Конституционно-правовой статус человека и гражданина. общие юридические и организационные гарантии прав и свобод человека и гражданина и их обязанности

Под правами человека понимаются: права индивида как члена общества; совокупность прав человека независимо от того, гражданином какого государства он является. Права человека - суть общест-го и полит. порядка, социального положение всех слоев и групп населения. Во всех сферах общест. жизни человек - субъект соот. прав, свобод и обязан-ей, к-е определяют его общест-ое положение, т.е. его место в производстве и распределении общест-х благ, в управлении гос. и общест-и делами, в системе общест-х отн-й в целом.

Правовой статус человека -совокупность прав, свобод и обязан-ей граждан, к-е определяют его фактическое положение в обществе и гос-ве. Центр. место в правовом статусе человека принадлежит основам правового положения гражданина.

Гражданство - это полит. и правовая принадлежность человека к конкретному гос-ву: на гражданина распространяется суверенитет гос-ва, он пользуется всеми правами, свободами и находится под защитой гос-ва как в нем, так и вне его границ. Гражданство У. определяет постоян. связь лица и гос-ва, к-я обнаруживается в их взаимных правах и обязан-х Право на гражданство - неотъемлемое право человека. Гражданин У. не может быть лишен гражданства или права изменить его. Гражданство У приобретается: по рождению; по происхождению; через принятие гражданства (натурализацию); в результате возобновления в гражданстве У; по др. основаниям. Рождение - важное основание обретения гражданства У. При получении гражданства через происхождение по рождению в мировой практике применяются два принципа: а) "право крови" — гражданами данного гос-ва являются все лица, к-е родились от граждан этого гос-ва; б) "право земли" — гражданами данного гос-ва являются лица, к-е родились на его территории. В У. применяется первый принцип. В У. возможно получение гражданства иностран. гражданами и ЛБГ через ходатайство на основании решения Президента У. при условии: не пребывания в иностран. гражданстве; непрерывном проживании на закон. основаниях на территории У. на протяжении последних пяти лет; владения укр. языком в объеме, достаточном для общения; наличии закон. источников существования; признания и выполнения Конст-ии и ЗУ.

Гражданство У. прек-ращается: а) вследствие выхода из гражданства У; б) вследствие потери гражданства У; в) на основаниях, предусмотрен. междунар. дог-рами У., ратифицирован. ВР. За гражданами У. не признается принадлежность к иностран. гражданству без решения о лишении гражданства У.

Права человека определяют его место в обществе и закрепляют фундамент его правового статуса. Конст-ия У. делит их на группы. 1). Гражданские права.: на жизнь (ст. 27); на личную неприкосновен. (ст. 29); на неприкосновен. жилья (ст.30); на тайну переписки, телефон. разговоров (ст. 31); на свободу передвижения и свободный выбор местожительства (ст. 33); на свободу мысли и слова (ст. 34) и др. 2). Политические права и свободы: участвовать в управлении гос. делами; избирать и быть избранным (ст. 38); на объединение в полит. партии и общест. организац. (ст. 36); проводить мирные походы и демонстрации (ст. 39); на обращение в гос. органы и органы местного самоуправления (ст. 40); на участие в профсоюзах (ст. 36). 3). Экономические права.: на частную соб-ть и возможность пользоваться объектами гос. и коммунальной соб-ти (ст. 41); на предпринимательскую деят-ть (ст. 42); на забастовку (ст. 44); на труд и своевремен. получение вознаграждения (ст. 43); на отдых (ст. 45) и др. 4). Социальные права: на здравоохранение (ст. 49); на социальную защиту (ст. 46); на жилье (ст. 47); на достаточный жизнен. уровень для себя и своей семьи (ст. 48); на брак; на защиту материнства, отцовства и детства (ст. 51) и др.. 5). Культурные права.: на возможность доступа граждан У. к духовным ценностям; на образование (ст. 53); на свободу творческой деят-ти; на результаты интеллектуальной, творческой деят-ти (ст. 54).

