Основы Конституционного права РФ. Конституция – это основной закон государства, который обладает высшей юридической силой, и действие которого распространяется на всю территории государства
Конституция – это основной закон государства, который обладает высшей юридической силой, и действие которого распространяется на всю территории государства. Как правило, в Конституции фиксируются основные принципы государственного устройства, а также закрепляется перечень государственных органов и объем их полномочий. Первая российская конституция была принята в 1906 под названием «Основные государственные законы». Вторая Конституция – в 1918, она закрепляла основные завоевания Октябрьской революции. Следующие Конституции России принимались на основе Конституций СССР – в 1937 на базе Конституции СССР 1936, и в 1978 на базе Конституции СССР 1977. В последней была официально провозглашена однопартийность. Ныне действующая Конституция принята 12.12.1993 путем Всенародного голосования – Референдума.
Конституция состоит из Преамбулы, включает в себя два раздела (первый разделен на 9 глав и 137 статей).
§ Раздел 1 не имеет специального названия.
Ø Глава 1 - Основы конституционного строя. В данной главе зафиксированы основные характеристики Российского государства.
Ст.1 устанавливает, что Россия – это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Характеристика России как демократии означает, что в России существует демократический правовой режим, который характеризуется разделением властей, многопартийностью и широким перечнем прав и свобод человека и гражданина. Россия как федеративное государство означает, что она состоит из отдельных административно-федеральных образований, которые носят название «субъекты федерации». Россия как республика означает, что органы государственной власти РФ формируются путем прямых и всеобщих выборов. Россия как правовое государство означает, что в соответствии со ст.2 Конституции человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Следующим признаком РФ как государства является государственный суверенитет. В соответствии со ст. 4 Конституции государственный суверенитет как неотъемлемое свойство государственной власти распространяется на всю территорию РФ. При этом Россия является самостоятельным и полноправным субъектом международного права. В соответствии со 7 ст. Конституции, Россия – это социальное государство, т.е. ее политика направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст.10 в России существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. При этом ветви власти являются самостоятельными в пределах своей компетенции. В соответствии со ст.14 Конституции, Россия – это светское государство. Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, и, при этом, в России признается идеологическое многообразие.
Ø Глава 2 – права и свободы человека и гражданина.
В соответствии со ст.18 Конституции, права и свободы должны определять смысл и содержание каждого федерального закона, при этом государство гарантирует и обеспечивает равенство прав и свобод вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, религиозной принадлежности, также имущественного и должностного положения. С точки зрения теории конституционного права, все права и свободы подразделяются на несколько групп: политические права и свободы (свободы мысли и слова ст.29; ст. 30 - право на объединение, включая право на создание политических партий; ст. 31 - право на митинги, демонстрации, шествия; каждый имеет право участвовать в управлении делами государства). Избирательное право реализуется, если человек соответствует следующим цензам: гражданство, возраст от 18, морально-нравственный ценз (лица, содержащиеся в местах лишения свободы, не голосуют), ценз дееспособности (лица, психически больные, не голосуют). К политическому праву также относится право на петиции. К экономическим правам относятся право частной собственности и право наследования (ст.35 Конституции), а также свобода предпринимательской и иной экономической деятельности. Социальные права: право на труд, право на отдых (ст. 37), право детей жить и воспитываться в семье, право на алименты (ст.38), право на социальное обеспечение и пенсии (ст.39), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), право на жилище, право на благоприятную окружающую среду, право на образование. Культурные права: свобода литературного, художественного и иного творчества, свобода преподавания, право на интеллектуальную собственность. Право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям (ст.44). Личные права и свободы: право на жизнь; право на достоинство; право на свободу и личную прикосновенность; право на неприкосновенность частной жизни; право на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений; право указывать национальную принадлежность; право на пользование родным языком, право на свободный выбор языка общения; свобода вероисповедания; свобода совести; свобода передвижения и выбора места жительства. Права-гарантии: право на судебную защиту, презумпция невиновности, право на получение квалифицированной юридической помощи, невозможность повторного осуждения за одно и то же правонарушение, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органами государственной власти. Обязанности: платить государство, воинская обязанность, сохранять природу и окружающую среду, обязанность получить общее образование, платить алименты детям и нетрудоспособным родителям. Конституция особо закрепляет, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно трактоваться как отрицание других общепризнанных прав и свобод. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ Конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, а также обеспечения обороны страны и безопасности государства, но в любом случае не подлежат ограничению личные права и свободы и права-гарантии.
