Понятие источника (формы) права, их классификация
Тема
Источники (формы) права
1. Понятие источника (формы) права, их классификация
2. Виды источников права в Республике Беларусь
3. Понятие и виды нормативного правового акта в Республике Беларусь
4. Понятие и классификация законов Республики Беларусь
5. Виды подзаконных нормативных правовых актов Республики Беларусь
Понятие источника (формы) права, их классификация
Для того, что бы регулировать общественные отношения право должно получить внешнее выражение.В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права». Иногда синонимом этого термина выступает понятие «формы права».
Под источниками права понимают:
1) источники права в формальном смысле (формы права);
2) источники права в материальном смысле (объективные условия жизни общества, которые влияют на формирование права, необходимость правового регулирования);
3) источники знаний о праве (тексты законов прошлых эпох, летописи, исторические хроники);
4) источники права в идеологическом смысле (правосознание, идеи, доктрины).
Источники (формы) права – это способы официального выражения, закрепления правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы.
В целом в различных правовых системах существуют следующие источники права: правовой обычай, нормативный правовой акт, юридический (судебный) прецедент, договор нормативного содержания, общие принципы права, идеи и доктрины, религиозные тексты.Каждая правовая система признает одновременно несколько источников права. При этом их значение может варьироваться в зависимости от специфических черт правовой системы (правовой семьи), от особенностей национального права, от отрасли права.
1. Исторически первой формой права (или источником права в формальном смысле) является правовой обычай. Под правовым обычаем понимается правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.
Обычай был основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального строя. Известны были, например, такие перешедшие из родового строя обычаи, как талион (причинение виновному такого же вреда, который нанесен им), вира (штраф за убийство человека). Ряд источников права того времени представлял собой главным образом систематизированные записи наиболее важных правовых обычаев.
По мере развития централизации и укрепления государственной власти сфера применения обычая сужается. Он начинает либо совсем вытесняться как регулятор поведения, либо интегрироваться в национальные системы права.
Государственное санкционирование обычая производится двумя способами:
1) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю);
2) использование обычая в качестве нормативной основы судебного решения.
В том случае, если правило обычая полностью воспроизведено в тексте нормативного правового акта или положено в основу судебного прецедента, он становится частью законодательства или прецедентного права и перестает быть самостоятельным источником права.
Обычное право господствовало на ранних этапах развития правовых систем. Однако оно используется и в современных правовых системах США, Англии, ФРГ, в мусульманском праве. Велико значение обычая в развивающихся странах Азии, Африки и Океании. Источником международного права обычай признан Конвенцией ООН о международной купле-продаже товаров 1980 г.
2. Во всех правовых системах под нормативным актом понимается акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права. Он рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Этими признаками нормативный акт отличается как от актов применения права (где речь идет о приложении нормы к конкретному случаю, конкретному лицу), так и от актов толкования права (где речь идет о разъяснении того, как нужно понимать уже действующую норму).
Нормативный акт имеет определенные преимущества перед другими источниками права. Во-первых, государственные органы имеют большие координационные возможности для выявления общего интереса. Во-вторых, в силу определенных правил изложения нормативный акт является лучшим способом оформления устоявшихся норм. В-третьих, на него легко ссылаться при разрешении дела, вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением.
Нормативный акт является наиболее распространенным и, более того, даже классическим и первостепенным источником права для всех стран, объединяемых в систему «континентального права». В этих странах нормативные акты составляют определенную иерархическую систему, на верхней ступени которой стоят конституции и законы (конституционные и обыкновенные).
Нормативный акт является источником права и в странах общего права. Но акценты применительно к значимости источников здесь смещены в сторону судебной практики, в процессе которой создается единообразное решение аналогичных дел судами.
