Виды судебного контроля и категории дел, рассматриваемых в порядке публичного судопроизводства 3 страница
В силу специфики нормативных правовых актов как правил поведения, которые рассчитаны на неоднократное применениеи действуют независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим актом, исковая давность не применяетсяк случаям оспаривания нор-
1 См.: Никитин С. В. Указ. соч. С. 148; Он же. Право на оспаривание нор
мативных правовых актов в арбитражном суде // Современная доктрина граж
данского, арбитражного процесса и исполнительного производства. С. 484;
см. также: Попова Ю. А. Защита публично-правовых интересов граждан в судах
общей юрисдикции. С. 27.
2 См. п. 12 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возник
ших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ». См. также:
БВС РФ. 2006. № 9. С. 23 (вопрос 18); Жуйков В. М. Судебная защита прав гра
ждан и юридических лиц. С. 243—244; Потапенко С. Разграничение норматив
ных и ненормативных актов при рассмотрении дел, возникающих из публич
ных правоотношений // РЮ. 2003. № 6. С. 30—31.
3 См.: Потапенко С. Указ. соч. С. 31; Моисеева И. Г. Указ. соч. С. 14. По та
кому же пути идет и судебная практика. См., например: БВС РФ. 2004. № 3.
С. 21; № 7. С. 24 (п. 6).
388 Раздел I. Производство в суде первой инстанции
мативных правовых актов, если иное не предусмотрено законом1.
Специальные правила локального характера, регулирующие порядок возбуждения производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов,связаны в основном с определением круга субъектов права на обращение в суд, подведомственности и подсудности, содержания заявления о признании нормативного правового акта недействующим. Рассмотрим каждую особенность более детально.
Субъекты права на обращение в судс заявлением об оспаривании нормативных правовых актов определены в самом законе, а именно в абз. 2 ст. 245, ч. 1 и 2 ст. 251 ГПК РФ. Анализ указанных норм свидетельствует о том, что закон предоставляет такое право трем категориям лиц. Во-первых, тем гражданам и организациям, которые считают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и свободы,гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами. В данном случае имеются в виду заявители в материально-правовом смысле, обращающиеся в суд с целью защиты своегоинтереса публично-правового характера2. Если оспариваемый нормативный акт не затрагивает субъективных прав, свобод и законных интересов такого заявителя, то он не имеет права на обращение в суд. В этом случае судья обязан, руководствуясь ч. 1 ст. 246, ч. 1 ст. 251, п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, а также п. 14 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ», отказать в принятии заявления,т. е. отказать в возбуждении производства по делу об оспаривании нор-
1 См. абз. 2 п. 1 постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего
Арбитражного Суда РФ от 12/15 ноября 2001 г. № 15/18 «О некоторых вопро
сах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Феде
рации об исковой давности» // ВВС РФ. 2002. № 1. С. 6.
2 ВВС РФ. 2006. № 8. С. 22 (п. 5). Некоторые авторы, в частности
С. В. Никитин, обоснованно подвергают сомнению целесообразность наделе
ния физических и юридических лиц правом оспаривания в суде нормативных
правовых актов вне связи с конкретным юридическим делом, т. е. в порядке
абстрактного нормоконтроля. Данное сомнение не беспочвенно, ибо сам по
себе незаконный нормативный правовой акт, как правило, не нарушает субъ
ективных прав конкретных лиц. Нарушение возможно лишь при реализации
такого акта, в том числе при его применении. См.: Никитин С. В. Проблемы
судопроизводства по делам об оспаривании нормативных правовых актов.
С. 148.
Глава 6. Производство по делам из публичных правоотношений 389
мативного правового акта1. Поэтому заявление об оспаривании нормативного правового акта должно содержать указание на то, какие права и свободы гражданина или организации нарушаются этим актом или его частью (ч. 5 ст. 251 ГПК РФ, п. 13 вышеуказанного постановления Пленума).
