Тема 3. Нормативные правовые акты
Определение понятия нормативных правовых актов. Признаки нормативных правовых актов: письменный документ; исходит от государства; содержит нормы права; является результатом правотворческого процесса; имеет определенную структуру; имеет реквизиты; входит в систему законодательства.
Виды нормативных правовых актов. Классификация по юридической силе, по предмету регулирования (отраслям права и законодательства), по сроку действия, по территории действия, по субъектам принятия, первичные и вторичные.
Реквизиты нормативных правовых актов: вид документа, принявший орган, дата, номер, название (заголовок) и иные реквизиты.
Структура нормативных правовых актов: структура законов и струк-
тура подзаконных актов. Логика (последовательность изложения норм) нормативных правовых актов: содержание вводной, основной и заключительной части нормативных правовых актов.
Порядок опубликования и вступлению в силу нормативных правовых актов. Изменение и отмена нормативных правовых актов.
Тема 4. Юридическая техника правотворчества
Понятие правотворчества.
Виды (формы) правотворчества: а) классификация по субъектам правотворческого процесса: правотворчество народа, правотворчество органов и должностных лиц государства, правотворчество органов и должностных лиц местного самоуправления; правотворчество иных субъектов права; б) классификация по характеру полномочий: прямое, делегированное и санкционированное правотворчество; в) классификация по объектам (результатам) правотворческого процесса: принятие нормативных правовых актов, заключение нормативных договоров, санкционирование правовых обычаев, создание юридических прецедентов. Стадии правотворческого процесса.
Понятие стадии правотворчества. Стадии правотворчества: а) выявление потребности в нормативном правовом акте; б) определение компетенции по регулированию данных общественных отношений; в) правотворческая инициатива (вынесение решения о принятии акта); г) определение лиц, ответственных за создание нормативного правового акта; д) изучение нормативных правовых актов, регулирующих аналогичные общественные отношения; е) разработка концепции акта; ж) написание текста; з) экспертиза акта, и) согласование проекта; к) принятие акта; к) утверждение (одобрение) акта; м) опубликование акта.
Тема 5. Юридическая техника применения права, использования права, толкования права и систематизации права
Понятие и признаки применения права. Стадии применения права.
Определение понятия актов применения права. Признаки актов применения права. Виды актов применения права.
Понятие и виды реализации права. Определение понятия актов реализации права. Виды актов реализации права.
Понятие, виды и способы толкования права. Определение понятия актов толкования права. Признаки актов реализации права. Виды актов толкования права.
Определение понятия систематизации права. Виды систематизации права.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ЛЕКЦИОННОГО КУРСА И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Лекция: «Понятие, значение, и принципы юридической техники»
План
1. Различные подходы к определению понятия «юридическая техника». Предмет юридической техники.
2. Структура юридической техники. Виды юридической техники.
3. Роль и место юридической техники как учебной дисциплины в системе юридических дисциплин.
4. Понятие и значение принципов юридической техники. Принцип законности. Принцип полноты регулирования. Принцип экономичности (краткости, компактности, конкретности). Принцип соблюдения логики, последовательности изложения. Принцип унификации, единообразия формы, структуры и языка правовых актов. Принцип доступности и понятности правовых актов. Принцип соблюдения правил юридического стиля и языка.
1. Различные подходы к определению понятия «юридическая техника». Предмет юридической техники.
Термин «юридическая техника» в научный оборот ввел немецкий ученый Р. Иеринг. В 1906 г. в Санкт-Петербурге была издана его книга «Юридическая техника» В ней проводилась мысль о том, что составление законов - это очень сложная работа и ее надо делать не по наитию, а по правилам, которые должны быть заранее продуманы. Сегодня эта мысль уже никем не оспаривается. В юридической науке стали появляться соответствующие разработки, касающиеся прежде всего правил создания законов[1].
Многое в этой сфере сделано отечественными дореволюционными юристами, такими, как Е.В. Васьковский, В.Д. Катков, П.И. Люблинский, Н.С. Таганцев. Интерес к юридической технике был высок и в советский период.