3. Юридический прецедент (судебный или административный) – это решение судебного или административного органа, которое послужило образцом при рассмотрении аналогичных дел и стало юридическим правилом. В сфере управленческой деятельности государства источником права может быть административный прецедент. Под судебным прецедентом понимается судебное решение, фактически используемое в качестве образца при аналогичных обстоятельствах. В странах, где судебный прецедент признан обязательным, он является источником права. Можно сказать, что с помощью прецедентов суды официально закрепляют уже фактически сложившиеся в обществе нормы. Суд может создавать прецедент, как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии. Прецеденты устанавливаются не всеми судами, а только высшими судебными инстанциями.
Судебный прецедент — один из важнейших источников права в Англии, США, Канаде, Австралии, то есть там, где воспринята система англо-саксонского права. Во всех этих странах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах.
Однако в разных странах даже одной правовой семьи судебный прецедент применяется по-разному. Правило прецедента в Англии, например, связано следующими положениями: 1) решения, вынесенные палатой лордов, обязательны для всех судов; 2) решения, принятые апелляционным судом, обязательны как для всех нижестоящих судов, так и для самого этого суда (кроме уголовного права). В США правило прецедента не действует так жестко в силу особенностей федеративного устройства страны. Во-первых, Верховный суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям и могут таким образом изменить свою практику. Во-вторых, штаты независимы, и правило прецедента относится к компетенции штатов лишь в пределах судебной системы конкретного штата
В странах романо-германской и примыкающих к ней систем права судебные решения обладают известным авторитетом. Однако, кроме чрезвычайных случаев, они не рассматриваются как источник права.
4. В некоторых случаях способом установления норм права может быть договор. Он представляет собой содержащее правовые нормы соглашение между различными субъектами права. Такие договоры не только устанавливают права и обязанности сторон, но могут быть направлены и на установление норм права, которым обязуются на будущее время подчиняться их участники.
Нормоустанавливающее значение договоров признается во всех правовых системах. Однако нужно отличать договор как источник права (нормативный договор) от правового договора как индивидуального юридического акта (например, договор купли-продажи в гражданском праве), который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов. Нормативно-правовым договором выступает двустороннее или многостороннее соглашение субъектов права, которое содержит нормы права.
Наибольшее значение договор как источник права имеет для международного и конституционного права. Получает распространение в сфере гражданского и трудового права.
5.В некоторых странах своеобразным источником права признаются общие принципы, то есть исходные начала правовой системы. Например, юристы стран как континентального, так и общего права при отсутствии законодательной нормы, обязательного прецедента или обычая могут ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права. Гражданским кодексом Греции, например, осуществление какого-либо права запрещается, если оно “превышает пределы, установленные доброй совестью или добрыми нравами или социальной и экономической целью права”.
Указание на возможность апеллировать к общим принципам права как к его источнику иногда закрепляется в законодательном порядке. Гражданский кодекс Испании, например, среди источников права прямо называет общие принципы, вытекающие из испанских кодексов и законов.
Общие принципы права отнесены к числу источников между народного права статьей 38 Статута Международного суда. Эта статья гласит: «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет... общие принципы права, признанные цивилизованными нациями».
6. Идеи и доктрины. Мнения ведущих ученых-юристов в большинстве правовых систем не образуют право в собственном смысле слова. Однако в формировании модели правового регулирования значение научных работ в области права всегда было довольно велико. Законодатель часто учитывал те тенденции, которые фиксировались в доктрине. В романо-германской правовой семье основные принципы права были выработаны именно в университетских стенах. Роль доктрины в современных условиях чрезвычайно важна в совершенствовании законодательства, в создании правовых понятий и в методологии толкования законов.
В то же время истории развития права известны случаи, когда юридическая доктрина воспринимается как непосредственный источник права. Так, в англоязычных странах судьи нередко основывают свои решения ссылками на труды английских ученых.. Мусульманское право вообще основано на принципе авторитета; в связи с чем заключения древних юристов, знатоков ислама имеют официальное юридическое значение.
7. Религиозные тексты. Такие источники права наиболее характерны для мусульманского права, в целом имеющего религиозную основу.