла Заводь в испытаниях на Псковском ипподроме (1968). Кобылы высокомолочны — до 4 тыс. л молока. за подсосный период. Тяжеловозов используют как рабочих и племенных лошадей (для улучшения местных пород).[1] Перспективны как мясные и молочные животные для продуктивного коневодства. Распространена порода в СССР почти повсеместно, кроме горных районов Средней Азии и северных и северо-восточных районов Азии с суровым климатом. При мощном костяке и сильно развитой мускулатуре советские тяжеловозы отличаются большей сухостью телосложения и меньшей требовательностью к условиям содержания и кормления, чем брабансоны. Обладают энергичным темпераментом, хорошими движениями на шагу и рыси, большой грузоподъемностью. Кобылы характеризуются высокой молочной продуктивностью. Более 85% лошадей имеют рыжую или рыже-чалую масть, около 12% - гнедую и гнедо-чалую. Изредка встречаются вороные и бурые. Советских тяжеловозов разводили в Починковском и Мордовском конных заводах и на племенных фермах колхозов Ярославской области. Жеребцов используют как улучшателей местных лошадей в Европейской части страны и на Алтае[2]. В конце ХIХ века в Россию стали завозить крупных бельгийских тяжеловозных лошадей - брабансонов. Это массивные (при среднем росте 162 см, обхвате груди 210, обхвате пясти 25 см), на крепких конечностях, с объемной могучей мускулатурой лошади, добронравные, нетребовательные к корму. Разведением крупных тяжеловозов на первых порах занимались в помещичьих хозяйствах, а в последующем - и в крестьянских, охватывающих Москву и крупные промышленно-торговые районы центральной России. Как правило, здесь методом промышленного скрещивания получали только пользовательную лошадь. К 1904 году насчитывалось 435 хозяйств, где наряду с другими породами разводили и брабансонов. Именно из них тяжеловозные лошади поступали на крупные рынки сбыта в Москве, Ярославле и т. д.Племенная работа методом промышленного скрещивания велась лишь в некоторых конных заводах (Починковском, Хреновском), где импортных брабансонских жеребцов спаривали с кобылами-помесями других тяжеловозных пород, а также с хорошими местными кобылами рабоче-пользовательного состава [6]. Большое значение в типизации породы имели массовые выставки лошадей и организация в 1886 г. студбука.
Типичный бельгийский тяжеловоз представляет собой крупную, очень массивную лошадь с компактным корпусом. Голова бельгийской лошади большая; шея короткая и толстая, с сильно развитым у жеребцов жировым гребнем; холка широкая невысокая; грудная клетка бочкообразного строения; спина недлинная, широкая, иногда мягкая; поясница короткая, широкая; круп свислый, исключительно хорошо развит в ширину, с пышной мускулатурой, образующей сильно выраженную раздвоенность; живот объемистый; конечности очень массивные; суставы не выделяются, бабки толстые и короткие; копыта большие; оброслость ног густая, но волос не очень длинный, оброслость гривы, челки и хвоста умеренная. Преобладающие масти: рыже-чалая, рыжая, гнедо-чалая и гнедая.
Тамперамент бельгийского тяжеловоза спокойный, скороспелость высокая - к отъему (6-8 месяцев) жеребенок обычно весит 400-500 кг.
Допускаются значительные вариации лошадей по крупности. Так, например, жеребцов-производителей, представленных на выставку, делят на две категории: ростом выше 166 см и ростом от 160 до 165 см. Причем отнесение к той или иной категории не влияет на оценку лошади. Отдельные экземпляры бельгийских тяжеловозов достигают роста 180 см. Лошадей, имеющих высоту в холке ниже 160 см, относят к группе арденов.
Специальных испытаний рабочих качеств тяжеловозов в Бельгии не проводят, но племенных лошадей используют на сельскохозяйственных работах. Отбор племенных животных ведут по типу, экстерьеру, качеству движений на шагу и рыси.
Огромную роль при этом играют систематические выставки лошадей.