В последние годы в российской правовой литературе появился ряд новых исследований, посвященных проблемам юридической техники, среди которых можно назвать труды Д.А. Керимова, Д.А. Ковачева, В.М. Баранова, Ю.А. Тихомирова и др. Однако полноценная теория юридической техники в нашей стране еще не создана, отсутствует устоявшееся определение юридической техники, ее составных элементов, роли и места в правовой сфере[2].
По вопросу о понятии юридической техники на первый взгляд принципиальных расхождений во мнениях ученых вроде бы нет. Никто не возражает, что юридическая техника — это приемы, способы и т.д.
Приведем некоторые определения рассматриваемого понятия из современных учебников.
«Юридическая техника – это выработанные на практике навыки и приемы создания правовых норм в форме принятия нормативных правовых актов»[3].
«Юридическая техника – совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для обеспечения их совершенства»[4].
«Юридическая техника – совокупность приемов, правил и способов по подготовке и оформлению юридических документов»[5].
Т.В. Кашанина рассматривает определения двух корифеев в области юридической техники, чтобы доказать этот тезис. С.С. Алексеев пишет, что юридическая техника – это совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов. А.Ф. Черданцев считает, что юридическая техника – это совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета. Нельзя сказать, что кардинально иначе понимают юридическую технику зарубежные ученые. Например, французский ученый П. Сан-Девуар различает юридическую технику в широком смысле (совокупность средств и методов, с помощью которых цели государственных органов укладываются в русло правовых норм и достигаются путем действенного их исполнения) и в узком смысле (это условия использования юридических рассуждений, а также различных технических приемов, средств и правил)[6].
Однако, нет единого мнения, что относить к приемам, средствам юридической техники. Более того, некоторые авторы не видят разницы между средствами, приемами, способами и методами. Все это касается понятия «юридическая техника» и является составляющими ее юридическими инструментами.
Средства юридической техники –это предметы, используемые в процессе юридической работы: тексты правовых актов; журналы, газеты, в которых публикуются правовые акты, или средства множительной техники, используемые для их распечатки; карточки, вклейки, журналы, книги, тетради, которые испольуются при систематизации нормативных актов; компьютеры, применяемые для написания других юридических документов; фотоаппараты, применяемые для фиксации расположения предметов на месте происшествия и т.д.
Приемы юридической техники – это действия, которые совершаются в процессе юридической работы.. К ним относятся согласование проектов юридических документов, протоколы разногласий, отсылки к другому нормативному акту.
Способы юридической техники --это сложная по содержанию деятельность, включающая в себя совокупность приемов. К способам юридической деятельности относят конструкцию договоров, рассмотрение разногласий по законопроекту, стадии применения права.
Методы юридической техники --пути достижения цели впроцессе юридической работы. Методы ярко проявляются при толковании права – это сравнительный, системный, структурный, функциональный, исторический, логический методы, грамматический анализ текстов, установление целей принятия нормы права и др.
2. Структура юридической техники. Виды юридической техники.
Существует проблема структурыюридической техники. В юридической литературе первым о структуре юридической техники, т.е. делении ее на части, написал С.С. Алексеев. По его мнению, техническими средствами являются, например, юридические конструкции, терминология и т.п., а правовой технологией следует считать способы изложения норм, например систему отсылок.
Н.А. Власенко полагает, что юридическая технология отвечает на вопрос: как делать, в какой последовательности осуществлять те или иные операции, а юридическая техника – с помощью каких приемов и средств должны осуществляться те или иные технологические операции.
Рассуждая об этом подходе Т.В. Кашанина пишет,чтои правовая конструкция, и система отсылки – это все результат интеллектуальной энергии лиц, выполняющих серьезную юридическую работу. Разница в степени сложности. В обоих случаях речь идет о навыках, умении, мастерстве ее выполнения. Все, что относится к процессу, правилам и процедуре выполнения работы принято называть технологией. К тому же, при таком понимании структуры юридической техники за бортом остаются материальные средства, не просто облегчающие выполнение юридической работы, а делающие ее иногда невозможной или неэффективной. В самом деле, мыслимо ли сегодня обойтись без компьютеров, проводя законодательную работу, когда требуется в связи с принятием какого-либо закона отменять или вносить изменения порой в сотни нормативных актов.