Среди общих гарантий различают: полит., эконом., соц-ые и духовные (культурные). Их осуществление гарантируют – полит., эконом., соц-ые отн-я, к-е сложились и функционируют в обществе. Юр. гарантии прав и свобод личности — принципы правового статуса гражданина, они определены Конст-ей У.: свобода и равенство людей в своем достоинстве и правах (ст. 21); незыблемость прав и свобод человека, т.е. их необратимость (ст.21); неисчерпаемость прав и свобод человека и гражданина, т.е. круг прав и свобод человека и гражданина, закреплен. Конст-ей, может расширяться; конст-ые права и свободы не могут быть упразднены (ст. 22); каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности, если при этом не ограничиваются права др. (ст. 23); равенство конст-ых прав и свобод граждан и их равенство перед законом; не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, полит., религиозных и др. убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущ-го состояния, местожительства, по языковым или др. признакам (ст. 24); национальный режим для иностранцев и ЛБГ означает, что если они находятся в У. на закон. основаниях, то пользуются теми же правами и свободами и несут такие же обязан-ти, как и граждане У., за исключ., установлен. Конст-ей, ЗУ или междунар. дог-рами У. (ст. 26).

Процессуальные принципы. Они относятся к юр. гарантиям: право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов госвласти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц (ст. 55); принцип недопустимости обратного действия ЗУ (законы и др. норм..-правовые акты не имеют обратного действия во времени (ст.58)); принцип недопустимости двойного привлечения к юр. ответ-ти (уголов., админ.) за одно и то же правонарушение (ст.61); принцип (презумпция) невиновности человека (он считается невиновным в совершении преступления и не может подвергаться наказанию до тех пор, пока его вина не будет доказана в законном порядке и определена обвинительным приговором суда); никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления (ст.62); принцип освобождения от ответ-ти за отказ давать показания или объяснения (лицо не несет ответ-ти за отказ давать показания или объяснения относительно себя, членов своей семьи или близких родственников (ст.63)); принцип недопустимости ограничения конст-ых прав и свобод (кроме случаев, предусмотрен. Конст-ей У. (ст. 64).

Организационные гарантии прав и свобод человека и гражданина.Это: 1) ВР, к-я исключительно с помощью ЗУ определяет права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод, основные обязанности граждан; 2) Президент У.; 3) КМУ, министерства и центр. органы исполнит. власти, принимают меры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина; 4) местные госадм-ии, к-е на соот. территории обеспечивают соблюдение прав и свобод граждан; 5) суды, к-е защищают права и свободы человека и гражданина; 6) уполномоченный ВР по правам человека; 7) прокуратура, к-я осуществляет представительство интересов гражданина или гос-ва в суде в определен. законом случаях; 8) органы местного самоуправления; 9) адвокатура; 10) полит. партии и общест-е орган-ии, к-е защищают права и свободы граждан, объединенных в них; 11) международ. судебные учреждения и соот. органы междунар. орган-ий, членом или участником к-х является У..

Основные обязан. гражданина У. — неуклонно придерживаться Конст-ии и З.У.; не посягать на права и свободы, честь и достоинство др. людей (ст. 68); платить налоги и сборы (ст. 67); проявлять заботу о своих нетрудоспособных родителях (ст. 51) и др.. З-во У. учитывает рекомендации: Общей декларации прав человека, Международ. пакта гражданского, полит., эко-ном., социального и культурного права, Европейскую конвенцию о защите прав и фундаментальных свобод человека, Заключительного акта Совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе.

Конст-ия У. определяет что носителем суверенитета и единым источником власти в У. есть народ. Он осуществляет власть, как непосредственно, так и через органы гос.власти и местного самоуправления, т.е. народовластие в У. существует в двух формах демократии: а) прямой (непосредственной), когда народ выражает свою волю в определен. Конст-ей и ЗУ процессуальных формах; б) представительной, т.е. через своих представителей, к-х народ избирает в органы гос.власти и местного самоуправления. Регулирование прямого народовластия находится в ІІІ разделе Конст-ии У. «Выборы. Референдум.». В систему прямого народовластия включаются выборы и референдумы, как основные формы, за ними идут народные обсуждения, плебисциты, отзыв депутатов, общие собрания населения. Суть представительной демократии: важные вопросы решаются не всеми гражданами гос-ва, а лишь их определен. группами, т.е. - это средство реализации воли народа через избранных представителей в органы власти или в органы местного самоуправления. В Украине - это В.Р.У., Президент, ВР АРК, местные Совета.

Избирательная система в Украине.Народный суверенитет – это первоисточник власти. Именно от воли народа исходит мандат на устройство и любые изменения формы госвласти. Власть народа осуществляется в двух формах: 1) непосредственно – референдум и свободные выборы; 2) опосредовано – через органы госвласти и органы местного самоуправления. Совокупность правовых норм, к-е регламентируют порядок выборов, представляют избирательное право. Его основные источники: Конст-я, ЗУ. "О выборах народных депутатов У." от 22.10.97 г., "О выборах Президента У." от 05.03.99 г. и др. В них сформулированы демократич. принципы избир. права..

