Во всех приведенных примерах человек считается виновным и несет ответственность за свои деяния

Если гражданин не мог и не должен был предвидеть наступление общественно опасных последствий, то имеет место случай,казус, за который лицо ответственность наступить не может.

В гражданском праве, помимо описанных форм вины, существует такжесмешанная вина, при которой ответственность за одно и то же правонарушение могут нести два и более субъекта, а также наступление ответственности при отсутствии вины.

Ответственность без вины может наступить для собственников средств повышенной опасности, например автотранспорта, боеприпасов, оружия, сильно действующих и наркотических средств и т.п.

14.Сформулируйте понятие юридической ответственности и раскройте основные признаки, отличающие ее от иных видов социальной ответственности.

Юридическая ответственность представляет собой особую разновидность социальной ответственности, которая проявляется в различных областях человеческой жизни.

Юридическая ответственность всегда связана с государством, нормами права, юридической обязанностью и противоправным поведением субъекта права.

Юридическая ответственность характеризуется следующим образом:

ü она непременно должна быть предусмотрена санкцией правовой нормы

ü юридическая ответственность есть реакция государства на совершенное правонарушение

ü юридическая ответственность так или иначе связана с государственным принуждением к лицу, совершившему правонарушение, с ограничением его свободы, с причинением ему определенных неприятностей

Юридическую ответственность можно определить как особое правовое состояние, в силу которого лицо обязано претерпевать определенные лишения государственно-принудительного характера за совершенное правонарушение

Устанавливая юридическую ответственность, государство преследует следующие цели:

n защиту законных интересов личности и общественного порядка от противоправных посягательств

n наказание лица за совершенное правонарушение

n восстановление нарушенного права противоправными действиями лица, совершившего правонарушение

Основные принципы юридической ответственности:

n наступает за конкретное правонарушение

n наступает только за виновное деяние

n наступает только за то деяние, которое прямо запрещено правовой нормой, и только в пределах санкций соответствующей нормы

n принцип справедливости

n в каждом конкретном случае строгая индивидуализация в пределах, установленных законом

n принцип неотвратимости

n должна достичь цели, которую законодатель устанавливает, назначая меру наказания

В зависимости от характера совершенного правонарушения различают следующие виды юридической ответственности:

n уголовную

n административную

n дисциплинарную

n гражданско-правовую

Уголовная ответственность наступает за совершение преступления, предусмотренного уголовным законодательством. Уголовное законодательство Российской Федерации в статье 8 УК РФ основанием уголовной ответственности считает «совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим кодексом».

Видами наказаний по уголовному законодательству являются:

n штраф

n лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

n лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

n обязательные работы

n исправительные работы

n ограничение по военной службе

n ограничение свободы

n арест

n содержание в дисциплинарной воинской части

n лишение свободы на определенный срок

n пожизненное лишение свободы

n смертная казнь

Административно-правовая ответственность – это принудительные меры государственно-правового характера, применяемые органами государственной власти, должностными лицами в установленном порядке к лицам, совершившим административные правонарушения.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

n предупреждение

n административный штраф

n возмездное изъятие орудия совершения или административного правонарушения

n конфискация орудия совершения или административного правонарушения

n лишение специального права, предоставленного физическому лицу

n административный арест

n административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

n дисквалификация

n административное приостановление деятельности

Дисциплинарная ответственность работников, служащих наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника, служащего возложенных на него трудовых или служебных обязанностей.

Гражданско-правовая ответственность – принудительные меры имущественного характера, направленные на восстановление нарушенных прав граждан и юридических лиц, которые применяются органами судебной власти.

15.Соотнесите обстоятельства, исключающие юридическую ответственность, и основания освобождения от юридической ответственности.

16.Какие общественные отношения составляют предмет конституционного права? Почему конституционное право является системообразующей отраслью российской правовой системы?

В соответствии с преобладающим подходом к пониманию предмета конституционного права конституционное право в России, как и в любой стране, регулирует два основных блока общественных отношений:

• связанные с правовым статусом личности и ее взаимоотношениями с государством и гражданским обществом;

связанные с организацией государства и функционированием публичной власти

В системе конституционного права не принято обособлять процессуальные нормы и выделять их в самостоятельную подотрасль (хотя такие нормы в конституционном
нраве, безусловно, есть — они регулируют, в частности, динамику законодательного процесса и избирательного процессов, проведения референдума, процедуры отрешения
от должности Президента РФ, глав субъектов РФ или роспуска представительных органов власти и т.п.), а также выделять общую и особенную части (в отличие от многих других отраслей национальной системы нрава — гражданского, административного, уголовного, трудового, земельного и др.).

Здесь следует иметь в виду два принципиальных момента.