Похожий взгляд на понимание того, что есть юридическая техника, сложился и у В.М. Баранова. По его мнению, говоря о юридической технике, мы имеем в виду приемы, процедуры выполнения юридической работы, постольку правильнее говорить не о юридической технике, а юридической технологии.
Т.В. Кашанина указывает, что революционную попытку переосмыслить понятие юридической техники предпринял В.Н. Карташов. Он предлагает для характеристики правил выполнения юридической работы использовать вместо традиционного термина «юридическая техника» другой, по его мнению, более общий термин «юридическая технология». Юридическая технология у него состоит из трех частей:
1) юридическая техника – средства достижения практических целей: общесоциальные (язык, буквы, цифры, понятия, суждения, нормы и т.п.), специально-юридические (правовые понятия, конструкции, правовые предписания, нормативные акты и иные правовые явления), технические (компьютеры, фотоаппараты и т.п.);
2) юридическая тактика – совокупность интегрированных приемов, способов и методов юридической практики или основы ее организации и планирования;
3) юридическая стратегия – способы достижения главных, наиболее существенных и окончательных задач и целей. Иными словами, это перспективное планирование и прогнозирование юридической практики.
Однако Т.В. Кашанина не во всем согласна с В.Н. Карташовым, потому что во-первых, вряд ли следует в одну группу включать технические и интеллектуальные средства проведения юридической работы. Например, компьютеры и правовые конструкции – не разнозначные инструменты, используемые в юридической деятельности, Во-вторых, юридическая тактика и юридическая стратегия – принципиально другие явления по сравнению со средствами (инструментами), составляющими юридическую технику. Это правильней назвать подходамипри проведении юридической работы в зависимости от того, какая цель ставится: ближайшая или дальняя[7].
Некоторые подходы к видам юридической техники чрезмерно суживают ее сущность: «Юридическую технику принято подразделять на правотворческую и правоприменительную»[8].
Правильнее под видами юридической техники понимается юридическая техника в правотворчестве, применении, реализации, толковании и систематизации права.
Юридическая техника правотворчества (правотворческая техника) – это деятельность компетентных субъектов права, осуществляемая в соответствии с нормами права, и направленная на создание, изменение или отмену нормативных правовых актов. Однако в широком смысле под правотворчеством понимается процесс создания любых источников права: нормативных договоров, правовых прецедентов, правовых обычаев.
Юридическая техника применения права (правоприменительная техника). Кроме правотворчества есть еще один важный вид деятельности государственных и муниципальных органов и должностных лиц – применение права (правоприменение). Его цель – не нормативное регулирование, а индивидуальное правовое регулирование, т.е. решение конкретного вопроса по конкретному лицу. Правоприменение завершается изданием правоприменительного акта (акта применения права). Решения судов являются правоприменительными актами. Сложность вызывает то, что в одних и тех же организациях правотворческий процесс и правоприменительный процесс могут завершаться принятием документов, имеющих одинаковое название. Скажем, указ Президента РФ является нормативным правовым актом, если он регулирует общие вопросы (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»). С другой стороны, любой указ Президента РФ о назначении конкретного министра является правоприменительным актом. То же касается постановления правительств, приказов министерств, приказов руководителей организаций.
Юридическая техника реализация права (правореализационная техника).В теории государства и права применения права рассматривается как вид реализации права. Кроме применения выделяется три формы реализации права – использование субъективных прав, исполнение обязанностей и соблюдении запретов. Эти три формы распространяются на всех субъектов права, в отличии от применения права, являющегося прерогативой органов власти, акты реализации права (правореализационные акты) – это договоры (гражданские, трудовые, семейные), доверенности, расписки, векселя и другие юридические документы.
Юридическая техника толкование права (интерпретационная техника) – деятельность по объяснению значения норм права. Деятельность по толкованию права может имеет сходство с правотворческой деятельности, когда происходит принятие акта официального толкования права. К официальному толкованию относятся аутентичное толкование и делегированное (легальное, законное) толкование.
