Громов н.а. 22 страница

§ 1. Понятие и значение взаимодействия следователя с органами дознания и общественностью

Под взаимодействием следователя с органами дознания понимается совместная, согласованная по целям, месту и времени, основанная на законе и подзаконных актах деятельность следователя и органов дознания, направленная на выполнение задач предварительного расследования.

Взаимодействие следователя с общественностью по сути своей представляет использование им помощи граждан в процессе расследования преступлений.

Взаимодействие следователя с органами дознания и общественностью в расследовании диктуется прежде всего потребностями практики. Многие, особенно тяжкие преступления, представляют известную сложность для раскрытия. Преступники тщательно продумывают способы совершения преступления, применяют в процессе осуществления своей преступной деятельности новейшие достижения науки и техники. Они стараются действовать таким образом, чтобы как можно меньше оставлять следов. В ряде случаев они намеренно вводят следствие в заблуждение. Полагаться в борьбе с такого рода противоправными деяниями только на собственное умение, собственные силы и средства следователя нельзя. Сплошь и рядом этого оказывается недостаточно для установления истины. Преодоление возникших трудностей требует применения специальных средств и методов, в том числе и тех, которыми располагают органы дознания. Умелое сочетание уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, как об этом свидетельствует передовой опыт, обеспечивает успешное раскрытие преступления. Поскольку органы предварительного следствия и органы дознания представляют собой самостоятельные системы, друг от друга независимые, постольку возникает необходимость в их взаимодействии друг с другом.

В процессе предварительного следствия нередко возникают объективные трудности в отыскании носителей доказательственной информации. Усилиями одного следователям крайне затруднительно в короткий срок отыскать необходимых свидетелей, потерпевших. Много времени и сил уходит на поиск следователем вещественных доказательств на значительной территории, в водоемах и в других местах. В таких и им подобных случаях следователь вынужден обращаться за помощью к общественности, населению.

Взаимодействие следователя с органами дознания, а также с общественностью является общим условием предварительного следствия. Сочетание возможностей уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, объединение усилий следователя и общественности в наибольшей степени способствует быстрому и полному установлению обстоятельств совершенного преступления, достижению задач правосудия.

Использование помощи общественности при производстве предварительного расследования учитывается статистической отчетностью и служит одним из критерием оценки деятельности следователя.

§ 2. Взаимодействие следователя с органами дознания

Правовой основой взаимодействия следователя с органами дознания является уголовно-процессуальный закон (ст. 118, 119, 127, 132,196 УПК), Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”, а также изданные на их основе ведомственные нормативные акты.

В каждом конкретном случае взаимодействие следователя с органами дознания обусловливается или прямым предписанием закона (например, ст. 119 УПК предусматривает принятие оперативно-розыскных мер для установления преступника в случае передачи органом дознания следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление) или поручением и указанием следователя органу дознания (ч. 4 ст. 127 УПК). В первом случае взаимодействие начинается с момента передачи дела следователю и продолжается вплоть до установления преступника. Во втором — оно возникает в связи с поручением, указанием следователя и может носить как длительный, так и эпизодический, разовый характер.

К принципам взаимодействия следователя с органами дознания относится: а) строгое соблюдение требований УПК, Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” и подзаконных актов. УПК устанавливает условия, формы и общий порядок взаимодействия следователя с органами дознания; б) самостоятельность и независимость каждого из органов расследования. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Отсюда вытекает приоритет следователя в организации совместной с органом дознания деятельности, его главенствующая, руководящая роль при взаимодействии, недопустимость вмешательства органа дознания в дела следователя. Взаимодействие предполагает одновременно и невмешательство следователя в выбор средств и методов работы органа дознания;

в) обеспечение процессуальной самостоятельности следователя и органа дознания, которая предполагает четкое определение, что и когда каждый должен делать; безусловное и качественное выполнение разработанных мероприятий; своевременное, полное и качественное выполнение органами дознания поручений и указаний следователя. От этого зависит быстрое, полное и качественное расследование по уголовному делу; г) отвечающее требованиям закона и подзаконных актов руководство взаимодействием со стороны начальников следственного отдела (отделения), органа дознания.

