Ю прокурорский надзор
зания с направлением в специальное воспитательное или лечебно-
воспитательное учреждение. Помещение несовершеннолетнего в специ-
альное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение, не бу-
дучи уголовным наказанием, является самостоятельной принудительной
мерой воспитательного воздействия, допускаемой только при освобожде-
нии несовершеннолетнего от наказания при совершении им преступления
средней тяжести.
При проверке сроков содержания под стражей подозреваемых и обви-
няемых прокурор руководствуется положением УПК РФ, определяющим
эти сроки, а также требованием ст. 13 Федерального закона «О содержа-
нии под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступле-
ний», строго регламентирующим срок нахождения подозреваемых и об-
виняемых в изоляторах временного содержания в случаях их перевода
туда из следственных изоляторов.
Проверяя соблюдение сроков нахождения лиц в исправительных и
иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принуди-
тельного характера, назначаемые судом, прокурор учитывает сроки, ука-
занные в приговорах и определениях судов.
При решении вопроса о законности освобождения от отбывания нака-
зания прокурор проверяет наличие предусмотренных законом оснований
для освобождения (ст. 172 УИКРФ). К таким основаниям, кроме отбытия
срока наказания, назначенного судом, относятся: отмена приговора суда с
прекращением дела производством; условно-досрочное освобождение от
отбывания наказания; замена неотбытой части наказания более мягким
видом наказания; помилование или амнистия; тяжелая болезнь или инва-
лидность; иные основания, предусмотренные законом.
Отнесение к предмету прокурорского надзора соблюдения прав и
обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных
лиц,подвергнутых мерам принудительного характера, свидетельствует
об усилении в современных условиях правозащитной функции прокура-
туры. Эти лица остаются гражданами РФ и наделены правами и обязан-
ностями, предусмотренными Конституцией РФ, с отдельными ограниче-
ниями, строго регламентированными законодательством.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и
несут обязанности, которые установлены международными договорами,
подписанными Российской Федерацией, законодательством РФ о правовом
положении иностранных граждан и лиц без гражданства с изъятиями и ог-
раничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и
иным законодательством РФ.'.м'-''' •!."'•< •»•' '•!'-' ",
В настоящее время в РФ при реформировании уголовно-испол-
нительного законодательства большое внимание уделяется его приведе-
нию в соответствие с общепризнанными международными нормами.
Российское государство как правопреемник СССР является участником
многочисленных международных договоров. Оно признает ряд резолю-
ций и решений международных организаций по вопросам обращения с
лицами, содержащимися под стражей или в заключении. В числе таких
важных международных документов следует назвать: Всеобщую декла-
рацию прав человека (1948); Минимальные стандартные правила обра-
щения с заключенными (1955), непосредственно регламентирующие
права и обязанности осужденных; Международный пакт о граждан-
ских и политических правах (1966); Международный пакт об экономи-
ческих, социальных и культурных правах (1966); Кодекс поведения
должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979); Конвенцию
против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих до-
стоинство видов обращения и наказания (1984), Свод принципов защи-
ты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то
ни было форме (1989) и др.
В принятой 22 ноября 1991 г. Декларации прав и свобод человека и
гражданина Российской Федерации провозглашен приоритет междуна-
родных норм, относящихся к правам человека, перед законами России.
Это положение закреплено в Конституции РФ (ч. 1 ст. 17), согласно ко-
торой признаются и гарантируются права и свободы человека и гражда-
нина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные прин-
ципы и нормы международного права и международные договоры РФ яв-
ляются составной частью ее правовой системы. Если международным до-
говором России установлены иные правила, чем предусмотренные
законом, то применяются правила международного договора. Это поло-
жение нашло отражение и в новом Уголовно-исполнительном кодексе
Российской Федерации (ч. 2 ст. 5), принятом 25 декабря 1996 г.
В этой связи прокурору следует, во-первых, знать не только законы
РФ, регулирующие данную сферу отношений, но и соответствующие
нормы международного права; во-вторых, при расхождении предусмот-
ренных в них положений следует руководствоваться указанными в Кон-
ституций РФ правилами.
Правовой статус подозреваемых и обвиняемых определен в ст. 6 Фе-
дерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обви-
ю. 291
няемых в совершении преступлений»; правовое положение осужденных
предусмотрено в гл. 2 УИК РФ (ст. 10-15); права лиц, помещенных в пси-
хиатрический стационар по решению суда о применении принудительных
мер медицинского характера, записаны в ст. 37 Закона РФ от 2 июля
1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан
при ее оказании».