Одна из важнейших характерных особенностей лошадей бельгийской тяжеловозной породы заключается в их способности очень устойчиво передавать свой тип потомству при скрещивании с другими породами. Это качество, а также скороспелость, добронравие и относительная неприхотливость к условиям кормления и содержания обеспечили популярность породы. Так, в Западной Европе тяжеловозы бельгийского типа занимают преобладающее положение среди других тяжеловозных пород. В Россиию завоз брабансонов из Бельгии начался еще во второй половине XIX века. Основную роль в формировании породы сыграло успешное племенное использование жеребцов-брабансонов:Боже, бурый, 1919 г., Эндижен де Лаваль, рыжий, 1923 г., Клерон Реми, рыже-чалый, 1910 г. и Полэн де Вер, рыжий в седине, 1921 г.
В связи с незначительным количеством введенных брабансонов, их не только разводили "в себе", но и частично практиковали поглотительное скрещивание брабансонских жеребцов с крупными кобылами упряжного типа. Постепенно в Починковском конном заводе Нижегородской области и Мордовском конзаводе республики Мордовия, а также на племенных фермах колхозов Нижегородской, Ярославской, Владимирской областей и в республике Мордовия был создан большой массив лошадей тяжеловозного типа, значительно отличающихся от выводных брабансонов. Эти лошади были значительно суше, гармоничнее, подвижнее и несколько мельче брабансонов. Такой тип лошадей вполне отвечал требованиям сельского хозяйства. Новая оригинальная порода тяжеловозов получила официальное признание в 1952 г.
Экстерьерные особенности лошадей советской тяжеловозной породы следующие: голова средняя по величине; шея мускулистая, средней длины или короткая; холка низкая, широкая; спина широкая, иногда мягкая; поясница ровная, широкая; круп раздвоенный, свислый; грудь широкая, с округлыми ребрами; ноги средней длины, достаточно сухие и крепкие, иногда встречается запавшее запястье, косолапость, саблистость и мягкие бабки; оброслость гривы, хвоста и щеток умеренная; копыта правильной формы. Преобладающие масти - рыжая и рыже-чалая, реже встречаются гнедая и гнедо-чалая.
Конституция советских тяжеловозов крепкая, темперамент спокойный; у отдельных лошадей встречается рыхлость и сырость конституции [5]. В последующем, преимущественно в крестьянских хозяйствах, наряду с методом поглотительного скрещивания стали практиковать разведение помесей "в себе".После революции работа по разведению тяжеловозов велась планомерно с учетом потребности народного хозяйства в рабочих и транспортных лошадях на вновь создававшихся совхозных и колхозных племенных фермах и в государственных племенных рассадниках (ГПР). В 30-е годы в племенной работе с тяжеловозами стали шире использовать жеребцов, выращенных в своих конных заводах. К 1948 году в стране завезенных из-за границы жеребцов брабансонской породы уже не было. В значительно большей степени стали использовать племенное поголовье на сельскохозяйственных работах, более регулярно проводить тренинг молодняка, тщательнее и чаще оценивать рабочие качества лошадей в конкретных условиях их разведения и содержания. В конечном итоге в Починковском и Мордовском конных заводах, а также на племенных фермах колхозов и совхозов Горьковской, Ярославской, Тамбовской, Владимирской областей и в Мордовской АССР сформировалась тяжеловозная лошадь, отличавшаяся по интерьерным и экстерьерным качествам от брабансонов. В 1952 году эта достаточно большая и довольно однородная группа лошадей получила название советских тяжеловозов и была официально утверждена как порода. Советские тяжеловозы сложены гармонично, имеют крепкую конституцию и спокойный энергичный темперамент, отличаются большой работоспособностью, нетребовательностью к условиям содержания и хорошей оплатой корма. Промеры у жеребцов следующие (см): высота в холке - 161,5, косая длина туловища - 167,2, обхват груди - 206,6, обхват пясти - 24,7; средняя живая масса жеребцов 780 кг, кобыл - 650 кг.Лошади этой породы имеют среднюю по величине пропорциональную голову, мускулистую шею, широкую холку, глубокую и широкую грудь, широкую, иногда мягкую спину, округлый раздноенный круп. Оброслость гривы, хвоста и конечностей умеренная. Масть рыжая, рыже-чалая, гнедая и гнедо-чалая. Лошади советской тяжеловозной породы скороспелы. Жеребята растут быстро: в шестимесячном возрасте их живая масса достигает 360 - 375 кг, в годовалом - 525 - 540 кг. С возраста 2,5 года молодых лошадей используют на сельскохозяйственных работах, а с 3 лет они поступают в производящий состав. Кобылы советской тяжеловозной породы отличаются высокой молочностью. Рекордисткой по удою стала кобыла Рябина (Бард - Рожица), давшая за 348 дней лактации 6173 л молока. Наиболее ценное поголовье тяжеловозов сосредоточено в Починковском конном заводе Горьковской области и в Mopдовском конном заводе. Племенная работа с породой ведется методом чистопородного разведения. В ней выделено восемь линий и несколько мелких родственных групп. Огромное влияние на становление и последующее совершенствование породы оказал жеребец Божё. От него по прямой мужской линии происходит половина маточного состава и жеребцов-производителей. Его сыновья Румб и Режим являются родоначальниками новых линий.Лошади советской тяжеловозной породы высоко ценятся как транспортные животные и как улучшатели в мясном и молочном коневодстве[3].