При обращении в суд данная категория заявителей (т. е. граждане и организации, защищающие свои права и интересы) обязана уплатить государственную пошлину за подачу заявления об оспаривании нормативного правового акта. Граждане уплачивают госпошлину в размере 100 руб., а организации — в размере 2000 руб. (подп. 6 п. 1 ст. ЗЗЗ19 НК РФ). В соответствии со ст. 89 и 90 ГПК РФ (в ред. ФЗ от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ), а также п. 2 ст. ЗЗЗ20 НК РФ (в той же редакции) суд, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер госпошлины либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. ЗЗЗ41 НК РФ. Неуплата госпошлины либо уплата ее в меньшем, чем установлено законом, размере влечет за собой оставление заявления без движения(ч. 1 ст. 246 и ст. 136 ГПК РФ)при условии, что гражданин или организация не пользуется льготой по уплате госпошлины.
Во-вторых, право на обращение в суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части предоставлено прокурорукак органу надзора за законностью, действующему в пределах своей компетенции (ч. 1 ст. 251 ГПК РФ). В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 10 февраля 1999 г. № 31 -ФЗ)2 предметом прокурорского надзора является соответствие законам правовых актов, издаваемых субъектами публичной власти.
1 Именно этими соображениями руководствовался Верховный Суд РФ,
разъясняя положение о том, что профсоюз не может обращаться в суд с заявле
нием от своего имени об оспаривании нормативного правового акта, нарушаю
щего права неопределенного круга лиц. По мнению Верховного Суда РФ,
профсоюз может выступить лишь как представитель тех лиц, чьи права и за
конные интересы нарушены таким актом. См.: ВВС РФ. 2003. № 3. С. 21.
2 СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 878. Далее - Закон о проку
ратуре РФ. См. также: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 ап
реля 1993 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел
по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими за
кону» (с послед, изм.) // ВВС РФ. 1993. № 7. С. 8; 1997. № 1. С. 14; 2000. № 7.
С. 1; 2002. № 6. С. 1; 2006. № 4. С. 8-9 (п. 7).
390 Раздел I. Производство в суде первой инстанции
Поэтому обращение прокурора в суд с заявлением о признании противоречащего закону правового акта недействительным (недействующим) является согласно п. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре РФ одним из полномочий прокурора как органа надзора за законностью, т. е. средством прокурорского реагирования на выявленное правонарушение. Поскольку прокурор обращается в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта с целью защиты интересов других лиц, а именно неопределенного круга лиц, подпадающих под действие оспариваемого акта, он занимает в процессе положение заявителя в процессуальном смысле (процессуального истца) со всеми вытекающими из такого статуса процессуальными правами и обязанностями. В частности, прокуроры освобождены от уплаты госпошлины при обращении в суд по делам о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов России, субъектов РФ и муниципальных образований (подп. 9 п. 1 ст. ЗЗЗ36 НК РФ). В то же время на них как заявителей распространяется требование ч. 5 ст. 251 ГПК РФ, в соответствии с которым заявление об оспаривании нормативного правового акта должно содержать указание, какие права и свободы неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью1.
В-третьих, право на обращение в суд общей юрисдикции с заявлением об оспаривании нормативного правового акта предоставлено также субъекту публичной властив лице Президента РФ, Правительства РФ, законодательного (представительного) органа субъекта РФ, высшего должностного лица субъекта РФ, органа местного самоуправления, главы муниципального образования в случае, если они считают, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция(ч. 2 ст. 251 ГПК РФ,п. 15 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ»). Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, под нарушением компетенции перечисленных в ч. 2 ст. 251 ГПК РФ лиц следует понимать регулирова-
1 В связи с этим трудно согласиться с чересчур категоричным выводом Верховного Суда РФ о том, что ст. 251 ГПК РФ не обязывает прокурора при обращении в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону указывать данные, конкретизирующие, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом. См.: ВВС РФ. 2004. № 3. С. 19 (п. 7).