Взаимодействие следователя с органами дознания протекает в определенных формах. Они могут быть процессуальными и непроцессуальными.

К процессуальным закон относит следующие нормы взаимодействия: 1) принятие органом дознания оперативно-розыскных мер:

переданному следователю для установления преступника и уведомление о их результатах следователя (ч. 4 ст. 119 УПК); 2) выполнение органом дознания поручений и указаний следователя о производстве розыскных и следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК); 3) оказание органом дознания содействия следователю по его требованию при производстве отдельных следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК). Содействие может выражаться в охране места производства следственного действия, наблюдении за подозреваемым, обвиняемым и другими лицами во время обыска, осмотра, обеспечения безопасности участников следственного действия и др.; 4) выполнение органом дознания постановлений следователя о приводе обвиняемого, подозреваемого, свидетелей, потерпевших (ст. 73, 75, 123 и 147 УПК), розыске обвиняемого (ч. 1 ст. 196 УПК), о заключении обвиняемого под стражу. Привод по поручению следователя производится милицией (ч. 5 ст. 127 УПК); 5) обмен следователя и органа дознания в процессе предварительного следствия устной или письменной информацией, в том числе получаемой в ходе оперативно-розыскной деятельности.

К непроцессуальным формам взаимодействия следователя с органами дознания относятся согласованное планирование действий по реализации оперативно-розыскных данных о преступлении, по розыску преступников и т.д.

§ 3. Взаимодействие следователя с общественностью при производстве предварительного следствия

Привлечение общественности к участию в раскрытии преступления предусмотрено ст. 128 УПК. Закон указывает на использование помощи общественности. Это значит, что общественность оказывает содействие в осуществлении уголовно-процессуальной деятельности, а не осуществляет ее самостоятельно.

Следователь может использовать помощь общественности: а) в раскрытии преступлений; б) в розыске лица, совершившего преступление; в) в выявлении причин преступления и условий, способствовавших его совершению; г) в устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления; д) при обсуждении правонарушений в трудовых коллективах.

1. Помощь общественности в раскрытии преступлений может выражаться: в оказании следователю содействия в установлении обстоятельств совершенного преступления (граждане по просьбе следователя сообщают ему сведения, которыми располагают, помогают в сборе данных, характеризующих личность обвиняемого, и т.д.; в обнаружении носителей доказательственной информации (свидетелей, потерпевших, вещей), могущих быть вещественными доказательствами; в представлении доказательств (ст. 70 УПК) и т.д.

2. Взаимодействие следователя с общественностью в розыске лица, совершившего преступление, осуществляется в преследовании преступника по свежим следам, задержание и доставление его к следователю, в милицию, в совместном (под руководством следователя) проведении розыскных мероприятий, направленных на установление местонахождения обвиняемого (подозреваемого), скрывшегося от следствия; участии в различного рода мероприятиях, преследующих цель установления и задержания лица, совершившего преступление.

3. Использование помощи общественности в выявлении причин преступления и условий, способствовавших его совершению, имеет важное значение в решении задач уголовного судопроизводства. Используя помощь общественности, следователь может более глубоко разобраться в причинах противоправного деяния, полнее выявить обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и лиц, виновных в возникновении этих обстоятельств.

4. Активную помощь может оказать общественность в реализации намеченных следователем мероприятий по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. Общественники способны, в частности, проконтролировать, как претворяется в жизнь представление следователя в порядке ст. 140 УПК.

Задачей органов предварительного следствия является не эпизодическое, не от случая к случаю использование помощи общественности в расследовании, а установление прочных связей и деловых контактов с населением, постоянное сотрудничество с наиболее активной его частью.

Важная роль в деятельности следственного аппарата принадлежит общественным помощникам, а также внештатным сотрудникам милиции.

Эффективность и качество взаимодействия следователя с общественностью достигается соблюдением ряда условий.