Составной частью предмета прокурорского надзора является соблюде-
ние обязанностей задержанными, заключенными под стражу, осужден-
ными и лицами, подвергнутыми мерам принудительного характера. Ос-
новные обязанности лиц, находящихся в местах содержания задержанных
и местах предварительного заключения, предусмотрены ст. 36 Федераль-
ного закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в
совершении преступлений».
Основные обязанности осужденных определены в ст. 11 УИК РФ. На
них возлагается исполнять установленные законодательством России
обязанности граждан РФ, соблюдать принятые в обществе нравствен-
ные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Осужденные
обязаны также неуклонно соблюдать требования федеральных законов,
определяющих порядок и условия отбывания наказаний и принятых в
соответствии с ними нормативных правовых актов. Порядок исполне-
ния обязанностей этих лиц, вытекающих из требований законов, регла-
ментированы в ведомственных нормативных актах, основными из кото-
рых являются Правила внутреннего распорядка соответствующих
учреждений. В них, например, предусмотрено, что осужденные обязаны
соблюдать распорядок дня, установленный в учреждении, бережно от-
носиться к имуществу и т.д.
К предмету прокурорского надзора закон относит также соблюдение
порядка и условий содержания задержанных, заключенных под
стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного
характера.Порядок и условия содержания лиц, находящихся в местах
содержания задержанных и местах предварительного заключения, рег-
ламентируются указанным Федеральным законом «О содержании под
стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В
соответствии со ст. 15 этого Закона в местах содержания под стражей
устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозревае-
мых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а
также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. В ст. 16 Закона
определен внутренний распорядок в местах содержания под стражей.
292
В гл. 2 Закона имеются нормы, определяющие порядок обеспечения
прав подозреваемых и обвиняемых. Глава 3 (ст. 32-48) определяет поря-
док обеспечения изоляции и предотвращения правонарушений в местах
содержания под стражей.
При осуществлении надзора прокурор определяет не только закон-
ность действий задержанных и арестованных относительно соблюдения
правил, определяющих порядок и условия их содержания, но и закон-
ность действий администрации, обеспечивающей соблюдение законода-
тельства о порядке и условиях содержания.
Порядок исполнения наказания в виде лишения свободы определяется
основными средствами исправления осужденных, к которым закон (ст. 9
УИК РФ) относит: режим отбывания наказания, общественно полезный
труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и
общественное воздействие.
К условиям содержания осужденных в исправительных учреждениях,
исполняющих наказание в виде лишения свободы, относятся правила ма-
териально-бытового и медико-санитарного обеспечения.
Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы
зависят от вида исправительного учреждения (исправительные коло-
нии общего режима; исправительные колонии строгого режима; испра-
вительные колонии особого режима; исправительные колонии особого
режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы;
колонии-поселения; тюрьмы с общим и строгим режимом; воспитатель-
ные колонии общего и усиленного режимов).
При осуществлении надзора за законностью условий содержания
осужденных в исправительных учреждениях, исполняющих наказание в
виде лишения свободы, прокурор не должен вмешиваться в хозяйствен-
ную деятельность учреждений. Однако в тех случаях, когда для решения
вопросов о соблюдении условий содержания осужденных требуется ха-
рактеристика хозяйственной деятельности, прокурор может привлечь для
этой цели соответствующих специалистов.
Особый порядок и условия предусмотрены законодательством (гл. 17,
ст. 132-142 УИК РФ) для исполнения наказания осужденных к лишению
свободы несовершеннолетних в воспитательных колониях общего и уси-
ленного режимов. В этих колониях устанавливаются обычные, облегчен-
ные, льготные и строгие условия отбывания наказания. Основания и по-
рядок перевода из одних условий отбывания наказания в другие детально
регламентированы ъ кодексе.
УИКРФ (разд. VII, гл. 2, 3, ст. 184-186) предусмотрен особый порядок
и условия исполнения наказания в виде смертной казни. Осужденный к
смертной казни должен содержаться в одиночной камере в условиях,
обеспечивающих его усиленную охрану и изоляцию. Детально описан
порядок исполнения приговора суда. В частности, осужденные к смерт-
ной казни, в отношении которых ходатайство о помиловании отклонено,
до направления в соответствующие учреждения для исполнения пригово-
ра содержатся в условиях, предусматривающих отбывание лишения сво-
боды в тюрьмах на строгом режиме.