Глава 6. Производство по делам из публичных правоотношений 391
ние оспариваемым нормативным правовым актом тех отношений, которые в соответствии с законом должны регламентироваться нормативными правовыми актами, издаваемыми этими лицами (абз. 2 п. 15 указанного постановления). В этой связи субъект публичной власти в своем заявлении об оспаривании нормативного правового акта обязан указать, в чем конкретно состоит нарушение его компетенции оспариваемым нормативным правовым актом (абз. 3 п. 15 того же постановления).
Таким образом, согласно буквальному смыслу гражданско-процессуального закона правомочия субъекта публичной власти по оспариванию нормативных правовых актов ограничены случаями нарушения его компетенции. Однако такое нор-моположение подвергается на страницах юридической печати справедливой критике1, так как оно необоснованно сужает полномочия властвующего субъекта по использованию судебных рычагов воздействия на общественные отношения. Примечательно в этом отношении, что судебная практика вынуждена де-факто признавать за некоторыми носителями публичной власти в лице органов местного самоуправления, глав муниципальных образований их право обращаться в суды с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов не только по причине нарушения такими актами их компетенции, но также по мотиву нарушения оспариваемым нормативным правовым актом других прав местного самоуправления2.Согласно подп. 19 п. 1 ст. ЗЗЗ36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления освобождены от уплаты госпошлины по делам об оспаривании нормативных правовых актов.
Подведомственностьдел об оспаривании нормативных правовых актов связана с определением того федерального суда, который правомочен рассматривать и разрешать дела о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части. В данном случае имеются в виду Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды. В основе разграничения полномочий федераль-
1 См., например: Барщевский М. О праве органов исполнительной власти на
обращение в суд // РЮ. 2003. № 5. С. 25—26.
2 См. п. 16 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возник
ших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ»; Определение Су
дебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 июня 2003 г.
№ 60-ГОЗ-Ю // БВС РФ. 2004. № 6. С. 24 (п. 5).
Раздел I. Производство в суде первой инстанции
ных судов по рассмотрению и разрешению дел об оспаривании нормативных правовых актов лежат три правила.
Правило первое гласит, что федеральные суды общей юрисдикции не вправе рассматривать дела об оспаривании тех нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ (ч. 2 и 6 ст. 125 Конституции РФ, ч. 3 ст. 251 ГПК РФ, абз. 2 п. 11 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ»). Согласно п. «а» и «б» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ к исключительному ведению Конституционного Суда РФ отнесены дела о соответствии Конституции РФфедеральных законов, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, издаваемых по вопросам ведения органов государственной власти РФ и совместного ведения органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 26, п. 2 ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 253 ГПК РФ к ведению федеральных судов общей юрисдикции относятся дела о соответствии федеральному закону(но не Конституции РФ)или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу,нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, Президента РФ, Правительства РФ, нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
Таким образом, основным критерием разграничения нормо-контрольных функций Конституционного Суда РФ и федеральных судов общей юрисдикции в данном случае является уровень правовой коллизии, в соответствии с которым Конституционный Суд РФ проверяет нормативные правовые акты на соответствие их Конституции РФ, а суды — на соответствие федеральным законам и иным нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой1.
При осуществлении нормоконтроля все ветви судебной власти (имеются в виду Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, а также арбитражные суды) равнозначны
1 О правилах разграничения полномочий Конституционного Суда РФ и иных федеральных судов более подробно см.: Осокина Г. Л. Гражданский процесс. Общая часть. С. 383—399.
Глава 6. Производство по делам из публичных правоотношений 393
в том отношении, что в пределах своей компетенции, определяемой Конституцией РФ и федеральными законами, они самостоятельны и независимы от чьей бы то ни было воли, ибо в своей деятельности подчиняются только Конституции РФ и закону (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 47, ст. 76, ч. 3 ст. 90, ч. 1 ст. 115, ч. 2 ст. 118, ст. 120 Конституции РФ; ч. 3 ст. 1, ч. 3 ст. 4, ч. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»1). Тем не менее постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. суды общей юрисдикции были лишены права рассматривать дела об оспаривании конституций и уставов субъектов РФ на предмет их соответствия федеральному законодательству. Аналогичная участь постигла также полномочия прокуроров РФ. В связи с этим нормы п. 2 ч. 1 ст. 26, ч. 1,2,4 ст. 251, ч. 2 и 3 ст. 253 ГПК РФ были признаны Конституционным Судом РФ неконституционными и, как следствие этого, не подлежащими применению в той мере, в какой они допускают рассмотрение судом общей юрисдикции дел об оспаривании конституций и уставов субъектов РФ, а также наделяют прокурора правом на обращение в суд с соответствующим заявлением2.
Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г., необоснованно лишившее суды общей юрисдикции права рассматривать дела о соответствии конституций и уставов субъектов РФ федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (ч. 1 ст. 253 ГПК РФ), получило в российском обществе неоднозначную оценку: от восторженной3 до негативной4. Спустя примерно полгода Конституционный Суд РФ постановлением от 27 января 2004 г. лишил суд общей юрисдикции в лице Верховного Суда РФ права рассматривать и разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов Правительства РФ, мотивируя свое решение тем, что «судебная проверка нормативного акта Правительства РФ — поскольку она фактически невозможна без установления его соответствия Конституции РФ как
1 Далее — Закон о судебной системе РФ.
2 СЗ РФ. 2003. № 30. Ст. 3101.
3 См., например: Судебная путаница закончена: опрос экспертов // РГ.
2003. 29 июля; Цалиев А. Закончена ли судебная путаница? // РГ. 2003. 14 окт.;
см. также: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал
2003 года // ВВС РФ. 2004. № 3. С. 19 (п. 6).
4 См., например: Ершов В., Ершова Е. Указ. соч. С. 21—26.
394 Раздел I. Производство в суде первой инстанции
по содержанию норм, так и с точки зрения разделения властей и разграничения компетенции между федеральными органами законодательной и исполнительной власти — может иметь место только в порядке конституционного судопроизводства»1(выделено мной. — Г. О.). На основании этого вывода нормативное положение, содержащееся в ч. 2 и 3 ст. 253 во взаимосвязи с п. 2 ч. 1 ст. 27, ч. 1, 2 и 4 ст. 251 ГПК РФ, Конституционный Суд РФ признал не имеющим юридической силы с момента принятия и не подлежащим применению (п. 2 резолютивной части указанного постановления).
Таким образом, в деятельности Конституционного Суда РФ набирает обороты тенденция, теоретическое обоснование которой было дано еще в его постановлении от 16 июня 1998 г. по делу о толковании отдельных положений ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ2. Указанная тенденция проявляется в стремлении Конституционного Суда РФ нарушить зафиксированный в нормах Конституции РФ (ч. 2, 3 ст. 118, ст. 120) и федерального законодательства (ст. 3, 5 Закона о судебной системе РФ) паритет различных ветвей судебной власти,специализирующихся на рассмотрении отнесенных к их ведению Конституцией РФ и федеральными законами дел, и тем самым единство судебной системы РФпутем перераспределения нормоконтроль-ных правомочий в свою пользу. Безапелляционная по своему характеру практика Конституционного Суда РФ по замене действующих норм федеральных законов, а также других нормативных правовых актов «правовыми позициями» Конституционного Суда РФ грозит тем, что Конституционный Суд РФ
1 СЗ РФ. 2004. № 5. Ст. 403. Постановление Конституционного Суда РФ от
27 января 2004 г. также вызвало со стороны некоторых ученых негативную
оценку, потому что оно без достаточных оснований существенно ограничивает
конституционное право каждого на судебную защиту от произвола исполни
тельной власти. См., например: Эрделевский А. О подходе Конституционного
Суда РФ к защите деловой репутации юридических лиц // ХиП. 2005. № 4.
С. 111.
2 СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 3004. Критический анализ постановления от
16 июня 1998 г. см., например: Осокина Г. Л. Гражданский процесс. Общая
часть. С. 385—399; Жилин Г. Признание нормативных актов недействительны
ми. С. 41; Ершов В. Признание нормативных правовых актов противоречащими
Конституции РФ и федеральным законам: теория вопроса // РЮ. 2003. № 4.
