Страшное второе пришествие Христово
(из духовного журнала «Странник» 1861г.)
Придет Сын Человеческий в славе Своей и все святые Ангелы с Ним (Матф. 25,31).
Было время, когда Царь неба и земли, Господь Иисус Христос приходил спасать нас; будет время, когда Он придет и судить нас. И сколь страшно будет это второе пришествие Его для неба и земли, Ангелов и человеков! Страшно будет для неба: ибо тогда солнце затмится, луна почернеет, звезды как листья спадут и сами небеса, как риза, обветшают и, как одежда, свиются и изменятся. Страшно будет оно для земли: ибо тогда раскалившиеся стихии растают, как воск, потоки обратятся в смолу горящую, прах станет пылающей серой, вся земля зальётся огненной рекой, всё величие мира понесётся в дыму и исчезнет. Страшно будет оно для Ангелов: ибо тогда и Ангелы предстанут на суд и дадут отчет в делах своих. Страшно будет оно для праведных: ибо тогда и с праведных строго спросится даже в добрых делах своих, - и праведник едва спасется, по слову Писания. А особенно страшно будет оно для грешных: ибо место их будет в озере, горящем огнем и жупелом, - О, позорище страшное и миру, и Ангелам, и человекам! Никто и ничто не устоит тогда пред гневом грядущего Господа. Второе пришествие Его тем страшнее будет для нас, что его никто из нас не избежит, что на нем никакой поступок наш не утаится, что на нем и малейшего помилования не будет виновным. И, во-первых, второго пришествия Христова никто из нас не избежит.
Всем нам явиться подобает пред судом Христовым, да примет каждый, что в теле сделал, или благое, или злое. Все от Адама до кончины мира рожденные женами, все человеки, великие и малые, юные и старые, мужчины и женщины, знатные и незнатные, богатые и бедные, праведные и неправедные, верные и неверные, все погребенные в земле, сгоревшие в огне, потопленные в воде, съеденные хищными зверями, птицами и рыбами, все мертвые всех времен и всех стран, по гласу трубы Архангельской, оживут и восстанут; все сухие кости облекутся плотью, соединятся со своими душами, воскреснут, и все, - как воскресшие из гробов, так и оставшиеся в живых, в одно мгновение ока, явятся у подножия престола Господня, преисполненного пламенем и дымом и колеблющегося основания земли. "Тогда", как говорит св. Димитрий Ростовский: "грешная душа будет говорить телу: проклято ты, окаянное тело, что греховными пожеланиями своими прельстило меня и ввергнуло в лютые беззакония. А тело будет говорить душе: проклята и ты, окаянная душа, что худо управляло мною и не только не удерживала меня от худых дел, но ещё во всем мне поблажала! Опять душа будет говорить телу: проклято ты, окаянное тело, что каждый день отягощало меня объедением и пьянством. А тело будет отвечать душе: проклята и ты
окаянная душа, что с одного со мною блюда ела и из одной со мною чаши пила. И ещё будет говорить душа телу: горе тебе, окаянное тело, что ты грабило, крало, убивало и озлобляло ближнего. Тело же будет отвечать душе: горе тебе, окаянная душа, ибо и ты во всем меня руководствовала, во всем мне содействовала, и я без тебя ничего не делало". Таким образом, душа и тело, которая ныне живут между собою так дружно, так согласно – тогда будут находиться в вечной вражде, в вечной ссоре, в вечной брани. Во-вторых, в страшное пришествие Христово никакой поступок наш не утаится. Всё, в чём ни согрешили мы умом – до малейшего помышления, в чём ни согрешили языком – до праздного слова, в чём ни согрешили делом – до самомалейшего проступка, - всё это будет испытано, взвешенно и представлено пред наши очи. И какой стыд, а вместе со стыдом какой и страх покроет нас, когда все грехи, все мерзости, все беззакония наши, которые мы теперь с такой заботливостью стараемся скрыть от других, в тот страшный день вдруг обнаружатся пред целым светом во всей своей наготе! – Боже мой, Боже мой! Найдутся ли тогда на земле