ВВЕДЕНИЕ. Учебно-методический комплекс

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция

г. Ростов-на-Дону

Авторы:

В.Ю.Водяная,

доцент кафедры уголовно-процессуального права

Ростовского филиала РАП, к.ю.н.,

Рецензенты:

А.В.Гаврицкий,к.ю.н., зав. кафедрой уголовно-процессуального права Ростовского филиала РАП

В.А.Блинников, д.ю.н., судья Ставропольского краевого суда

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).

Одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права Российской академии правосудия (протокол № 9 от 1 марта 2012 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Российской академии правосудия ……….2012 г., протокол № .

©Российская академия правосудия, 2012.

© Водяная В.Ю., 2012.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………….……………….….4

Объем дисциплины и виды учебной работы………….…………………….…..7

Тематический план дисциплины……………………......………………………..8

Программа курса……………………....………………………...……………….10

Планы семинарских занятий дисциплины……………………..………………28

Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей..…………………………………………………………………62

Примерная тематика курсовых работ ….……………………………………..106

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля...……….109

Литература……………………………………………………………….……..113

Вопросы для подготовки к экзамену …………………………………………118

ВВЕДЕНИЕ

Уголовный процесс относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла. Уголовный процесс играет ключевую роль в обеспечении защиты прав и свобод граждан от преступных посягательств, охране общественного правопорядка и безопасности, обеспечивает реализацию норм уголовного права, тесно связан с оперативно-розыскной деятельностью и является базовым по отношению к криминалистике.

Освоение дисциплины «Уголовный процесс» предполагает знание системы правоохранительных органов и судебной системы, основных положений теории права, юридической логики, наличие общекультурных компетенции, формируемых циклом гуманитарных и социальных наук.

Уголовный процесс является фундаментом для овладения профессиональными компетенциями ПК-2, ПК-4, ПК-5-13, ПК-15. Освоение данной дисциплины логически продолжается изучением таких дисциплин как криминалистика, судебная экспертиза, а так жe иными дисциплинами криминалистического и уголовно-процессуального профиля по выбору обучающегося.

Целями освоения дисциплины «Уголовный процесс » являются:

- формирование у студентов базовых знаний в области уголовного процесса, что является необходимым условием профессиональной деятельности юриста;

- ознакомление с нормами действующего УПК РФ;

- формирование умения правильно понимать и толковать уголовно процессуальные нормы;

- изучение сущности и значения основных уголовно-процессуальных институтов;

- овладение навыками применения норм УПК РФ в конкретных ситуациях.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:основные положения науки уголовного процесса, сущность и содержание основных его понятий и институтов.

Уметь:оперировать уголовно-процессуальными понятиями и категориями; анализировать, толковать и правильно применять нормы уголовно-процессуального закона в конкретных ситуациях.

Владеть:уголовно-процессуальной терминологией; навыками работы с законодательными текстами, правовыми документами и судебно-правовыми актами;навыками анализа явлений и фактов правоприменительной практики; Навыками реализации норм уголовно-процессуального права.

Компетенции,которыми должен обладать студент, изучивший дисциплину «Уголовный процесс»:

Общекульурные:

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

Профессиональные:

в нормотворческой деятельности:

способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права ПК-3);

способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы

материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК - 14);

способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов
Зачетные единицы - общая трудоемкость Всего – 7 з.е – 252 ч.;
Всего аудиторных занятий из них: 126
Лекции 36
Семинарские (практические) занятия 90
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС 126
Форма итогового контроля   контрольная работа/курсовая работа/экзамен

Тематический план ДИСЦИПЛИНЫ

№ № п/п Разделы (темы) дисциплины Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары С/р
Уголовный процесс (уголовное судопроизводство) и его основные категории
Уголовно – процессуальный закон (интерактивное/активное занятие)
Понятие и система принципов уголовного процесса. (активное/интерактивное занятие) 4(2/2)
Уголовное преследование. Реабилитация.
Участники уголовного процесса, их классификация. (активное/интерактивное занятие)
Суд – орган судебной власти, осуществляющий правосудие по уголовным делам
Доказательства и доказывание в уголовном процессе. (интерактивное/активное занятие)
Меры процессуального принуждения.
Ходатайства и жалобы. Процессуальные сроки и издержки.
Возбуждение уголовного дела
Предварительное расследование. (активное/интерактивное занятие)
Назначение судебного разбирательства
Общие условия судебного разбирательства.
Общий порядок судебного разбирательства. Приговор (интерактивное/активное занятие)
Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением. Досудебное соглашение о сотрудничестве.
Особенности производства у мирового судьи.
Производство в суде с участием присяжных заседателей
Производство в суде апелляционной инстанции
Исполнение приговора
Пересмотр приговоров, определений, постановлений суда в кассационном и надзорном порядках. Возобновление производства ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.
Особый порядок уголовного судопроизводства. (активное/интерактивное занятие) 4 (2/2)
Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства
Уголовный процесс зарубежных государств (США, Франция, Германия)
  Всего

Наши рекомендации