Статьи 1 и 2 главы составляют основы Конституционного строя России в целом, изменить положение данных глав Конституции возможно только путем принятия новой Конституции.
25.09.2012
Глава 3 Конституции – Федеративное устройство. В рамках данной главы происходит определение правового статуса РФ и ее субъектов, в т.ч. распределение полномочий, определение особенностей правового статуса различных видов субъектов. РФ с точки зрения формы государственного устройства является федерацией централизованной и ассиметричной. Ассиметричность РФ проявляется в том, что в нее включены субъекты обладающие неравным правовым статусом. В состав РФ входят 21 автономная республика, 9 автономных краев, 46 областей, 4 национально-автономных округа, 1 автономная область и два города федерального значения. При этом правовой статус всех видов субъектов различается в зависимости от количества принадлежащих им суверенных прав. Автономные республики обладают наибольшим объемом суверенных прав. Наименьшими правами – области. Централизованность РФ проявляется в том, что Конституция устанавливает широкий объем полномочий федеральных органов государственной власти. При этом для определения компетенции субъектов федерации используется принцип остаточной компетенции. Ст. 71 Конституции устанавливает перечень вопросов, которые находятся исключительно в сфере ведения федеральных органов власти. Исключительность компетенции означает, что субъекты федерации по вопросам, входящим в данный перечень, не вправе принимать самостоятельных правовых норм. К исключительному ведению РФ относятся следующие вопросы:
· принятие и изменение законов;
· регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, в т.ч. защита прав национальных меньшинств;
· регулирование государственной политики в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ;
· валютно-денежное регулирование и валютный контроль, в т.ч. регулирование банковской системы страны;
· регулирование энергетической системы РФ;
· регулирование внешнеполитических и внешнеэкономических отношений;
· регулирование вопросов обороны и безопасности государства;
· уголовное право, гражданское право, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное законодательство, уголовно-исполнительное законодательство, коллизионное право;
· судоустройство;
· прокуратура;
· федеральная государственная служба;
· метеорологическая служба;
· статистический и бухгалтерский учет;
· геодезия и картография;
· стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени.
Помимо сферы исключительного ведения, ст.72 Конституции устанавливает перечень совместного ведения РФ и ее субъектов. Совместное ведение означает, что федеральные органы власти принимают по данным вопросам общие и нормативные акты, содержащие направления и принципы правового регулирования, а субъекты федерации по этим вопросам осуществляют детальное правовое регулирование. Это следующие вопросы:
· обеспечение законности правопорядки и общественной безопасности;
· вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами, а также экологическое право;
· общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры и спорта;
· координация вопросов здравоохранения и социальной защиты;
· административное, трудовое, семейное, жилищное и налоговое право;
· осуществление мер по борьбе с катастрофами и стихийными бедствиями;
· установление общих принципов местного самоуправления.
По всем вопросам, не перечисленным в ст.72 Конституции субъекты осуществляют самостоятельное регулирование.
Главы 4, 5 и 6 Конституции РФ устанавливают систему органов государственной власти РФ. Глава 4 носит название «Президент РФ». Она устанавливает требования к Президенту, порядок замещения им должности и объем его полномочий. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, достигший возраста 35 лет и постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет на дату выборов. Он должен обладать активным избирательным правом (не ограничен по дееспособности, не сидит в местах лишения свободы). Президент избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов Президента определяется федеральным законом 1994 г. «О выборах…». Одно и то же лицо не может баллотироваться три срока подряд. При вступлении в должность президент произносит присягу, адресованную народу. Полномочия президента достаточно широки:
· он является главой государства и гарант Конституции;
· ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ:
· Участие в формировании правительства, судебной власти;
· Формирование и командование Вооруженными Силами РФ;
· Формирует и возглавляет Совет безопасности РФ;
· Имеет право назначать выборы Госдумы и может распускать ее;
· Назначает Референдум;
· Обладает законодательной инициативой и правом отлагательного вето;
· Решает вопросы гражданства;
· Награждает государственными наградами РФ;
· Осуществляет помилование.
· ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОЛНОМОЧИЯ:
· Осуществляет руководство внешней политикой;
· Ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;
· Аккредитует дипломатических представителей иностранных государств;
· Назначает дипломатических представителей РФ за рубежом.