К ним относятся: точное и неуклонное выполнение требований УПК, использование помощи общественности на строго добровольных началах и моральной основе; кроме того, поручения общественникам не должны быть связаны с опасностью для их жизни и здоровья.

§ 4. Роль начальника следственного отдела (отделения) и начальника органа внутренних дел в организации взаимодействия следователя с органами дознания и общественностью

Успех взаимодействия следователя с органами дознания и общественностью во многом зависит от правильного руководства взаимодействием со стороны руководителя органа внутренних дел, начальника следственного отдела и начальника органа дознания.

Начальник следственного отдела осуществляет ведомственный процессуальный контроль за правильностью, законностью взаимодействия следователя с органами дознания и общественностью. Он принимает необходимые меры к поддержанию взаимодействия следователя с органами дознания на должном уровне, участвует в подборе общественных помощников следователей, оформлении их. Начальник следственного отдела анализирует состояние указанного вида деятельности, выявляет положительные и отрицательные тенденции, обеспечивая всемерное распространение первых и устранение вторых. В необходимых случаях принимает участие в обсуждении данных, полученных оперативным путем, а также в мероприятиях по их реализации. Начальник следственного отдела оказывает методическую помощь следователю в организации взаимодействия с органами дознания и общественностью, использовании наиболее рациональных способов и средств привлечения общественности к участию в расследовании.

Начальники органов внутренних дел призваны обеспечить эффективное взаимодействие следователей с органами дознания, а также общественностью по каждому уголовному делу. Они несут полную ответственность за правильную организацию взаимодействия. В этих целях руководители органов внутренних дел способствуют деловому сотрудничеству различных служб, установлению необходимых контактов с общественностью. Они следят за тем, чтобы, с одной стороны, следователи не перелагали своей работы на органы дознания, а с другой — чтобы органы дознания не превышали своих полномочий, не вмешивались в деятельность следователей. Министры внутренних дел, начальники управлений внутренних дел краев и областей, начальники органов внутренних дел на транспорте и начальники горрайорганов внутренних дел организуют планирование следственных и оперативно-розыскных мероприятий аппаратами следствия и дознания по преступлениям, представляющим большую общественную опасность и сложность для раскрытия, принимают необходимые меры к реализации намеченных поручений и указаний следователей. Руководители органов внутренних дел в силу своего должностного положения имеют большие возможности в организации использования для раскрытия преступления средств массовой информации, мобилизации большого числа людей для производства отдельных видов следственных действий по приостановленному уголовному делу, осуществляемых в розыскных целях.

Несмотря на то что большая часть обвиняемых, скрывавшихся от следствия, своевременно разыскивается и привлекается к уголовной ответственности, руководителям органов внутренних дел известно, что в розыскной работе следственных и оперативных аппаратов имеются некоторые недостатки.

Не всегда в случаях избрания меры пресечения, не связанной с лишением свободы, об этом информируются участковые инспекторы, отделы кадров по месту работы обвиняемого, паспортные столы, военкоматы. В ныне существующей системе учета преступления, совершенные лицами, скрывшимися от следствия, почему-то считаются раскрытыми. Это приводит к тому, что работники органов дознания нередко самоустраняются от осуществления необходимых мероприятий по розыску скрывшихся обвиняемых. Представляется, что данная система нуждается в некотором изменении. До тех пор, пока по делу ведется следствие, его нельзя считать раскрытым, даже если кому-нибудь из подозреваемых избрана мера пресечения или предъявлено обвинение. Преступление должно считаться нераскрытым и в том случае, когда следствие по делу приостановлено на основании п. 1 и 3 ч. 1 ст. 195 УПК.

