Громов н.а. 28 страница

Если в процессе следствия были изъяты личные документы обвиняемых: паспорт, военный билет, а также орденские книжки, ордена и медали, должна быть составлена отдельная справка с указанием, когда и какому органу передан тот или иной документ и где хранятся остальные личные документы и ордена.

Приложения к обвинительному заключению подписываются следователем.

После подписания обвинительного заключения следователь немедленно направляет дело прокурору (ст. 207 УПК).

Согласно ст. 214 УПК прокурор или его заместитель обязаны в срок не более пяти суток рассмотреть поступившее дело и принять по нему одно из следующих решений: 1) об утверждении обвинительного заключения своей резолюцией; 2) о возвращении дела органу дознания или следователю со своими письменными указаниями для производства дополнительного расследования; 3) о прекращении уголовного дела, составив о том постановление в соответствии со ст. 209 УПК; 4) о возвращении дела со своими письменными указаниями следователю или органу дознания для пересоставления обвинительного заключения; 5) о составлении нового обвинительного заключения, а ранее составленное — из дела изъять и возвратить органу дознания или следователю с указанием обнаруженных неправильностей.

Прокурор или его заместитель вареве своим постановлением исключить из обвинительного заключения отдельные пункты обвинения, а также применить закон о менее тяжком преступлении. При этом, в случае необходимости, составляется новое обвинительное заключение.

Если требуется изменить обвинение на более тяжкое или существенно отличающееся по обстоятельствам от первоначального обвинения, прокурор или его заместитель возвращают дело органу дознания или следователю для предъявления нового обвинения (ст. 215 УПК).

Прокурор или его заместитель вправе отменить, изменить или избрать меру пресечения, если она не была избрана. В случае отмены, изменения или избрания меры пресечения в виде содержания под стражей прокурор и его заместитель руководствуются правилами, предусмотренными ч. 4 ст. 96 УПК. Кроме того, они могут также изменить приложенный к обвинительному заключению список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание.

Прокурор или его заместитель, утвердив обвинительное заключение или составив новое обвинительное заключение, направляет дело в суд, которому оно подсудно, и уведомляет об этом обвиняемого.

Одновременно с направлением дела прокурор или его заместитель сообщает суду, считает ли он необходимым поддерживать в суде обвинение.

После направления дела в суд все ходатайства и жалобы направляются непосредственно в суд.

Вступление в силу с 1 января 1997 г. нового Уголовного кодекса РФ потребовало незамедлительного внесения изменений и дополнений в действующий УПК РСФСР, что и было сделано Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации1. В чем его суть?

1 РГ. 1996. 25 дек.; СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5881.

Во-первых, значительно изменены процессуальные нормы, определяющие порядок прекращения уголовных дел. В новом уголовном законодательстве уже нет таких видов освобождения от уголовной ответственности, как прекращение дела в связи с привлечением лица к административной ответственности, передачей лица на поруки, с передачей дела в товарищеский суд, комиссию по делам несовершеннолетних. Зато появились новые виды оснований освобождения от уголовной ответственности: в связи с деятельным раскаянием, с применением к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия, с примирением потерпевших с лицом, впервые совершившим преступление небольшой тяжести.

§ 4. Прекращение уголовного дела

Прекращение уголовного дела — это форма окончания предварительного следствия, при которой следователь завершает производство по делу своим постановлением без последующего направления дела в суд.

В соответствии со ст. 208 УПК уголовное дело прекращается:

1) при наличии оснований, указанных в ст. 5—9 УПК; 2) при недоказанности участия обвиняемого в совершении преступления, если исчерпаны все возможности получения дополнительных доказательств.

Если по делу привлечено несколько обвиняемых, а основания к прекращению дела относятся не ко всем из них, следователь прекращает дело в отношении отдельных обвиняемых.

Основания, предусмотренные ст. 5 УПК, были рассмотрены в главе десятой “Возбуждение уголовного дела”, поскольку при наличии хотя бы одного из них уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению. При этом следует иметь в виду, что прекращение дела вследствие акта амнистии или помилования, а также за истечением сроков давности не допускается, если обвиняемый против этого возражает. В этом случае производство по делу продолжается в обычном порядке.

В то же время ч. 2 ст. 5 УПК предусматривает, что уголовное дело подлежит прекращению по основаниям, указанным в п. 5 ч. 1 ст. 5 УПК, также и в отношении несовершеннолетнего, который достиг возраста, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 20 УК, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, т.е. он не подлежит уголовной ответственности.