Во-первых, являясь базовой, системообразующей отраслью национальной системы права, конституционное право
регулирует лишь основы указанных общественных отношений, тогда как детальное регулирование различных аспектов правового статуса личности (права, обязанности, гарантии и ответственность гражданина как собственника, землепользователя, наемного работника, пенсионера, потребителя, предпринимателя, государственного служащего, свидетеля,
пешехода и т.п.), а также статуса и функционирования различных государственных органов и иных властных институтов осуществляется нормами иных отраслей российского права (гражданского, земельного, трудового, административного, процессуального и др.).

При этом существуют отношения, регулируемые нормами только конституционного права — статус Президента РФ, палат Федерального Собрания — Парламента РФ, законодательный процесс и др.

Систему конституционного права образуют следующие подотрасли и институты:

• парламентское право,

• избирательное и референдумное право,

• институты основ конституционного строя, прав человека, гражданства, федерализма, главы государства (президентуры),

• Правительства (исполнительной власти),

• конституционных основ судебной системы, судебной власти и прокуратуры, местного самоуправления и др.

Таким образом,конституционное право России — ведущая, системообразующая отрасль российского права, совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы правового статуса личности, общественных объединений и иных институтов гражданского общества, экономической. политической, социальной и духовной жизни
общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Именно конституционное право лежит в основе всей правовой системы России, на базе норм данной отрасли нрава функционируют российское государство и общество.

Источники конституционного права это внешние формы выражения конституционно-правовых норм. Поскольку РФ принадлежит к числу государств континентальной (европейской, романо-германской) правовой системы, основным источником права (в том числе и конституционного) в нашей стране
является результат нормотворческой деятельности различных властных институтов — нормативный правовой акт.

В свою очередь группа нормативных правовых актов — это
очень объемная совокупность источников, поэтому она может быть подвержена внутренней классификации. При этом система нормативных правовых актов отличается четкой иерархией, соотношением по юридической силе.

Как и всякая отрасль права, конституционное право воздействует на регулируемые общественные отношения посредством разнообразных правовых приемов, средств
и способов — предписания, дозволения, запреты и пр. Говорить о наличии в конституционном праве собственного метода правового регулирования нельзя, но следует подчеркнуть, что отличительной чертой метода конституционно-правового регулирования является его
императивность, преобладание жестких, властных предписаний и правил.

Кроме того, метод конституционного права часто характеризуют как метод общего регулирования —
конституционно-правовые нормы призваны создать основы, исходные принципы для более детального правового регулирования различных общественных отношений в отраслевом и специальном законодательстве

17.Соотнесите понятия «пересмотр Конституции РФ» и «внесение поправок в Конституцию РФ». Раскройте механизм различных вариантов изменения Конституции РФ.

30. Раскройте систему государственных органов обеспечения охраны порядка и обеспечения безопасности.

Правоохранительными органами принято называть государственные органы, задачи которых заключаются во всемерном укреплении законности, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности.

Правоохранительные функции:

• оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность по борьбе с преступностью;

• уголовно-исполнительная деятельность;

• административно-правовая деятельность;

• таможенная деятельность;

• разведывательная и контрразведывательная деятельность;

• прокурорский надзор.

Каждая из указанных функций реализуется соответствующими правоохранительными органами, совокупность которых образует их систему.

Оперативно-розыскную деятельность по борьбе с преступностью осуществляют оперативные подразделения.

Уголовно-процессуальную деятельность по борьбе с преступностью — органы дознания и органы предварительного следствия.

Уголовно исполнительную функцию реализуют органы ФСИН России.

Административно-правовую деятельность по обеспечению общественной безопасности, охране общественного порядка и борьбе с административными правонарушениями осуществляют органы внутренних дел и иные правоохранительные органы.

Таможенную деятельность осуществляют органы ФТС России.

Разведывательную и контрразведывательную деятельность осуществляют органы ФСБ России, органы СВР России и др.

Прокурорский надзор осуществляет прокуратура РФ.

Задачами и формами правоохранительной деятельности указанных оперативных подразделений являются:

• выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

• выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления;

• осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда, уклоняющихся от уголовного наказания;

• розыск без вести пропавших лиц;

• добывание информации о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, экологической безопасности;

• установление имущества, подлежащего конфискации.

31.Охарактеризуйте основные функции, задачи и формы правоохранительной деятельности органов внутренних дел, органов обеспечения государственной безопасности, органов внешней разведки, органов государственной охраны, таможенных органон, органов госнаркоконтроля, органов уголовно-исполнительной системы.

Оперативные подразделения иначе именуются органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а органы предварительного расследования — органами дознания и органами предварительного следствия.

Система органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, включает оперативные подразделения: органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, органов СВР России, таможенных органов РФ, органов ФСИН России, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов внешней разведки Минобороны России.

Наши рекомендации