А. Определение применимого права.
Если супруги не заключили между собой брачного договора, их имущественные отношения определяются законом. Однако когда в супружеские отношения вкрадывается иностранный элемент, возникает обязательный в таких случаях вопрос: материальным законом какого именно государства регулируются имущественные отношения супругов? Для поиска ответа на этот совсем непраздный вопрос нотариусу следует обратиться к коллизионным нормам. В зависимости от источника используемых коллизионных норм - во внутреннем или международном праве - можно выделить два порядка определения применимого к режиму имущества супругов права:
- общий;
- договорный.
Общий порядок. Общее правило определения права, применимого к законному режиму имущества супругов, содержится в п. 1 ст. 161 СК. Согласно данной норме, имущественные права и обязанности супругов определяются в порядке предпочтения:
- во-первых, законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, а при его отсутствии -
- во-вторых, законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства, и, наконец -
- в-третьих, российским законодательством, если супруги не имеют и не имели совместное место жительства.
Данные правила используются также при определении права, применимого к личным неимущественным правам и обязанностям супругов.
Договорный порядок. Многие двусторонние договоры Российской Федерации с иностранными государствами о правовой помощи содержат коллизионные нормы в области имущественных отношений супругов. Как правило, для определения применимого к имущественным правам и обязанностям супругов права они используют аналогичные внутренним источникам коллизионные привязки. В то же время нередко обращение в качестве замещающего основания к общему гражданству супругов. В действующих международных договорах о правовой помощи с Азербайджаном (ст. 27), Болгарией (ст. 23), Венгрией (ст. 25), Вьетнамом (ст. 24), Кыргызстаном (ст. 27), Латвией (ст. 27) <1>, Литвой (ст. 27), Молдовой (ст. 27), Монголией (ст. 24), Польшей (ст. 25), Чехией и Словакией (ст. 25), Эстонией (ст. 27) используются следующие коллизионные привязки (в порядке предпочтения):
--------------------------------
<1> Однако к правам и обязанностям супругов по отношению к недвижимому имуществу применяется законодательство Договаривающейся Стороны, на территории которой оно находится (п. 5 ст. 27 Договора).
- совместное место жительства супругов, а при его отсутствии -
- общее гражданство супругов, а при его отсутствии -
- последнее совместное место жительства супругов, а при его отсутствии -
- lex fori - право государства, учреждение которого решает дело.
Такие же коллизионные нормы при определении права, применимого к имущественным отношениям супругов, используются Минской и Кишиневской конвенциями (ст. 27 и ст. 30 соответственно). В то же время правоотношения супругов, касающихся их недвижимого имущества, определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой находится это имущество (п. 5 ст. 27 Минской конвенции; п. 5 ст. 30 Кишиневской конвенции).
Договоры о правовой помощи с Алжиром, Грецией, Ираком, Ираном, Испанией, Йеменом, Кипром, Китаем, КНДР, Румынией, Тунисом, Финляндией не содержат коллизионных норм в области имущественных отношений супругов. Поэтому здесь используются общие коллизионные правила, содержащиеся во внутренних источниках.
Среди универсальных конвенций в данной области следует отметить Конвенцию о праве, применимом к режимам имущества супругов, принятую 14 марта 1978 г. в Гааге. Россия в ней не участвует, что тем не менее не исключает возможности использования ее решений в некоторых специфических случаях <1>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Медведев И.Г. Комментарий к конвенциям в области имущественных отношений супругов и наследования. С. 12 и сл.