Сущность взаимодействия при розыске скрывавшегося обвиняемого заключается в том, что: 1) оно может осуществляться как в процессе предварительного расследования, так и по приостановленному уголовному делу (по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 195 УПК); 2) при его осуществлении деятельность следователя и органа дознания направлена на установление местонахождения лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого, независимо от того, скрылся обвиняемый до или после предъявления ему обвинения; 3) правовым основанием для организации розыска является соответствующее постановление следователя о поручении розыска органу дознания. Такое постановление может быть вынесено в процессе предварительного расследования, а также и одновременно с приостановлением уголовного дела;

4) следователь и по его поручению работник органа дознания до приостановления уголовного дела вправе осуществлять необходимые розыскные и следственные действия, направленные прежде всего на проверку сообщения о неизвестности местонахождения обвиняемого; во-вторых, на осуществление взаимосвязанных мероприятий по розыску скрывшегося обвиняемого; 5) после приостановления уголовного дела следователь и работник органа дознания вправе осуществлять только розыскные действия, которые проводятся на основе совместно разработанного плана.

НОРМАТИВРЫЕ АКТЫ

Конституция РФ. Гл. 2, 7.

ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”.

Закон РСФСР “О милиции”. Ст. 8, 9.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ И ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гапанович Н.Н. Основы взаимодействия следователя и органов дознания при расследовании преступлений. Минск, 1983.

Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Под ред. В.Т. Томина. М., 1996. Ст. 118; 119; 127.

Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Под ред. В.П. Божьева. М., 1995. Ст. 118; 119; 127.

Советский уголовный процесс. М., 1982. Гл. XII.

Уголовный процесс / Под общ. ред. П.А. Лупинской. М., 1995. С. 235—236.

Глава 14. СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

§ 1. Понятие и виды следственных действий

§ 2. Порядок производства следственных действий

§ 1. Понятие и виды следственных действий

Основным содержанием расследования по уголовному делу является уголовно-процессуальное доказывание. Весьма важным способом собирания, проверки и оценки доказательств на предварительном следствии служат следственные действия.

Следственное действие можно определить как предусмотренное уголовно-процессуальным законом и применяемое в целях собирания и проверки доказательств мероприятие, состоящее из совокупности поисковых, познавательных и удостоверительных операций и приемов, которые обусловлены своеобразным сочетанием в каждом из них общенаучных методов познания, соответствующих особенностям следов преступления и приспособленных к эффективному обнаружению, восприятию и закреплению содержащейся в них доказательственной информации1. В основе следственных действий лежат познавательный и удостоверительный аспекты. Именно они отличают следственные действия от других процессуальных действий, производимых следователем. При этом следует иметь в виду, что по разрешении ходатайств и по выполнении необходимых следственных действий председательствующий объявляет судебное следствие законченным (ч. 2 ст. 294 УПК). Таким образом, следственные действия могут проводиться не только следователем, органом дознания, прокурором, но и судом.

1 См.: Шейфер С.А. Следственные действия. Система и процессуальная форма. М., 1981. С. 18; Казинян Г.С., Соловьев А.Б. Проблемы эффективности следственных действий. Ереван, 1987. С. 23; Следственные действия. Коллектив авторов. Волгоград, 1994. С. 72.

Все действия и решения следователя по уголовному делу являются процессуальными, поскольку они предусмотрены или обусловлены уголовно-процессуальным законом.

Процессуальные действия следователя, независимо от их непосредственной задачи, в совокупности направлены на всестороннее, полное и объективное расследование уголовного дела. В этом смысле все процессуальные действия следователя по уголовному делу можно было назвать следственными действиями. Однако в юридической литературе принято именовать следственными лишь те действия, специфическим признаком которых является их непосредственная направленность на собирание, исследование, оценку и использование доказательств, т.е. непосредственная связь их результатов с возможностью получения доказательственной информации по делу1.

1 См.: Гутерман МЛ. Следственные действия и некоторые спорные вопросы, связанные с их системой // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 42. М., 1985. С. 72—73.

В то же время уголовно-процессуальная природа расследования обуславливает потребность в выполнении следователем процессуальных действий, отличных от следственных и направленных на: регулирование хода расследования и его окончания; обеспечение соблюдения и реализации прав и законных интересов участников процесса;

оформление принятых следователем процессуальных решений и др. (вынесение различного рода постановлений, ознакомление потерпевшего с материалами уголовного дела, составление обвинительного заключения и т.д.). Таким образом, такие процессуальные действия, в отличие от следственных, не являются способом реализации задач доказывания, а лишь создают необходимые условия расследования по уголовному делу.