Статьи 6—9 УПК предусматривают и иные основания к прекращению уголовного дела.

Прекращение уголовного дела вследствие изменения обстановки (ст. 6 УПК) производится следователем и органом дознания с согласия прокурора, если будет признано, что ко времени производства дознания или предварительного следствия лицо впервые совершило преступление небольшой или средней тяжести1, а также будет установлено, что вследствие изменения обстановки это лицо или совершенное им деяние перестали быть общественно опасными.

1 Согласно ст. 15 УК РФ преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет лишения свободы. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы.

До прекращения уголовного дела лицу должны быть разъяснены основание прекращения дела и право возражать против его прекращения по этому основанию.

О прекращении уголовного дела уведомляется потерпевший, который в течение пяти суток вправе обжаловать определение суда или постановление прокурора, следователя, органа дознания соответственно в вышестоящий суд или вышестоящему прокурору.

Прекращение уголовного дела по основанию, указанному в ч. 1 ст. 6 УПК, не допускается, если лицо, совершившее преступление, против этого возражает. В этом случае производство по делу продолжается в обычном порядке.

Уголовное дело может быть прекращено исходя из положений ст. 7 УПК в связи с деятельным раскаянием. Суд, прокурор, а также следователь и орган дознания с согласия прокурора вправе прекратить уголовное дело в отношении лица, которое впервые совершило преступление небольшой тяжести, в связи с деятельным раскаянием по основаниям, указанным в ст. 75 УК. Ими являются случаи, когда лицо после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления.

Прекращение уголовного дела о преступлении иной категории по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 7 УПК, возможно только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК.

До прекращения уголовного дела лицу должны быть разъяснены основания прекращения дела в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 7 УПК и право возражать против прекращения дела по этим основаниям.

О прекращении уголовного дела уведомляется потерпевший, который в течение пяти суток вправе обжаловать определение суда или постановление прокурора, следователя, органа дознания соответственно в вышестоящий суд или вышестоящему прокурору.

Прекращение уголовного дела по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 7 УПК, не допускается, если лицо, совершившее преступление, против этого возражает. В этом случае производство по делу продолжается в обычном порядке.

Прекращение уголовного дела в отношении несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного воздействия предусмотрено ст. 8 УПК.

Суд, прокурор, следователь с согласия прокурора в соответствии со ст. 90 УК РФ вправе прекратить уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Суд одновременно с прекращением уголовного дела по основании ям, указанным в ч. 1 ст. 8 УПК, или по поступившему ему прекращенному уголовному делу принимает решение о применении в отношении несовершеннолетнего принудительных мер воспитательного воздействия.

Контроль за исполнением несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры воспитательного воздействия возлагается по постановлению судьи на специализированный государственный орган, обеспечивающий исправление несовершеннолетнего. В случае систематического неисполнения несовершеннолетнего назначенной судом принудительной меры воспитательного воздействия эта мера отменяется судом по представлению указанного специализированного государственного органа. В этом случае производство по уголовному делу возобновляется в общем порядке.

Прекращение уголовного дела по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 8 УПК, не допускается, если несовершеннолетний против этого возражает.

Уголовное дело может быть прекращено в связи с примирением с потерпевшим (ст. 9 УПК).

Следователь, прокурор, а также следователь и орган дознания с согласия прокурора вправе на основании соответствующего заявления потерпевшего прекратить уголовное дело в отношении лица, впервые совершившего преступление небольшой тяжести, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред.

Порядок прекращения уголовного дела. О прекращении уголовного дела следователь выносит мотивированное постановление, в котором излагается сущность дела и приводятся основания его прекращения (ст. 209 УПК).

В данном постановлении должен быть решен вопрос о вещественных доказательствах, об отмене меры пресечения и ареста на имущество, а также разрешены другие вопросы, связанные с завершением производства по делу.

Копию постановления о прекращении дела следователь направляет прокурору. Одновременно следователь письменно уведомляет о прекращении и основаниях прекращения дела лицо, привлекавшееся в качестве обвиняемого, потерпевшего, а также лицо или учреждение, по заявлениям которых было возбуждено дело, и разъясняет порядок обжалования.

Постановление о прекращении уголовного дела может быть обжаловано заинтересованными лицами надзирающему прокурору, а если дело было прекращено с его согласия — вышестоящему прокурору.