С. 6—9; Он же. Признание нормативных правовых актов противоречащими
Конституции РФ и федеральным законам: судебная практика // РЮ. 2003. № 5.
С. 18—21; Он же. Признание нормативных правовых актов противоречащими
Конституции РФ и федеральным законам: законотворческие идеи. С. 15—18.
Глава 6. Производство по делам из публичных правоотношений 395
превратится в нормотворческий орган, а его «правовые позиции» станут единственным наряду с Конституцией РФ источником российского права.
Правило второе гласит, что арбитражные суды вправе рассматривать и разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающие права и свободы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности только в том случае, если федеральным законом рассмотрение таких дел прямо отнесено к ведению арбитражного суда1(абз. 2 ст. 245 ГПК РФ;п. 1 ст. 29, ч. 3 ст. 191 АПК РФ;абз. 2 и 3 п. 11 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ»).
Правило третье касается компетенции федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению дел об оспаривании нормативных правовых актов и заключается оно (с учетом вышеизложенного) в следующем. Дела об оспаривании нормативных правовых актов, кроме конституций и уставов субъектов РФ, а также нормативных правовых актов Правительства РФ, подведомственны судам общей юрисдикции независимо от того, физическое или юридическое лицо обращается всуд, а также от того, какие правоотношения регулирует оспариваемый нормативный правовой акт(ч. 1 и 2 ст. 251 ГПК РФ, абз. 1 п. 11 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ»)2.
1 О примерном перечне федеральных законов, разрешающих арбитражным
судам рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов, см.,
например, п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от
9 декабря 2002 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в дейст
вие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // ХиП.
2003. № 1. С. 76; п. 1, 14, 15 Информационного письма Президиума Высшего
Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. № 80 «О некоторых вопросах, воз
никающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел
об оспаривании нормативных правовых актов» // ХиП. 2004. № 10. С. 162, 164;
Никитин С. В. Указ. соч. С. 147; ВВС РФ. 2003. № 7. С. 18-19 (п. 1); 2004. № 1.
С. 20—21 (п. 3); Определение Судебной коллегии по гражданским делам Вер
ховного Суда РФ от 11 августа 2004 г. № 48-Г04-11 // ВВС РФ. 2005. № 1. С. 7.
2 Например, ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде
рации» (СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822) наделяет суды правом отмены муници
пальных правовых актов, система которых закреплена в ст. 43 указанного Зако
на (далее — Закон об общих принципах организации местного самоуправления
в РФ). См. также: ВВС РФ. 2002. № 4. С. 21 (п. 12); 2003. № 7. С. 18-19 (п. 1);
2004. № 10. С. 9 (п. 7); 2005. № 1. С. 7 (п. 2); 2006. № 3. С. 19-20 (п. 1).
Раздел I. Производство в суде первой инстанции
Подсудностьдел об оспаривании нормативных правовых актов регулируется ч. 4 ст. 251 ГПК РФ, в соответствии с которой заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются в суд по правилам, установленным ст. 24, 26, 27 ГПК РФ. Имеются в виду правила родовой подсудности,разграничивающие нормоконтрольные функции (полномочия) судов общей юрисдикции по вертикали в зависимости от уровня субъекта публичной власти, принявшего оспариваемый акт. Так, дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ подсудны согласно п. 2 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ федеральным судам общей юрисдикции среднего звена, т. е. судам субъектов РФ (верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, автономной области, автономных округов). А дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, федеральных органов государственной власти подсудны в соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ Верховному Суду РФ. Таким образом, дела об оспаривании всех иных нормативных правовых актов, т. е. тех, которые не указаны прямо в ст. 26 и 27 ГПК РФ, подсудны в соответствии с ч. 4 ст. 252 и ст. 24 ГПК РФ районным судам1.
