ВВЕДЕНИЕ. Учебно-методический комплекс
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
Учебно-методический комплекс
для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция
г. Ростов-на-Дону
Авторы:
В.Ю.Водяная,
доцент кафедры уголовно-процессуального права
Ростовского филиала РАП, к.ю.н.,
Рецензенты:
А.В.Гаврицкий,к.ю.н., зав. кафедрой уголовно-процессуального права Ростовского филиала РАП
В.А.Блинников, д.ю.н., судья Ставропольского краевого суда
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).
Одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права Российской академии правосудия (протокол № 9 от 1 марта 2012 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Российской академии правосудия ……….2012 г., протокол № .
©Российская академия правосудия, 2012.
© Водяная В.Ю., 2012.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………….……………….….4
Объем дисциплины и виды учебной работы………….…………………….…..7
Тематический план дисциплины……………………......………………………..8
Программа курса……………………....………………………...……………….10
Планы семинарских занятий дисциплины……………………..………………28
Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей..…………………………………………………………………62
Примерная тематика курсовых работ ….……………………………………..106
Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля...……….109
Литература……………………………………………………………….……..113
Вопросы для подготовки к экзамену …………………………………………118
ВВЕДЕНИЕ
Уголовный процесс относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла. Уголовный процесс играет ключевую роль в обеспечении защиты прав и свобод граждан от преступных посягательств, охране общественного правопорядка и безопасности, обеспечивает реализацию норм уголовного права, тесно связан с оперативно-розыскной деятельностью и является базовым по отношению к криминалистике.
Освоение дисциплины «Уголовный процесс» предполагает знание системы правоохранительных органов и судебной системы, основных положений теории права, юридической логики, наличие общекультурных компетенции, формируемых циклом гуманитарных и социальных наук.
Уголовный процесс является фундаментом для овладения профессиональными компетенциями ПК-2, ПК-4, ПК-5-13, ПК-15. Освоение данной дисциплины логически продолжается изучением таких дисциплин как криминалистика, судебная экспертиза, а так жe иными дисциплинами криминалистического и уголовно-процессуального профиля по выбору обучающегося.
Целями освоения дисциплины «Уголовный процесс » являются:
- формирование у студентов базовых знаний в области уголовного процесса, что является необходимым условием профессиональной деятельности юриста;
- ознакомление с нормами действующего УПК РФ;
- формирование умения правильно понимать и толковать уголовно процессуальные нормы;
- изучение сущности и значения основных уголовно-процессуальных институтов;
- овладение навыками применения норм УПК РФ в конкретных ситуациях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:основные положения науки уголовного процесса, сущность и содержание основных его понятий и институтов.
Уметь:оперировать уголовно-процессуальными понятиями и категориями; анализировать, толковать и правильно применять нормы уголовно-процессуального закона в конкретных ситуациях.
Владеть:уголовно-процессуальной терминологией; навыками работы с законодательными текстами, правовыми документами и судебно-правовыми актами;навыками анализа явлений и фактов правоприменительной практики; Навыками реализации норм уголовно-процессуального права.
Компетенции,которыми должен обладать студент, изучивший дисциплину «Уголовный процесс»:
Общекульурные:
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
Профессиональные:
в нормотворческой деятельности:
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права ПК-3);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы
материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК - 14);
способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество зачетных единиц и часов |
Зачетные единицы - общая трудоемкость | Всего – 7 з.е – 252 ч.; |
Всего аудиторных занятий из них: | 126 |
Лекции | 36 |
Семинарские (практические) занятия | 90 |
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС | 126 |
Форма итогового контроля | контрольная работа/курсовая работа/экзамен |
Тематический план ДИСЦИПЛИНЫ
№ № п/п | Разделы (темы) дисциплины | Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану) | ||
Лекции | Семинары | С/р | ||
Уголовный процесс (уголовное судопроизводство) и его основные категории | ||||
Уголовно – процессуальный закон (интерактивное/активное занятие) | ||||
Понятие и система принципов уголовного процесса. (активное/интерактивное занятие) | 4(2/2) | |||
Уголовное преследование. Реабилитация. | ||||
Участники уголовного процесса, их классификация. (активное/интерактивное занятие) | ||||
Суд – орган судебной власти, осуществляющий правосудие по уголовным делам | ||||
Доказательства и доказывание в уголовном процессе. (интерактивное/активное занятие) | ||||
Меры процессуального принуждения. | ||||
Ходатайства и жалобы. Процессуальные сроки и издержки. | ||||
Возбуждение уголовного дела | ||||
Предварительное расследование. (активное/интерактивное занятие) | ||||
Назначение судебного разбирательства | ||||
Общие условия судебного разбирательства. | ||||
Общий порядок судебного разбирательства. Приговор (интерактивное/активное занятие) | ||||
Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением. Досудебное соглашение о сотрудничестве. | ||||
Особенности производства у мирового судьи. | ||||
Производство в суде с участием присяжных заседателей | ||||
Производство в суде апелляционной инстанции | ||||
Исполнение приговора | ||||
Пересмотр приговоров, определений, постановлений суда в кассационном и надзорном порядках. Возобновление производства ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств. | ||||
Особый порядок уголовного судопроизводства. (активное/интерактивное занятие) | 4 (2/2) | |||
Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства | ||||
Уголовный процесс зарубежных государств (США, Франция, Германия) | ||||
Всего |