О возможности возобновления прекращенного дела речь идет в ст. 210 УПК. Прокурор вправе своим постановлением при наличии к тому оснований отменить постановление следователя или органа дознания о прекращении дела и возобновить производство по делу. Это может иметь место лишь в случаях, если не истекли сроки давности.

Если дело прекращено следователем на основании п. 3—4 ст. 5 или ст. 6—9 УПК, но обвиняемый или лицо, совершившее деяние, содержащее небольшую или среднюю степень тяжести, возражает против прекращения дела, следователь своим постановлением возобновляет производство по делу.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

УПК. Ст. 199—217,423 и 424. ФЗ “О прокуратуре РФ”. Ст. 29, 31.

ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”. Ст. 18 // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759. Постановление Конституционного Суда РФ от 13 ноября 1995 г. “По делу о проверке конституционности части пятой статьи 209 Уголовно-процессуального кодекса

РСФСР в связи с жалобой граждан Р.Н. Самигуллиной и А.А. Апанасенко// СЗ РФ. 1995. №47. Ст. 4551.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ И ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Басков В.И. Прокурорский надзор. 1995. Гл. 4, § 1,2.

Белозеров Ю.Н., Ефимичев С.П. Обвинительное заключение в уголовном процессе. М., 1992.

Гуляев А. Новые нормы старого УПК// Российская юстиция. 1997. № 3. С. 35.

Дубинский А.Я. Прекращение уголовного дела в стадии предварительного расследования. Киев,1975.

Ефимичев С.П. Правовые и организационные вопросы окончания предварительного расследования с обвинительным заключением. Волгоград, 1977.

Зубарев B.C., Крысин Л.П., Статкус В.Ф. Язык и стиль обвинительного заключения. М.,1976.

Комментарии к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Научи, ред. В.Т. Томин. М., 1996. Ст. 199—217.

Ларин А. Всегда ли прав суд, даже если он Конституционный // Российская юстиция. 1997. № 4. С. 53—54.

Мариупольский Л.А., Статкус В.Ф; Тульчина B.C. Обвинительное заключение в советском уголовном процессе. М., 1969.

Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Научн. ред. В.П. Божьев. М., 1995. Ст. 199—217.

Савицкий В. Последние новеллы УПК: прекращение уголовного дела, состав суда, подсудность, подследственность // Российская юстиция. 1997. № 4. С. 18—20.

Советский уголовный процесс/Под ред. Н.С. Алексеева, В.З. Лукашевича. Л., 1989. Гл.16.

Советский уголовный процесс // Под ред. В.П. Божьева. М., 1990.

Стецовский Ю. Конституции вопреки // Юрид. вестник. 1997. № 6. С. 4—5.

Уголовный процесс // Под ред. П.А. Лупинской. М., 1997. Гл. X, § 13—16.

Учебник уголовного процесса / Отв. ред. А.С. Кобликов. М., 1995. Гл. 12.

Шадрин B.C. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. Волгоград, 1997.

Глава 18. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР И СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

§ 1. Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

§ 2. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

§ 3. Основные этапы и направления прокурорского надзора за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия

§ 4. Судебный контроль за исполнением законов органами предварительного расследования

§ 1. Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Предварительное расследование проводится под надзором прокурора и представляет собой важную гарантию законности расследования преступлений, обеспечения прав, интересов и свобод граждан.

Участвуя в выполнении задач уголовного судопроизводства, решаемых в стадиях возбуждения и расследования уголовных дел, Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия с тем, чтобы: ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности; задержание граждан по подозрению в совершении преступлений производилось не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом; никто не подвергался бы незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах;

никто не подвергался бы аресту без судебного решения или санкции прокурора; соблюдались установленные законом порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки их расследования, права участников процесса и других граждан; при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также отягчающие и смягчающие его ответственность обстоятельства; выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры к их устранению (ст. 25,26 ФЗ “О прокуратуре Российской Федерации”).

Характерной чертой прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия является наличие широкого круга полномочий, позволяющих прокурору оперативно вмешиваться в ход расследования в целях предупреждения нарушений законности, их обнаружения и пресечения, а также для восстановления нарушенной законности и привлечения в необходимых случаях к ответственности виновных лиц.

Закон не только предусматривает право прокурора как при наличии жалоб, так и по своей инициативе проверять соблюдение законности при возбуждении и расследовании уголовных дел, но и обязывает органы дознания и предварительного следствия уведомлять прокурора о всех наиболее важных процессуальных решениях, а в ряде случаев при осуществлении процессуальных действий получать предварительное согласие или санкцию прокурора.