Кабардинская порода лошадей (кабард.-черк. адыгэш) - одна из старейших пород верхово-упряжного типа. Вошла во все мировые справочники по коневодству. История адыгского народа теснейшим образом связана с историей создания, использования и совершенствования лошадей кабардинской породы, получившей широкую известность далеко за пределами Кавказа. Стоит отметить, что с исторической точки зрения, данная порода является обще адыгской (черкесской). С кабард.-черк. "адыгэш" переводится как "адыгская лошадь". Кабардинской данная порода стала называться из-за того, что из всех черкесских земель именно в Кабарде коневодство достигло наибольшего развития. Кабардинская (черкесская) порода лошадей издавна высоко ценилась как боевая порода. Качества, выработанные у кабардинской лошади, были обусловлены потребностью черкесов в верховом, боевом коне. Сочетание таких качеств как высокая резвость и потрясающая выносливость, необыкновенная смелость и осторожность при езде по горным тропам делали эту лошадь идеальной для дальних походов и скоротечных набегов.Кабардинская порода сформировалась в условиях содержания круглый год в табуне. Летом - на горных пастбищах. Зимой её содержали в предгорьях и на равнинах, лишь подкармливая сеном и зерном. По утверждению Ю.Н. Барминцева (1972) кабардинская порода произошла в результате смешения многих пород, в основном лошадей степных кочевников и пород южного корня - персидской, туркменской, арабской. Она отлично приспособлена как для равнин, так и для высокогорья, поскольку ее отличает способность сохранять равновесие при передвижении по скользким и скалистым тропам, преодолевать крутые спуски и подъемы, безболезненно переность резкие колебания температуры и давления воздуха.. Развитая физическая сила и выносливость позволяют ей хорошо себя чувствовать в условиях высокогорья, и при весе груза в 150 кг проходить по 100 км в день. Лошадь кабардинской породы характеризуется "удачным" физическим сложением: хорошо развит корпус, шея длинная, мускулистая, широкая грудь; голова небольшая, сухая, профиль с горбинкой; спина прямая и короткая, круп свислый и относительно широкий; ноги сухие с хорошей формой копыт, которые отличаются твердостью, воспитанной на твердой целине и камнях горных пастбищ. Характерной особенностью породы являются саблистые задние ноги и в несколько меньшей мере х-образность. Лошади кабардинской породы отличаются крепкой конституцией, высокой резистентностью к заболеваниям, плодовитостью, хорошей способностью быстро восстанавливать упитанность и сохранять ее зимой при табунном содержании. Племенных кобыл используют до 19 – 20 лет, однако нередко от них получают жеребят и в более старшем возрасте. В то же время кабардинские лошади в отличие от других пород более позднеспелы. По данным племенных хозяйств Кабардино-Балкарии, выход жеребят в породе составляет 83-85%. У типичных представителей породы крепкая конституция, небольшая голова, профиль с горбинкой, средней длины мускулистая шея, крепкая прямая спина, широкая и глубокая грудная клетка, немного спущенный круп. Конечности тонкие, но крепкие, с необыкновенно прочными и цепкими копытами. Задние ноги часто саблистые. Кабардинская лошадь самая крупная из горских пород, высота в холке 152 - 157 см. Промеры лучших кабардинских лошадей, записанных в V том ГПК кабардинской и карачаевской пород (издан в 1993 году) составляет у жеребцов колхозов и совхозов 155,1-183,4-19,9 см; у кобыл соответственно 151,6-178,1-18,7 см. Лошади, выращенные в конных заводах, соответственно, ещё крупнее, массивнее и костистее. Масть в основном гнедая, вороная или караковая. Под влиянием различных условий разведения, использования и содержания, в породе выделяют три внутрипородных типа: восточный, основной (характерный) и густой (массивный). Лошади восточного типа имеют особенности, свойственные верховым лошадям. Лошади основного типа - ярко выраженные горные