Следственное действие представляет собой первичный элемент уголовно-процессуальной деятельности, подчиненный строгому правовому регулированию. Следственные действия, выполняемые в нарушение порядка, установленного уголовно-процессуальным законом, нельзя рассматривать в качестве средств получения или проверки доказательств. Аналогичным образом следственные действия, оформленные в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом, но не в связи с расследованием уголовного дела или до его возбуждения, недопустимы.

Для производства следственных действий существуют общие условия, представляющие собой совокупность требований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом и предъявляемых к процедуре каждого отдельного следственного действия. Правомерность следственных действий определяется следующими общими условиями:

— любое следственное действие может производиться по решению следователя, органа дознания и т.д. только после возбуждения уголовного дела, за исключением осмотра места происшествия (ст. 178 УПК);

— следственные действия производятся при наличии оснований. Основаниями являются любые сведения о фактах, определяющие необходимость собирания и проверки доказательств посредством следственных действий с целью достижения истины по делу;

— порядок производства следственных действий и их процессуальное оформление должны строго соответствовать уголовно-про-цессуальному законодательству России;

— ответственность за своевременность, законность и обоснованность производства следственных действий возлагается на лицо, производящее расследование по уголовному делу.

Для принятия решения о производстве следственного действия в качестве основания должны быть доказательства. Сведения, полученные непроцессуальным путем, доказательствами не являются, и как основание для производства следственного действия не могут служить. В этих условиях следственное действие правомерно производить лишь при условии, если эти сведения будут предварительно проверены и подтверждены доказательствами, полученными в процессуальном порядке из источника, указанного в ст. 69 УПК.

Решение о проведении следственного действия принимается следователем самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора. Следственные действия могут производиться не только по инициативе следователя, но и в предусмотренных законом случаях (ст. 79,123,150 УПК) по указанию прокурора, начальника следственного отдела или по ходатайству участвующих в деле лиц: обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика, а также их представителей. Решение о производстве следственных действий по ходатайствам указанных лиц следователь определяет самостоятельно. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении ходатайства о проведении следственного действия выносится мотивированное постановление.

Вопрос о системе следственных действий представляет определенную сложность. Это связано с тем, что анализ литературных источников свидетельствует об отсутствии единства взглядов по вопросу о системе следственных действий, ибо существует ряд процессуальных действий, возможность отнесения которых к числу следственных не вполне ясна. Так, по-разному решается вопрос о том, являются ли следственными действиями наложение ареста на имущество, эксгумация трупа, судебно-медицинское освидетельствование, реконструкция.

Целесообразно в данном случае еще раз вернуться к решению вопроса о том, что является определяющим признаком следственного действия. Как уже говорилось, таким признаком является получение доказательственной информации. При проведении указанных действий следователь, соблюдая процессуальную норму их производства (например, вынесение постановления, присутствие понятых, составление протокола и пр.), доказательственную информацию при этом не получает. Сам по себе факт извлечения трупа из мест захоронения, например, ничего не доказывает. Так и результат проведенной реконструкции сам по себе доказательственного значение не имеет, ибо полученные сведения новую информацию не несут.

В то же время некоторые предусмотренные законом процессуальные действия вполне пригодны для получения доказательств и могут дополнить систему следственных действий. К ним можно отнести задержание подозреваемого, получение образцов для сравнительного исследования, проверка показаний на месте. Здесь важно иметь в виду, что при задержании подозреваемого в порядке ст. 122 УПК, например, когда это действие связано с непосредственным обнаружением признаков преступления, основания, время и место задержания приобретает доказательственное значение. Аналогичным образом, получая образцы, т.е. отождествляя признаки объекта либо части его с вещественным доказательством, следователь получает новую информацию, которая затем используется для познания истины.

К числу следственных действий можно отнести также и “проверку показаний на месте”. Основанием для такого утверждения может служить возможность данного действия к выявлению данных, которые недоступны любому другому способу получения доказательств1.