Специфика прокурорского надзора за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного расследования заключается также в том, что прокурор вправе принимать на себя разрешение отдельных вопросов, давать обязательные для исполнения указания, отменять незаконные решения и даже в необходимых случаях осуществлять уголовно-процессуальную деятельность по возбуждению и расследованию уголовных дел в полном объеме.

Указания Генерального прокурора РФ по вопросам следственной работы являются обязательными для исполнения всеми следственными органами (ст. 25,26 ФЗ “О прокуратуре Российской Федерации”).

§ 2. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции: 1) требует от этих органов для проверки уголовные дела, документы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления; проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях; 2) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание; 3) дает письменные указания о расследовании преступлений; об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;

4) поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнении других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры; 5) участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу; 6) санкционирует производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях и порядке, установленных законами;

7) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; 8) изымает от органа дознания и передает следователю любое уголовное дело, передает дело от одного органа предварительного следствия другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования; 9) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела; 10) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении; прекращает либо приостанавливает производством уголовные дела; дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это предусмотрено законом; утверждает обвинительное заключение (постановление), направляет уголовные дела в суд (ст. 211 УПК).

Прокурор осуществляет и другие полномочия, предоставляемые ему уголовно-процессуальным законодательством. В частности, прокурор разрешает вопрос об отводе следователя и лица, производящего дознание (ст. 64 УПК), рассматривает жалобы на действия органа дознания или следователя (ст. 218—219 УПК), а также жалобы следователя на указания начальника следственного отдела (ч. 4 ст. 1271 УПК) и т.д.

Указания прокурора органам дознания и предварительного следствия в связи с возбуждением и расследованием уголовных дел, данные в порядке, предусмотренном УПК, являются для этих органов обязательным. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 127 УПК. Точно так же указания прокурора по уголовным делам обязательны для начальника следственного отдела.

Широкий круг полномочий прокурора по отношению к органам дознания и предварительного следствия, императивный характер его решений (указания, отмена незаконных актов и т.д.) породили мнение об осуществлении прокурором в отношении органов расследования функции руководства. Однако законодатель не применяет термин “руководство” при характеристике взаимоотношений между прокурором и органами расследования. Более того, закон подчеркивает процессуальную самостоятельность следователя и его единоличную ответственность за принимаемые решения (ст. 127 УПК). Представляется также, что прокурорский надзор по своей сущности не может быть совмещен в осуществлении руководства поднадзорной деятельностью. Отношения между прокурором и органами расследования, полномочия, которыми прокурор наделяется при этом, имеют надзорный, а не административный характер. Административное руководство прокурор осуществляет лишь по отношению к следователям прокуратуры, но при этом характер надзорных отношений не меняется.

Круг имеющихся полномочий прокурора обеспечивает возможность активного и действенного надзора за соблюдением законности в деятельности органов дознания и предварительного следствия.

§ 3. Основные этапы и направления прокурорского надзора за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия

Согласно ст. 116 УПК прокурор осуществляет надзор за законностью возбуждения уголовного дела.

Если дело возбуждено следователем или органом дознания без законных поводов и оснований, прокурор своим постановлением отменяет постановление следователя или органа дознания, отказывая в возбуждении уголовного дела, либо прекращает дело, если по нему были произведены следственные действия.

В случае неосновательности отказа в возбуждении дела прокурор своим постановлением отменяет состоявшееся об этом постановление следователя или органа дознания и возбуждает дело.

В ходе расследования прокурор надзирает за законностью задержания (ст. 122 УПК), за обоснованностью привлечения в качестве обвиняемого, проверяет обоснованность применения мер пресечения по отношению к подозреваемому и обвиняемому, причем такие меры пресечения, как заключение под стражу и залог, могут применяться лишь с санкции прокурора (ст. 89,96,99 УПК), проверяет обоснованность применения мер процессуального принуждения. В частности, отстранение обвиняемого от должности (ст. 153 УПК), помещение обвиняемого или подозреваемого, содержащегося под стражей, в лечебно-психиатрическое учреждение в случае необходимости стационарного наблюдения при производстве судебно-психиатрической экспертизы (ст. 188 УПК) производится только с санкции прокурора.

Санкция прокурора требуется также при производстве следственных действий, сопряженных с вторжением в сферу конституционных прав личности: обыск (ст. 168 УПК), наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемка (ст. 174 УПК) и в других случаях, указанных в законе.

