Тема №14. Общий порядок судебного разбирательства. Приговор
(4 часа)
Для подготовки к занятию в активной/интерактивной форме студенты самостоятельно должны изучить следующие вопросы и подготовить доклады по предложенным темам.
Вопросы:
1. Подготовительная часть судебного заседания.
2. Судебное следствие.
3. Прения сторон и последнее слово подсудимого.
4. Понятие и структура значение приговора. Требования, предъявляемые к приговору.
5. Вопросы, подлежащие разрешению при постановлении приговора.
6. Виды приговоров. Основания для вынесения обвинительного и оправдательного приговоров.
7. Процессуальный порядок постановления приговора.
8. Составление процессуального документа: приговор, постановление о прекращении уголовного дела.
Темы докладов:
1. Условия справедливости приговора.
2. Условия и порядок оглашения показаний подсудимого, потерпевшего и свидетеля в судебном заседании.
Форма занятия – «демонстрация» и «деловая игра».
Цель введения активных/интерактивных – формирование навыков критического мышления и решения проблем, коммуникативных навыков и навыков отработки вариантов поведения в различных ситуациях.
Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны уяснить структуру судебного разбирательства, последовательность действий в этой стадии уголовного процесса, содержание каждой части судебного заседания, а также сформировать у обучаемых представление о значении, структуре и содержании приговора, а также об особенностях обвинительного и оправдательного приговоров. В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформулировать умение вести судебное заседание, ориентироваться в судебном процессе по уголовному делу.
Форма /технология проведения занятия – «деловая игра». Преподаватель объясняет задание: студентам предлагается фабула уголовного дела. Студенты должны смоделировать процесс судебного рассмотрения уголовного дела по предложенной преподавателем фабуле: необходимо в строгом соответствии с положениями глав 36-39 Уголовно-процессуального кодекса РФ пройти весь порядок судебного заседания по уголовному делу.
Студенты работают в группе. В обсуждении должны участвовать все студенты группы. В конце обсуждения подводятся итоги занятия в целом, отмечаются ошибки, которые были допущены в ходе проведенного судебного заседания.
Форма представления студентами конечного результата – заключение.
Дидактическое оснащение:
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921. (разд.IX гл.36-39).*
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 1996г. №1 «О судебном приговоре»// Бюллетень Верховного Суда РФ.1996.№7.
Лупинская П.А. Решения в уголовном судопроизводстве: теория законодательства, практика. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Норма. 2010.*
Настольная книга судьи по доказыванию в уголовном процессе/ И.Б.Михайловская.- М.: ТК Велби: Проспект, 2008.*
Петрухин И.Л. Оправдательный приговор и право на реабилитацию: Моногр.-М.: Проспект, 2009.*
Радутная Н.В. Избранное: научные труды. – 1-е изд., - М.:РАП, 2011.*
Судебное производство в уголовном процессе Российской Федерации: Практ. пособие по применению УПК РФ/ Под общ. ред. А.И.Карпова.-М.: Юрайт-Издат, 2008.*