Для осуществления данных функций, Президент имеет право издавать указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ.
Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения присяги и прекращает полномочия с момента принесения присяги следующего президента. Досрочное прекращение полномочий может быть добровольным либо принудительным в результате отрешения от должности. Отрешение от должности возможно только на основании выдвинутого Госдумой обвинения в государственной измене, или совершении иного тяжкого преступления, которое должно быть подтверждено заключением Верховного суда РФ и заключением Конституционного суда РФ. За данное решение должны проголосовать не менее чем 2/3 депутатов Госдумы. Окончательное решение об отрешении от должности принимается Советом Федерации, если за это решение проголосовало не менее 2/3 членов Совета Федерации.
Глава 5 посвящена правовому статусу Федерального Собрания РФ – это парламент РФ, который является представительным и законодательным органом. ФС состоит из двух палат. Нижняя палата – Государственная Дума, куда входит 450 депутатов, которые избираются гражданами РФ сроком на 5 лет. Депутатом Госдумы может стать любой гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом и достигший возраста 21 года. Совет Федерации – Верхняя палата парламента, в нее входит по 2 представителя от каждого субъекта РФ, один из них назначается от исполнительного органа, другой – от законодательного органа субъекта РФ. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом СФ и депутатом ГД. Члены парламента в течение всего срока полномочий обладают неприкосновенностью: не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску и личному досмотру, за исключением случаев обеспечения безопасности других людей.
Российский парламент является постоянно действующим органом, палаты парламента заседают раздельно. Каждая палата из своего состава выбирает председателя. Для осуществления контроля над Казной, парламент образует счетную палату. В целом, к полномочиям парламента относится следующее:
· Принятие законов;
· Участие в формировании правительства;
· Контроль за правительством;
· Назначение на должность уполномоченного по правам человека;
· Назначение выборов Президента;
· Решение вопроса о возможности использования ВС РФ за ее пределами;
· Назначение Генерального Прокурора РФ;
· Объявление амнистии.
Глава 6 устанавливает общие принципы формирования и компетенции Правительства. Правительство РФ состоит из председателя правительства, заместителей председателей правительства и федеральных министров. Председатель правительства назначается Президентом с согласия Госдумы. Назначенный председатель Правительства предлагает Президенту РФ предложение о структуре федеральных органов исполнительной власти и кандидатуры на соответствующие должности. К полномочиям правительства относятся следующие:
- разработка и рассмотрение федерального бюджета;
- проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения.
- осуществление мер по обеспечению законности общественного правопорядка, а также прав и свобод граждан;
- осуществляют иные полномочия, возложенные на правительство Президентом.
Правительство прекращает свои полномочия в следующих случаях:
1. Разработка и преставление для одобрения федерального бюджета.
2. Добровольно подать в отставку.
3. Президент может принять решение об отставке правительства, в т.ч. вследствие того, что Госдума выразить недоверие правительства.
Глава 7 Конституции – «Судебная власть». Правосудие в РФ осуществляют Конституционные суды, суды общей юрисдикцией, арбитражные суды. В систему Конституционных судов входят КС РФ и КС субъектов федерации. В структуре судов общей юрисдикции: Верховный Суд РФ, суды субъектов РФ, районные/городские суды, мировые суды. В арбитражной структуре: Высший АС, АС округа, Аппеляционные АС, АС субъекта Федерации. АС разбирают споры между предпринимателями. В целом судьи РФ являются независимыми и несменяемыми. Судьи могут быть гражданами 25-летними гражданами РФ, обладающие высшим юридическим образованием, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет и соответствующие требования морально-нравственного ценза.
Глава 8 – «Местное самоуправление», содержатся основные принципы организации управления на уровне муниципальных образований.
Глава 9 – «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». С точки зрения данной главы установлено три порядка изменения положений Конституции: главы 1,2 и 9 Конституции могут быть изменены только путем принятия новой Конституции. Главы с 3 по 8 могут быть изменены специальным федеральным законом, который принимается в особом порядке с обязательным участием законодательных органов субъектов РФ. Ст.65 Конституции изменяется Указом Президента, который издается на основе решения законодательного органа субъекта Федерации о его переименовании.
02.10.12.
Основы гражданского права РФ
Введение в гражданское право