Прокурор следит за тем, чтобы соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела, обеспечивалось соблюдение прав и законных интересов всех участвующих в деле лиц. В частности, прокурор не только следит за соблюдением права обвиняемого и подозреваемого пользоваться услугами защитника с момента задержания, предъявления обвинения или ареста (ст. 47 УПК).

Прокурор надзирает также за своевременностью и правильностью признания соответствующих лиц потерпевшими, гражданскими истцами, гражданскими ответчиками (ст. 136—138 УПК), за выполнением требований закона по обеспечению возмещения материального ущерба и применения конфискации имущества (ст. 30 и 175 УПК).

В прокурорской санкции не нуждается, но под надзором прокурора находится приостановление уголовных дел (ст. 195 УПК), эффективность розыска обвиняемого (ст. 97,133 УПК).

О каждом случае прекращения уголовного дела прокурор уведомляется копией постановления лицом, ведущим расследование. При этом прекращение дел с освобождением от уголовной ответственности допускается только с согласия прокурора. Обнаружив незаконное прекращение дела, прокурор отменяет такое постановление и дает указания о продолжении расследования (ст. 210 УПК).

В случае принятия решения о направлении дела в суд следователь составляет обвинительное заключение, которое вместе с делом направляется прокурору. Прокурор в срок не более пяти суток обязан рассмотреть поступившее дело и принять по нему решение.

При этом прокурор обязан проверить: а) имело ли место деяние вменяемое обвиняемому, и имеется ли в этом деянии состав преступления; б) нет ли в деле обстоятельств, влекущих прекращение дела; в) произведено ли дознание или предварительное следствие всесторонне, полно и объективно; г) обосновано ли предъявленное обвинение имеющимися в деле доказательствами; д) предъявлено ли обвинение по всем установленным дознанием или предварительным следствием преступным деяниям обвиняемого; е) привлечены ли в качестве обвиняемых все лица, которые изобличены в совершении преступления; ж) правильно ли квалифицировано преступление; з) правильно ли избрана мера пресечения; и) приняты ли меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества; к) выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и приняты ли меры к их устранению; л) составлено ли обвинительное заключение в соответствии с требованием закона; м) соблюдены ли органами дознания или предварительного следствия все иные требования закона (ст. 213 УПК).

При обнаружении нарушений закона прокурор должен дать письменные указания по их устранению. Если выявленные нарушения могли повлиять на полноту, всесторонность и объективность расследования, существенно нарушили права и законные интересы участников процесса, дело должно быть возвращено на дополнительное расследование.

По делу, поступившему с обвинительным заключением, прокурор обязан принять одно из следующих решений: 1) признав, что имеются основания для направления дела в суд, утвердить своей резолюцией обвинительное заключение; 2) возвратить дело органу дознания или следователю со своими письменными указаниями для производства дополнительного дознания или следствия; 3) прекратить дело, составив об этом постановление в соответствии с требованиями закона;

4) в случае несоответствия обвинительного заключения требованиям закона возвратить дело со своими письменными указаниями следователю или органу дознания для пересоставления обвинительного заключения; 5) составить новое обвинительное заключение, а ранее составленное из дела изъять и возвратить органу дознания или следователю с указанием обнаруженных неправильностей (ст. 214 УПК).

При решении вопроса об утверждении обвинительного заключения прокурор вправе своим постановлением исключить из обвинительного заключения отдельные пункты обвинения, а также применить закон о менее тяжком преступлении (при этом в случае необходимости составляется новое обвинительное заключение). Однако если требуется изменить обвинение на более тяжкое или существенно отличающееся по обстоятельствам дела от ранее предъявленного обвинения, прокурор должен возвратить дело органу дознания или следователю для предъявления нового обвинения.

При решении вопроса об утверждении обвинительного заключения прокурор вправе отменить, изменить или избрать вновь меру пресечения. При этом правом отмены, изменения или избрания меры пресечения в виде содержания под стражей пользуются лишь прокуроры, указанные в законе (ч. 4 ст. 96 УПК).

В случае направления дела в суд прокурор вправе изменить список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание. Одновременно с направлением дела в суд он сообщает суду, намерен ли он участвовать в судебном разбирательстве. Он может также высказать свои предложения по поводу времени и места судебного рассмотрения (в частности, по поводу выездной сессии суда). В соответствии с законом (ст. 218—219 УПК) прокурор рассматривает жалобы на действия органов дознания или следователя. В случае отказа в удовлетворении жалобы он должен сообщить заявителю мотивы, по которым жалоба признана неосновательной.

Наши рекомендации