1 См.: Статья 206 “Проверка показаний на месте” проекта Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации // Юридический вестник. 1995. № 31. С. 14.

Российским уголовно-процессуальным законодательством предусмотрены следственные действия, совокупность которых позволяет говорить о них как о системе. Для получения доказательств следователь вправе производить следующие следственные действия: допрос (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта);

предъявления для опознания; очная ставка; осмотр (места происшествия, местности, помещений, предметов, документов, трупов); освидетельствование; следственный эксперимент; проверка показаний на месте; обыск (в помещении, на местности, личный); выемка (предметов, документов, почтово-телеграфной корреспонденции, документов, содержащих государственную тайну); получение образцов для сравнительного исследования, назначение экспертизы; наложение ареста на имущество.

Последовательность производства следственных действий законом не предусмотрена: она устанавливается следователем в зависимости от конкретной ситуации. Вместе с тем уголовно-процессуальное законодательство использует понятие неотложных следственных действий. Так, ст. 119 УПК, регламентируя действия органа дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дает перечень неотложных следственных действий, которые они обязаны выполнить не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела. К их числу законодатель относит: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевшего и свидетелей.

Неотложным может быть любое следственное действие в том случае, если промедление с его производством ставит под угрозу закрепление следов преступления. Перечень следственных действий, указанный в ст. 119 УПК, основным своим предназначением выполняет задачу ограничения компетенции органа дознания по делам, требующим обязательного производства предварительного следствия.

От понятия неотложных следственных действий необходимо отличать понятие первоначальных и последующих следственных действий, которые связаны с особенностями типичных следственных ситуаций и определением при этом круга следственных действий, которые рекомендуется проводить на начальном и последующих этапах расследования.

Очередность производства следственных действий законом не устанавливается. Однако в отдельных случаях очередность имеет место. Так, законом предусматривается немедленное проведение допроса подозреваемого после его задержания (Ст. 123 УПК), допроса обвиняемого после предъявления обвинения (ст. 150 УПК); опознание производится только после предварительного допроса опознающего (ст. 164 УПК) и т.д.

Цели производства того или иного следственного действия прямо предусмотрены в нормах УПК. Например, цель осмотра — обнаружение следов преступления, выяснение обстановки происшествия; цель выемки — изъятие определенных предметов и документов, когда точно известно их местонахождение.

Нормативная сторона следственных действий выражена в детальной регламентации правил и условий их производства, которые установлены уголовно-процессуальным законодательством.

Многие следственные действия сопровождаются применением мер процессуального принуждения, вторжением в личные, имущественные и иные права граждан, а также права и законные интересы предприятий, учреждений, организаций. Все следственные действия совершаются во имя правосудия — решение о каждом из них должно быть законным и обоснованным.

Сотрудники милиции как представители органа дознания имеют право проводить следственные действия:

— в полном объеме только по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. 120 УПК);

— только неотложные после возбуждения ими уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно (ст. 119 УПК);

— по делу, переданному от органа дознания следователю или находящемуся в производстве следователя, — только по его поручению (ст. 119 УПК).

Прокурор наделен правом в необходимых случаях участвовать в проведении того или иного следственного действия по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя, и лично производить следственные действия (ст. 211 УПК). При этом он не приобретает полномочий следователя, а действует в порядке надзора за предварительным следствием.

Следственные действия, как правило, производятся в месте, где расследуется уголовное дело. Чаще всего этим местом является кабинет следователя. Некоторые следственные действия по своему характеру производятся в ином месте (осмотр места происшествия, трупа, обыск, выемка и др.). Иногда следователь вынужден проводить следственные действия в больнице, следственном изоляторе и т.д. В некоторых случаях необходимо начать следственное действие в одном месте, а закончить в другом (проверка показаний на месте). В командировке следователь поочередно может производить следственные действия в различных городах России. Аналогичная ситуация, когда те же действия по поручению следователя в порядке п. 3 ст. 132 УПК производят в различных местах органы дознания либо другие следователи.

Наши рекомендации