Федеральный закон от 18 декабря 1996 г. № 2-ФЗ «О введении в дей-
ствие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» хотя
и предусмотрел его введение в действие с 1 июля 1997 года, однако по-
ложение о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы
и ареста вводятся в действие Федеральным законом по мере создания
необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не по-
зднее 2001 года (ст. 5). Это же положение нашло отражение и в ст. 4
Федерального закона от 24 мая 1996 г. № 64-ФЗ «О введении в действие
Уголовного кодекса Российской Федерации». Однако ФЗ от 10.01.02 «О
внесении изменений и дополнений в Федеральные законы «О введении в
действие Уголовного кодекса Российской Федерации и «О введении в
действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»
срок введения этих видов наказания изменен. Введение наказания в ви-
де обязательных работ предусмотрено не позднее 2004 года, в виде ог-
раничения свободы — не позднее 2005 года, в виде ареста — не позднее
2006 года.
УИКРФ (разд. III, гл. 10, ст. 68-72) регламентирует порядок и условия
исполнения нового вида наказания — ареста, который заключается в со-
держании осужденных в строгой изоляции, предусматривающей правила
отбывания наказания в тюрьмах на общем режиме, а несовершеннолет-
них осужденных — в воспитательных колониях.
Прокурор не должен упускать из виду и вопросы соблюдения закон-
ности при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осуж-
денногоот общества.
Одним из таких новых видов наказаний уголовно-исполнительное
законодательство (разд. II, гл. 8, ст. 47-60 УИК РФ} предусматривает
ограничение свободы. Местами отбывания ограничения свободы явля-
ются исправительные центры, администрация которых обеспечивает со-
блюдение порядка и условий отбывания наказания,, В предмет проку-
294
рорского надзора входит также законность действий администрации ор-
ганизаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы
(ст. 55-56).
Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных ра-
бот предусмотрен в разд. II, гл. 7, ст. 39-46 УИК РФ. Исправительные ра-
боты отбываются по основному месту работы осужденного. Исполнение
приговора осужденных к исправительным работам обеспечивается уго-
ловно-исполнительными инспекциями. Прокурор осуществляет также
надзор за законностью действий администрациями организаций, в кото-
рых работают осужденные к исправительным работам.
Уголовно-исполнительный кодекс предусматривает еще один новый
вид исполнения наказания, не связанного с изоляцией осужденного от
общества: обязательные работы (разд. II, гл. 4, ст. 25-30 УИКРФ). Этот
вид наказания исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту
жительства осужденных на объектах, определяемых органом местного
самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспек-
циями. Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать прави-
ла внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обяза-
тельные работы; добросовестно относиться к труду; работать на
определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок
обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную ин-
спекцию об изменении места жительства.
Наказание в виде лишения права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве
как основного, так и дополнительного видов наказаний, к штрафу, обяза-
тельным работам или исправительным работам, а также при условном
осуждении, исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту
жительства осужденных. Если это наказание назначено в качестве допол-
нительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию
в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, его исполняют
учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после
отбытия основного наказания — уголовно-исполнительные инспекции по
месту жительства осужденных (ст. 33).
Наказание в виде штрафа (в случае неуплаты осужденным штрафа),
конфискации имущества исполняется судебным Исполнителем (ст.ст. 31,
62 УИК РФ). Исполнение приговора суда о лишении специального, воин-
ского или почетного звания, классного чина и государственных наград
осуществляется должностным лицом, присвоившим осужденному звание,
И
классный чин или наградившего его государственной наградой (ст. 61
УИК РФ).
В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 26 февра-
ля 1997 г. № 8 «О совершенствовании прокурорского надзора за соблю-
дением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных
изоляторах» от прокуроров требуется постоянно осуществлять надзор
за законностью приказов, распоряжений и постановлений, издаваемых
администрацией исправительных учреждений и следственных изолято-
ров, а также органами управления уголовно-исполнительной системы, и
незамедлительно опротестовывать в случае несоответствия их закону.
Поэтому законность правовых актов, издаваемых администрацией уч-
реждений и органов, исполняющих наказание, также входят в предмет
прокурорского надзора.