верховые, сухой конституции. Лошади массивного типа имеют удлинённый массивный корпус, развитый костяк и густые формы, свойственные легкоупряжным породам. Отличительной чертой кабардинских лошадей были крепкие ноги и особая форма копыт "стаканчиком". "У таких лошадей мышечная часть подошвы залегала глубоко, как бы на дне перевернутого стакана, и она почти кругом обрастала роговым образованием, крепким, как кость" (С. Мафедзев)Большое значение придавалось на постановку и длину т. н. "лъэIэгъуэ" (растояние между сесамовидной костью путового сустава и копытом). Чем прямее, т. е. вертикальнее по отношению к земле "лъэIэгъуэ" (но не прямо перпендикулярно - это ухудшало амортизирующие свойства ног, что делало лошадь тряской), чем оно длинее, тем более годен конь. Кроме того: пах должен был быть узким, икры крутыми, на тыльной стороне ног в области путового сустава должно было быть как можно меньше волос, но самое главное - при движении лошадь задними ногами должна перешагивать след передних. Кабардинская порода отличается хорошей работоспособностью. Во время Великой Отечественной Войны большое поголовье лошадей этой породы совершило путь от Сталинграда до Альп, проявив выносливость, стойкость и силу. В 1946 году на Московском ипподроме провели испытания лошадей отечественных пород на 250 км, причём последние 2 км нужно было пройти резвым галопом. Первое место в этих испытаниях занял жеребец кабардинской породы Али-Кадым, который прошёл всю дистанцию за 25 часов. Кобыла Аза прошла 100 км за 4 ч.25 мин. Поэтому в наше время кабардинская порода успешно используется в конных пробегах на длинные дистанции. Кроме того, это отличная лошадь для горного туризма и любительской верховой езды. По резвости при испытаниях в гладких скачках на короткие и удлинённые дистанции лошади кабардинской породы уступают животным большинства отечественных пород. Наиболее распространённые линии в породе - Атласа, Зураба, Лахрана, Борея. Формируются новые, перспективные линии Фиолета, Дара и др. Лошади линии Фиолета имеют выраженный верховой тип, сухой, крепкой конституции, хорошей работоспособсности. Жеребец Дар восходит по прямой мужской линии к карачаевскому Даусузу (Линия Даусуза - основная в карачаевской породе). Лошади линии Даусуза-Дара имеют массивный костяк, удлинённый корпус при сухих голове и ногах. Основным хозяйством по разведению кабардинских лошадей является Малкинский конный завод. Там собрано ценное племенное ядро породы. Так же большую роль в воспроизводстве племенных кабардинских лошадей играют Кабардино-Балкарская ГЗК, а также частные хозяйства. Совершенствование любой породы лошадей, тем более заводской, к коим относится кабардинская, невозможно без повышения рабочих качеств лошади. Кабардинские лошади в течение длительного времени не проходили испытания по работоспособности, что привело к утере присущих им ценных качеств (то же относится и к родственной кабардинской карачаевской породе лошадей). Наряду с чистопородным разведением кабардинских лошадей в некоторых хозяйствах Северного Кавказа продолжается племенная работа по скрещиванию кабардинских кобыл с чистокровными верховыми жеребцами с целью создания англо-кабардинской породной группы. В V том ГПК были занесены 220 кобыл новой породной группы. Полукровный молодняк значительно превосходит кабардинских лошадей по основным промерам, работоспособности, иметт ярко выраженный верховой тип телосложения. Так, промеры англо-кабардинских лошадей в Малкинском конном заводе составляют 160,0-189,9-20,7 см (жеребцы); 157,8-183,9-19,5 см (кобылы). По резвости англо-кабардинские лошади значительно превосходят кабардинских лошадей, многие из них хорошо показали себя в конном спорте и на ипподромах, неоднократно питомцы Малкинского конного завода были призёрами различных стипль-чезов и барьерных скачек. Также они широко используются как племенные улучшатели в предгорной зоне Северного Кавказа [4].