Государственное регулирование в области внешнеэкономической деятельности
Условно можно разделить на тарифное и нетарифное.
Тарифное регулирование связано с установлением пошлин, а также налогов в отношении ввозимой в РФ продукцию и вывозимой из нее. Государство преследует фискальную цель - хочет получить деньги при пересечении товаром таможенной границы. Государство таким образом с одной стороны стимулирует и дестимулирует (отменяя и назначая вывозные пошлины).
Нетарифное регулирование - это установление процедур таможенного администрирования. По общему правилу, таможенное регистрирование не является ... (дописать) Однако в отдельных случаях могут вводиться правила, объективно затрудняющие или облегчающие доступ на рынок той или иной продукции.
Механизм квотирования. Для доступа на рос рынок в отношении страны или групп стран устанавливается количественная квота, больше которой продукции ввозиться не может. как она распределится внутри, РФ не волнует. Мы квотируем объем ввоза продукции (классический пример - курятина, более мягкий механизм в отношении свинины).
Ограничение сертификационного и санитарно-эпидемиологического характера. Любая страна имеет возможность и право регламентировать требования к продукции, которая реализуется на ее территории, даже если соответствующие требования не коррелируют с требованиями других государств. Как установление параметров, так и получение в определенном порядке российских сертификатов и лицензий. Такого рода требования должны быть единообразны для внутреннего производителя и импорта.
Фактически, в РФ в отношении товаров из целого ряда государств существуют особенности режима (Таможенный союз, зона свободной торговли СНГ, двусторонние договоры и соглашения).
Лекция от 22.02.14
Техническое регулирование
Техническое регулирование представляет собой комплекс мер, принимаемых государством по восстановлению, применению и контролю за соблюдением технических, технологических, экологических, производственных и иных стандартов и требований применяемых на территории государства.
Техническое регулирование преследует несколько целей. Во-первых: обеспечение единообразия и совместимости технологических, технических процессов, а также производимой продукции на территории государства. Условно говоря, в РФ бытовая сеть 220 вольт, розетки применяются такие-то и т.п. Кроме того, однородная продукция, выпускаемая разными производителями, быть технически совместима. В ином случае возникают проблемы, отображающиеся на уровне экономики страны. Во-вторых: обеспечение безопасности технологических процессов с точки зрения сведения к минимуму их негативного воздействия на окружающую среду, возможности поломок и сбоев. Третье: обеспечение прав и свобод человека и гражданина как потребителя той или иной продукции с точки зрения недопущения и минимизации вреда здоровью, жизни и иным законным интересам. Условно говоря: чтобы лекарства приносили пользу и как минимум не приносили вреда, что важно; бытовые приборы не взрывались или взрывались редко и т.д. До потребителя должна доводиться полная и достоверная информация о продукции, которую он использует. Достоверная – с точки зрения потребительских свойств и потенциальной опасности. Поскольку полностью исключить опасность применения той или иной продукции очень не просто.
Данный вопрос регулируется ФЗ «О техническом регулировании» и некоторым количеством специальных законов и подзаконных актов, регулирующих аналогичные вопросы в отношении отдельных сегментов или отдельных видов продукции.
Техническое регулирование в нормативном смысле осуществляется по средствам издания технических регламентов (это то, что обобщенно принято именовать слово ГОСТ, выполняют ту же функцию, но понятие ГОСТ несколько шире). Технический регламент представляет собой нормативный акт, который устанавливает обязательные для применения в данном государстве требований к объекту технического регулирования, здания, сооружения в производственном процессе, требования к производимой продукции. В конечном счете, технический регламент устанавливает требования к продукции, то есть на выходе должна быть продукция определенного качества, с определенными свойствами. Плюс ТР нацелен на определенную техническую совместимость (пример: розетка на 220 вольт). ТР принимается в зависимости от сферы, подлежащей регулированию, - либо международным договором, либо ФЗ, либо органом. Зависит от сферы и важности процесса, степени потенциальной опасности продукции. Теоретически, ТР может разработать любое заинтересованное лицо.
Технический проект технического регламента (ТР), в каком порядке бы он не утверждался обязательно до его утверждения должен быть обнародован, в определенном порядке. Делается это, дабы существовала возможность провести его общественное обсуждение или, потенциально, учесть все возможные интересы. Это дает возможность широкому кругу заинтересованных субъектов высказать свою позицию. На само деле, этого не наблюдается. Это порождает только бессмысленные дискуссии (к примеру, споры о том, можно ли молоко из сухой смеси называть молоком, или нужно называть напитком и т.д.). При этом надо иметь в виду, что некоторая часть продукции и производственных стандартов – зафиксирована в международных договорах подписанных РФ, а иногда и СССР. Действуют они как на прямую, что редко, так и имплементируются через издание внутренних НПА, что чаще. В силу того, что единые требования и стандарты должны быть конкретизированы и адаптированы под условия РФ. Например, требования к дорожному знаку. Они в принципе должны быть сопоставимы, применимые в большинстве стран, но по факту они отличаются и даже разительно (В Финляндии они меньше и действительно читаются).
При этом нормативно закреплена система правил по минимизации технического регулирования до пределов необходимых для достижения заявленных целей. Во всех случаях, техническое регулирование не должно препятствовать предпринимательской деятельности, не должно давать преимущество одним группам производителям перед другими (нельзя брать за основу при наличии двух равнораспространенных стандартов отдавать одним предпочтение). Общие монопольные правила на это распространяются.