Тема 4. Правовая семья общего права
1. К особенностям англосаксонского права относятся:
а) «казуальный» характер права;
б) доминирование «прецедентного» права;
в) высокий уровень независимости судебной власти;
г) строгое отраслевое деление, связанное с наличием
кодифицированного акта;
д) широкое распространение консолидации как формы систематизации
законодательства.
2. Автором известного четырехтомного труда «Комментарии к
английским законам», изданным во второй половине XVIII века, был:
а) Э.Кок;
б) Р.Глэнвилл;
в) Т.Литлтон;
г) У.Блэкстон.
3. «Право справедливости» как составная часть английского права
сложилось:
а) в X-XI вв.;
б) в XII веке;
в) в XIV-XV вв.;
г) в XVII-XIX вв.
4. Представители адвокатской профессии высшего ранга в Англии
– это:
а) солиситоры;
б) барристеры;
в) прокторы;
г) коронеры.
5. В судебной системе Англии отсутствует такое звено, как:
а) Апелляционный суд;
б) Верховный суд;
в) магистратские (мировые) суды;
г) федеральные суды;
д) коронерские суды.
6. «Ratio decidendi» в английском праве – это:
а) юридическое обозначение «судейского усмотрения»;
б) часть судебного решения, являющаяся прецедентом
(правоположение, на котором основано соответствующее решение);
в) способ юридической аргументации, используемый сторонами в суде;
г) сборник постановлений Апелляционного суда.
7. К современным особенностям правовой системы США можно
отнести:
а) более свободное обращение судов с прецедентом, в отличие от
английского права;
б) контроль Верховного суда за конституционностью законов;
в) законодательство штатов носит унифицированный характер;
г) сложная структура системы права, обусловленная федеративным
устройством государства (50 систем права штатов и 1 федеральная система);
д) небольшой удельный вес законов в системе источников права и их
факультативность.
8. Особой формой систематизации законодательства в США
выступает:
а) создание консолидированных актов европейского типа;
б) принятие единообразных законов и кодексов;
в) формирование отраслевых сводов законодательства;
г) принятие основ законодательства.
9. Мощным интеллектуальным направлением американской
правовой мысли первой трети XX века, оказавшим значительное
влияние на юридическую практику своего времени, является:
а) историческая школа права;
б) юридический позитивизм;
в) правовой реализм;
г) юриспруденция интересов.
10. Основоположником прецедентного метода (метода case studies)
как способа, используемого в подготовке юристов в США, стал декан
правовой школы Гарвардского университета:
а) Карл Никерсон Ллевеллин;
б) Роско Паунд;
в) Кристофер Коламбус Лэнгделл;
г) Джером Фрэнк.
Тема 5. Мусульманское право
1. Фирманы в мусульманском праве это:
а) законодательные акты;
б) указы и распоряжения халифов;
в) разновидность адата (обычного права);
г) направления толкования права;
д) официальное правовое суждение судьи.
2. Из предложенных вариантов не является источником
мусульманского права:
а) кийяс;
б) иджма;
в) факих;
г) Сунна.
3. В мусульманском праве категория преступлений и
исправительных, более мягких наказаний за них, зависящих от
усмотрения судьи, охватывается понятием:
а) принцип талиона;
б) худуд;
в) тазир;
г) фикх.
4. К особенностям мусульманского права возможно отнести
следующие:
а) значительная роль правовой доктрины;
б) рецепция римского права;
в) тесная связь с религией;
г) многообразие кодифицированных актов;
д) общинный характер.
5. Наибольший консерватизм мусульманского права проявляется в
сфере:
а) вещного и обязательственного права;
б) торгового права;
в) трудового права;
г) семейного и наследственного права.
6. Примером «властной» кодификации мусульманского права,
предпринятой во второй половине XIX века в Оттоманской империи,
считается:
а) «Хидая»;
б) «Маджалла»;
в) Кодекс султана;
г) Оттоманский кодекс.
Тема 6. Индусское право
1. Понятие «индусское право»:
а) обозначает право общин, объединенных индуизмом и проживающих
в Индии, а также некоторых странах Азии и Африки;
б) равнозначно понятию «индийское право»;
в) обозначает территориальное право Индии, распространяющее свое
действие на всех её граждан, независимо от религиозных воззрений;
г) равнозначно понятию «правовая система Индии».
2. К отличительным особенностям индусского права можно
отнести:
а) кодификация основных источников права
б) тесная связь с исламом, возникшая в эпоху господства мусульман
в) уникальная система источников права
г) действие индусского права на всех граждан Индии
д) религиозный характер всех источников права
3. Комментарии дхармашастр в индусском праве получили
следующее название:
а) дхармасутры;
б) смрити;
в) самхиты;
г) нибандхазы.
4. Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры в индусской политико-
правовой традиции – это разновидности:
а) шастр;
б) варн;
в) каст;
г) шрути;
д) упанишад.
5.Законы Нарады в индусском праве - это:
а) дхармашастра;
б) артхашастра;
в) камашастра;
г) виавахара;
6. Институт панчаятов в соответствии с конституционным
законодательством Индии:
а) не признается институтом современного права Индии;
б) создан в целях реализации политики государства в области
международной торговли;
в) имеет трехуровневую систему: деревенских, междеревенских и
окружных советов;
г) выступает в качестве основного звена самоуправления в сельской
местности.
7. Несмотря на проведение английской колониальной правовой
политики и масштабных работ по кодификации законодательства,
традиционному индусскому праву удалось сохранить свое устойчивое
влияние в сфере:
а) вещного и обязательственного права;
б) уголовного права;
в) процессуального права;
г) брачно-семейного и наследственного права.
8. Конституция независимой Индии, послужившая базой для
модернизации традиционного индусского права, вступила в силу:
а) в 1947 году;
б) в 1950 году;
в) в 1963 году;
г) в 1965 году.
9. Закон о браке индусов 1955 года:
а) отменил запрет на заключение брака между представителями
различных каст;
б) сохранил запрет на заключение брака между представителями
различных каст;
в) установил брачный возраст для женщин 19 лет;
г) не признал принцип равенства прав супругов.
10. Древние священные книги индусов (сборники песен, молитв,
гимнов), определявшие вопросы их духовной жизни, традиционно
признаваемые философской и идейной основой классического
индусского права - это:
а) смрити;
б) веды;
в) дхармашастры;
г) нибандхазы.