столь глубокие бездны, где могли бы мы скрыться от стыда и страха? О, позаботимся, братия, загладить грехи свои теперь святою исповедью, чтобы на страшном суде Христовом они преданы были забвению! Безумно было бы с нашей стороны, - не воспользоваться благовременно столь лёгким и верным средством к спасению, каково святое покаяние. – А настанет время, когда мы будем раскаиваться во грехах своих, но поздно! Будем жалеть и просить хотя одного дня, одного часа, одной минуты, подобно настоящему времени, - и не получим. Наконец, в третьих, на втором пришествии Христовом никакого помилования не будет грешникам. Запирательства, извинения, ходатайства на страшном суде Его не будет иметь места. Тогда отец не защитит сына, сын не исходатайствует пощады отцу, мать не упросит за дочь,дочь не умолит за мать. Дружба и родство, приязнь и уважение прекратятся навсегда. "Тогда погибшие дети", - как говорит один из пастырей нашей Церкви, - "будут проклинать своих родителей, что они не учили их вере и страху Божию; родители будут поражены отчаянием, видя погибель детей своих. Подчинённые будут проклинать своих начальников, что они не удерживали их от хульных дел; начальники будут терзаться ужасным раскаянием, что равнодушно смотрели на пороки своих подчинённых. Пасомые будут проклинать своих пастырей, что они не учили их закону Божию; пастыри будут снедаться адскою тоскою, что не отклоняли пасомых от путей нечестия. Самые искреннейшие друзья будут проклинать друзей своих, что они поблажали их страстям". – Ужаснейшая скорбь овладеет душами грешных. От несносной тоски и горести они будут взывать к горам: падите на нас, и холмам: покройте нас; но ни горы, ни холмы не скроют их! Они пожелают умереть, уничтожиться, но убежит от них смерть, смерти бо не будет к тому! – Среди отчаянных воплей грешников последует приговор всемирного Судьи. Царь вселенной, Господь Иисус Христос, обратится к грешникам и, указывая им на Крест Свой, на котором Он распят был нашего ради спасения, указывая на раны и язвы Свои, которые Он претерпел для искупления нашего, указывая на Свою пречистую кровь, которую Он пролил за нас, грешных, скажет во гневе своём: "Неблагодарные и вероломные рабы Мои! Чего не делал Я для вашего спасения, оправдания, обновления? Не для вас ли Я сошел с неба на землю? Не для вас ли облекся этою бренною плотью? Не за вас ли претерпел хулы, поношения, оплевания и заушения? Не за вас ли был распят на кресте, пролил кровь Свою и умер мучительною смертью? Посмотрите: за что глава моя изъязвлена терновым венцом, если не за гордый ваш ум и нечистые мысли? За что очи Мои залились кровью, если не за ваши очи, исполненные блуда и мерзостей? За что ребра Мои насквозь прободены до самого сердца, если не за ваши ребра, к беззакониям прилепляющиеся, и ваше сердце грехолюбивое? За что руки Мои пречистые и ноги непорочные гвоздями пронзены, если не за ваши руки, простертые к грабительству, и ноги, ходящие путем неправды? Скажите, чего не сделал Я для вас? Как же вы воспользовались плодами Моего истощания? Где то оправдание, где то искупление, где та благодать, которое исходатайствовал Я вам столь дорогою ценою? Неблагодарные! Вы отвергли заслуги Мои, попрали кровь Мою, пренебрегли благодатью Моею, преступили заповеди Мои, презрели любовь Мою. Вы посмеивались надо Мною, и Аз погибели вашей посмеюсь. « Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». (Матф.25,41)
Чьё сердце не обольётся кровью, слыша этот грозный приговор всемирного Искупителя и Судьи? Ужаснись всякая душа христианская, страшным судом Божьим! Вострепещите все кости и плоть ваша от лица праведного гнева Божия, грядущего на нас, окаянных грешников! Спасайтесь, братья, спасайтесь, пока есть время, пока не настал страшный суд Христов! Спасайтесь: почём знать, может быть, завтра пробьёт роковой час нашей погибели и тогда будет поздно.