Принцип всеобщности: право избирать имеют все граждане У., к-м на день голосования - 18 лет. Это избират. право называется активным: любые прямые или косвен. непредвиден. З.У. льготы или ограничения относительно избир. прав граждан У. в зависимости от происхождения, социального или имущ-го состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отн-я к религии, полит. убеждений, рода и характера занятий - запрещаются.

Пассивное избирательное право - это право быть избран. депутатом, президентом. Так, народным депутатом У. может быть избран гражданин У., к-й имеет право голоса, на день выборов достиг 21-года и постоянно проживает на террит. У. на протяжении последних 5 лет. Президентом У. избирается гражданин У., к-й на день выборов достиг 35-лет, имеет право голоса, проживает на террит. У. на протяжении последних 10 лет перед днем выборов и владеет госязыком. Депутатом местного совета - гражданин У., к-й на день голосования достиг 18-лет, имеет избир. права и постоян. проживает или работает на террит. соот. совета.

Принцип равного и прямого избир. права:граждане У. принимают участие в выборах депутатов на равных основах, и депутаты избираются непосред-но избирателями.

Тайна голосования на выборах:ни одна форма контроля за волеизъявлением избирателей не допускается: голосование происходит в спец. оборудован. для этого кабине или комнате. Во время заполнения бюллетеня в кабине для голосования может находиться лишь лицо, к-е голосует. Принцип свободного и равноправного выдвижения кандидатов в депутаты: граждане У. с правом голоса имеют право выдвигать кандидатов как непосредственно, так и через полит. партии и их избир. блоки и трудовые коллективы.

Принцип гласности и открытости избир. права: всегда подготовка и проведение выборов депутатов осуществляются открыто и гласно.

Принцип равных возможностей для всех кандидатов в проведении избир. кампании:все канд. В депутаты после официальной регистрации принимают участие в избир. кампании на равных основаниях; они имеют равное право на использование гос. средств массовой информации на террит. У.; равные возможности относительно мат.-тех. и фин.обеспечения их участия в избир. кампании со стороны гос-ва.

Принцип беспристрастности к кандидатам со стороны госорганов, учреждений и орг-ий, органов местного самоуправления: 1) освобождение канд. в депутаты местного совета от работы с сохранением за последние 3 мес. средней зарплаты; 2) канд. во время избир. кампании не могут быть уволены с работы, переведены на др. работу или должность без их согласия, привлечены к уголов. ответ-ти, арестованы или подвергнуты админвзысканию, к-е накладывается в судебном порядке, без согласия Центр. избир. Комиссии (относительно канд. в народные депутаты) и соответ. террит. избир. комиссии (относительно канд. в местные совета). Несут ответ-ть, согласно З.У.: лица, к-е насилием, обманом, угрозами или др. способом препятствуют свободному осуществлению гражданами У. права избирать и быть избранными, вести предвыборную агитацию, публично призывают или агитируют за бойкот выборов; члены избир. комиссий, служебные лица гос-ва и общест-х органов, к-е совершили подделку избир. документов, неправильно подсчитали голоса, нарушили тайну голосования или допустили др. нарушение избир. закон-ва. К ответ-ти. привлекаются лица, к-е опубликовали или др.способом распространили сознательно неправдивые сведения о кандидате.

Принцип свободы агитации: все граждане У., их объединения, трудовые коллективы, доверенные лица канд. имеют право свободно и беспрепятственно обсуждать программы канд., их личные качества, а также платформы и программы тех партий, блоков, собраний, к-е их выдвинули. Разрешается вести агитацию как «за», так и «против» канд. во всех средствах массовой информации. Канд. имеют право на встречи с избирателями как непосредственно, так и через доверен. лиц, могут осуществлять предвыборную агитацию в любых формах и разными средствами.

Референдумы.Референдум (лат.) – «то, что должно быть сообщено» - это всенародный опрос по особо важному вопросу. Путем тайного голосования осуществляется утверждение (или не утверждение) гражданами какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы гос-ва или правительства, местной власти. Чаще всего референдум отождествляется с опросом гражд. мнения т.е. с плебисцитом. Но референдумом называют любое голосование избирателей независимо от его последствий. Согласно Конст-ии, ЗУ «О всеукраинском и местных референдумах» существуют такие их виды. По террит. признаку: 1) всеукраинский; 2) местный: а) в границах АРК; б) в границах др. админ.-тер. единиц. В зависимости от предмета различаются:1) обязательный; 2) факультативный. По содержанию предмета всеукраинские референдумы подразделяются на : - конституционно- законодательные.

Наши рекомендации