Что же касается территориальной подсудности,то заявление об оспаривании нормативного правового акта подается в суд по общим правилам, т. е. в суд субъекта РФ или районный суд по месту нахождения субъекта публичной власти, принявшего оспариваемый акт (ч. 4 ст. 251, ст. 28 ГПК РФ).
Заявлениеоб оспаривании нормативного правового акта помимо общих требований, предъявляемых к исковым заявлениям ст. 131 ГПК РФ, должно содержать дополнительные данныео наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт; наименовании самого нормативного правового акта и дате его принятия; о том, какие права и свободы гражданина, неопределенного круга лиц или организации нарушены этим актом или его частью (ч. 5 ст. 251 ГПК РФ, абз. 2 п. 13 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ»). К заявлению об оспаривании нормативного правового акта должна быть приложена копия оспариваемого
1 См. также: БВС РФ. 2004. № 1. С. 22.
Глава 6. Производство по делам из публичных правоотношений 397
нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован оспариваемый акт (ч. 6 ст. 251 ГПК РФ).
При обращении в суд следует помнить о том, что подача заявления об оспаривании нормативного правового акта не приостанавливает действие оспариваемого акта (ч. 7 ст. 251 ГПК РФ).
Рассмотрение заявлений об оспаривании нормативных правовых актоврегулируется ст. 252 ГПК РФ (специальные правила локального характера), а также ст. 246 и 249 ГПК РФ (специальные правила общего характера), нормами гл. 15 ГПК РФ (общие правила искового производства).
К лицам, участвующим в делах об оспаривании нормативных правовых актов, закон относит заявителя, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, а также прокурора (ч. 2 ст. 252 ГПК РФ). Участие прокурора в деле об оспаривании нормативного правового акта обязательно. Причем прокурор может участвовать в деле в инициативной форме, т. е. в качестве заявителя, защищающего права и свободы неопределенного круга лиц, подпадающих под действие оспариваемого акта (ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 251 ГПК РФ), либо в надзорной форме, т. е. в качестве собственно прокурора, дающего заключение по вопросу законности оспариваемого акта (ч. 3 ст. 45, ч. 2 ст. 252 ГПК РФ). Поскольку прокурор при обращении в суд в интересах муниципальных образований действует в процессе в качестве процессуального заявителя (процессуального истца), в судебной практике возник вопрос, должны ли привлекаться к участию в рассмотрении дела муниципальные образования, чьи права и законные интересы затрагиваются оспариваемым нормативным правовым актом? По мнению Верховного Суда РФ, в случае обращения в суд прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта привлечения к участию в рассмотрении дела муниципальных образований, чьи права и законные интересы затрагиваются оспариваемым актом, не требуется, поскольку в таких делах прокурор обращается в суд не в защиту прав этих лиц, а в целях осуществления надзора за соответствием нормативных правовых актов федеральному законодательству — в пределах своей компетенции1. Такой ответ представляется неудовлетворительным в силу того,
1 БВС РФ. 2004. № 3. С. 24.
Раздел I. Производство в суде первой инстанции
что он абсолютно игнорирует принципиальное различие двух процессуальных форм участия прокурора в гражданском судопроизводстве1 и противоречит нормам ГПК РФ, а именно ч. 1 ст. 45 и ч. 5 ст. 251, ч. 3 ст. 45 и ч. 2 ст. 252.
Кроме того, под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения, интересы которого в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями представляет глава муниципального образования, действующий отимени муниципального образования без доверенности (абз. 8 ч. 1 ст. 2, п. 1 ч. 4 ст. 36 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ). Это означает, что муниципальные образования являются самостоятельными субъектами правовых отношений, т. е. носителями субъективных прав и законных интересов. Поэтому в случае возбуждения в суде дела по заявлению прокурора об оспаривании нормативного правового акта, затрагивающего права и законные интересы муниципального образования, последнее при отсутствии прямого запрета на его участие в деле в лице главы муниципального образования или представителя должно в соответствии с ч. 1 ст. 246 и ч. 2 ст. 38 ГПК РФ извещаться судом о возникшем процессе и участвовать в нем в качестве лица, обладающего материально-правовым интересом в деле.