Акты толкования права имеют еще одно название – интерпретационныке акты.
Систематизация законодательства – работа с нормативными правовыми актами с целью приведения их в определенный порядок для облегчения работы с ними. Принято выделять четыре вида систематизации: учет, инкорпорация консолидация, кодификация. Учет – регистрация, составление картотек и т.д. Инкорпорация – составление печатных сборников, в которые акты включаются по хронологии или определенной теме. Консолидация – включение норма права, входящих в разные нормативные правовые акты, в единый нормативный акт. Кодификация – похожий процесс, но при ее осуществлении нормы права перерабатываются, изменяются, а акты, из которых эти нормы были взяты, отменяются.
Учет и инкорпорация не являются видами правотворчества, так как в результате их осуществления новые нормы права не создаются. Консолидация, кодификация – это своеобразные формы правотворчества. Главная их особенность – необходимость работы над нормами из действующих нормативных правовых актов при создании новых.
3. Роль и место юридической техники как учебной дисциплины в системе юридических дисциплин.
Роль юридической техники как учебной дисциплины состоит в привитии студентам знаний о принципах, правилах, приемах и средствах, необходимых при разработке и принятии правовых актов. Эта дисциплина помогает получить практические навыки, которые используются в юридической сфере и позволяют любому специалисту правильно работать с юридическими документами.
Юридическая техника как учебная дисциплина изучается в некоторых вузах России студентами специальности «Юриспруденция». Кроме того, в образовательных учреждениях страны проходят предметы, включающие отдельные аспекты юридической техники. Так, в БАГСУ при Президенте РБ студенты юридического факультета изучают учебные дисциплины «Теория государства и права», «Законотворчество», «Парламентское право», «Правовые акты органов государственной власти».
Вопросы юридической техники включены в качестве отдельного раздела в программы учебного курса «Теория государства и права», которая изучается на первых курсах всех юридических вузов и факультетах. Они входят также в программы некоторых отраслевых учебных дисциплин, изучающих отрасли права. Это, прежде всего, относится к конституционному (государственному) праву и в некоторой степени к гражданскому праву, административному праву, муниципальному праву, трудовому праву.
4. Понятие и значение принципов юридической техники.
Юридическая техника основывается на принципах – основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает ее качество и эффективность. Основными принципами юридической техники в нашем государстве выступают следующие.
1. Принцип законности– основной принцип в работе любого юриста, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Законность означает требование точно, полно, своевременно выполнять требования закона, а точнее – любых норм права, которые распространяются на данное лицо в данном случае. Применительно к юридической технике законность выражается в нескольких аспектах:
а. Принятие правовых актов компетентным субъектом.
Компетенция – полномочия, права и обязанности органа или должностного лица. Порядок определения компетенции хорошо определяется в ст. 9 Закона РБ от 13 марта 2003 года № 472-з «О республиканских органах исполнительной власти». Эта статья так и называется «Определение компетенции республиканских органов исполнительной власти» и гласит следующее: «Компетенция республиканских органов исполнительной власти определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Башкортостан, настоящим Законом, иными законами и нормативными правовыми актами, положениями об этих органах».
В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» говорится: «Должностные лица, органы государственной власти и местного самоуправления, перечисленные в части 2 статьи 251 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части, если они считают, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом или его частью нарушена их компетенция. Нарушением компетенции, в частности, следует считать регулирование оспариваемым нормативным правовым актом или его частью тех отношений, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат регулированию нормативными правовыми актами, издаваемыми заинтересованными лицами, обратившимися в суд. В заявлении должно быть указано, в чем конкретно состоит нарушение оспариваемым нормативным правовым актом или его частью компетенции соответствующего должностного лица или органа».
Компетенция определяется нормами права, содержащимися в нормативном правовом акте, регулирующем деятельность данного субъекта. Основы компетенции высших органов российского государства заложены в Конституции Российской Федерации (главах 4-8). Они конкретизируются в специальных актах: Регламентах палат Федерального Собрания, Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации». Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 г. № 1274. Компетенция федеральных органов исполнительной власти установлена в положениях. Отдельное положение о каждом из федеральных органов, подчиняющихся непосредственно Президенту РФ, утверждено указами Президента РФ (это касается, в частности, Министерства внутренних дел, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства иностранных дел, Министерства обороны и Министерства юстиции, а также федеральных служб и федеральных агентств подчиняющихся этим министерствам) либо постановлениями Правительства РФ (это касается министерств, подчиняющихся ему).
Подобная система действует и в субъектах Российской Федерации. Так Конституция Республики Башкортостан устанавливает компетенцию в области правотворчества Государственного Собрания, Президента и Правительства республики. На ее основе приняты Законы РБ: от 19 апреля 2001 года № 215-з «О Президенте Республики Башкортостан», от 14 марта 2003 года № 474-з «О Правительстве Республики Башкортостан». Положения о министерствах и других органах исполнительной власти Республики Башкортостан (комитетах, управлениях, комиссиях, инспекциях) утверждаются указами Президента РБ.
Компетенция органов и должностных лиц местного самоуправления исходит из главы 3 «Вопросы местного значения» Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Право организаций на принятие нормативных правовых актов и виды актов определяются законодательством и уставными документами организаций. К примеру, в ч. 1 ст. 8 Трудового кодекса РФ предусмотрено: «Работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями».
В п.п. 9 п. 75 Устава открытого акционерного общества «Атомный энергопромышленный комплекс», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2007 г. № 432 говорится, что директор «издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения работниками общества, а также выдает доверенности должностным лицам общества».
б) Соответствие содержания акта принципам права и нормам права, содержащимся в в источниках права с большей юридический силой.
В ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ сказано: «Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части». Эта норма ГПК РФ комментируется в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»: «Судам подведомственны дела об оспаривании полностью или в части нормативных правовых актов ниже уровня федерального закона, перечисленных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, по основаниям их противоречия иному, кроме Конституции Российской Федерации, нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (например, дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации по основаниям их противоречия федеральным законам)».
в) Принятие актов только предусмотренной формы, установленной нормативным правовым актом, определяющим статус данного органа, организации или должностного лица.
Конституция РФ содержит следующие нормы. «Федеральные законы принимаются Государственной Думой» (ч. 1 ст. 105). «Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения» (ч. 1 ст. 90). «На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение» (ч. 1 ст. 115). Аналогичны нормы Конституции РБ.
Хорошим примером установления формы является Закон РБ «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан». В нем есть ст. 2.1. «Нормативными правовыми актами Республики Башкортостан являются: Конституция Республики Башкортостан; законы Республики Башкортостан; постановления Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан, носящие нормативный характер; указы Президента Республики Башкортостан, носящие нормативный характер; постановления Правительства Республики Башкортостан, носящие нормативный характер; правовые акты исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан, носящие нормативный характер».
г) Соблюдение процедуры принятия.
К числу основных процедурных элементов относятся: кворум, согласование, утверждение и др. Кворум – во всех коллегиальных органах необходимо присутствие определенного минимума людей из числа участников, членов этого органа, иначе любое принятое решение (как и все заседание в целом) будет незаконным. Чаще всегда требование кворума означает необходимость присутствия не менее половины (это касается российских Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства) либо не менее двух третей от (в Республике Башкортостан к таким органам относятся Правительство, Республиканская комиссия по рассмотрению результатов государственной кадастровой оценки земель, президиум и комиссии Уфимского городского Совета.
д) Наличие в акте всех необходимых элементов (реквизитов, структурных единиц и т.д.)
Согласно ст. 26 Закона РБ «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан». «Нормативные правовые акты должны иметь следующие реквизиты:
указание на форму нормативного правового акта (закон, указ, постановление, приказ и др.);
указание на орган, принявший нормативный правовой акт;
наименование, обозначающее предмет регулирования;
дату, место принятия нормативного правового акта и его регистрационный номер;
подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие нормативные правовые акты Республики Башкортостан».