Прокурорский надзор (п.н.) как
Сущность П.Н.
24. Средства прокурорского реагирования на выявления нарушения закона.
Средства реагирования по своему внешнему выражению, порядку применения могут быть общими для всех отраслей прокурорского надзора и участков деятельности прокуратуры и специфическими, характерными для отдельных отраслей надзора и участков деятельности. К числу общих средств реагирования можно отнести опротестование противоречащих закону актов, внесение представлений об устранении нарушений законов. К специфическим средствам реагирования можно отнести такие, как дача заключений и заявление ходатайств прокурором в суде. Таким образом, предусмотренные законодательством и совершаемые в установленном порядке действия по устранению выявленных нарушений законов, а также причин и условий, им способствующих, и привлечению к ответственности виновных лиц — правовые средства реагирования прокурора на нарушения законов. Средства реагирования реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского надзора, основными из которых являются протесты, представления и постановления. Закон не устанавливает единого письменного выражения для всех видов актов прокурорского надзора. Для некоторых из них, например протестов, вносимых в порядке уголовного судопроизводства, установлена письменная форма, для других, таких как заключения, даваемые прокурором в суде, — устная и письменная форма. Акты прокурорского надзора — это специфические правовые акты, вносимые только прокурором в порядке реализации своих полномочий. Известно, что прокурор как государственное лицо, осуществляющее надзор, не обладает административной властью, т.е. не вправе отдавать распоряжения органам, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор. В связи с этим он не может сам непосредственно отменить незаконный правовой акт, восстановить нарушенную законность, привлечь виновное лицо к административной или иной ответственности. Именно посредством актов прокурорского надзора прокурор обращается к компетентным органам с требованием об устранении нарушений законов и привлечении к ответственности виновных лиц. Некоторой особенностью отличаются акты, выносимые прокурором при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. За исключением представлений, эти акты носят распорядительный характер, обязывающий органы дознания и следствия выполнить определенные действия. Акты прокурорского надзора — индивидуальные акты, обращенные к тем или иным органам и должностным лицам в связи с определенными фактами (нарушениями законов). Акт прокурорского надзора обязывает другой орган, должностное лицо реагировать на него установленным законом образом: рассмотреть его, принять необходимые меры и сообщить прокурору, внесшему его. Правильное составление актов прокурорского надзора, точное и полное выражение в них закрепленных в законе полномочий прокуроров и основанных на них требований — неотъемлемое условие действенности надзора за исполнением законов. Выбор средств реагирования зависит от характера нарушений законов, их причин, распространенности нарушений, вредных последствий, вызванных нарушением законов, степени вины правонарушителей. Обычно применяются такие средства реагирования и акты прокурорского надзора и избираются такие его формы (письменная, устная), которые позволяют достигать наибольшего эффекта и при том наиболее быстро в плане устранения и предупреждения нарушений законов. К прокурорскому реагированию предъявляются определенные требования. Оно должно быть своевременным и по возможности оперативным, обоснованным, упреждающим, достаточно острым, комплексным, маневренным, адекватным и законченным. Оно должно дополняться мерами предупредительно-профилактического характера. Только при этом меры прокурорского воздействия будут наиболее результативны, Опротестование правовых актов, противоречащих закону. В случаях выявления правовых актов или их отдельных предписаний, противоречащих закону, прокурор или его заместитель в соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре приносит протест в орган или должностному лицу, .которые издали эти акты, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу или обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Таким образом, прокурору предоставлено право выбора. Однако при этом необходимо учитывать следующие обстоятельства. Реагирование путем принесения протестов нередко способствует более оперативной отмене незаконных актов, учитывая большую загруженность судов разного рода делами. Кроме того, проведенные опросы показывают, что протест как акт реагирования воспринимается многими руководителями, издавшими незаконные акты, менее болезненно, чем направляемые в суды заявления о признании соответствующих актов недействующими.
Материал взят из: http://bugabooks.com/book/204-prokurorskij-nadzor/39-78-pravovye-sredstva-reagirovaniya-prokurora-na-vyyavlyaemye-pravonarusheniya.html
25. Система органов военной прокуратуры.
Военная прокуратура
В соответствии с Законом «О прокуратуре Российской Федерации» военная прокуратура является неотъемлемой частью единой федеральной централизованной системы органов прокуратуры.
Структуру военной прокуратуры составляют:
· Главная военная прокуратура;
· прокуратуры:
военных округов,
групп войск,
флотов;
· прокуратура ракетных войск стратегического назначения;
· прокуратура Федеральной пограничной службы РФ;
· прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов РФ;
· прокуратуры:
гарнизонов,
объединений,
соединений,
приравненные к прокуратурам городов и районов.
Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ — Главный военный прокурор. Структуру и штаты органов военной прокуратуры устанавливает Генеральный прокурор РФ.
Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют:
· в Вооруженных Силах РФ,
· других войсках,
· воинских формированиях,
созданных в соответствии с федеральными законами.
Военная, прокуратура организована и действует на тех же принципах, что и все органы прокуратуры.
Военная прокуратура имеет такую же правовую основу, что и другие органы прокуратуры. Вместе с тем в своей деятельности военные прокуроры руководствуются также военным законодательством.
Военная прокуратура в соответствии с возложенными на нее задачами действует по следующим основным направлениям:
· надзор за исполнением:
— законов,
— воинских уставов,
— других актов военного законодательства РФ
всеми органами военного управления,
воинскими частями,
учреждениями,
военно-учебными заведениями,
предприятиями,
организациями,
командирами (начальниками) и другими должностными лицами Вооруженных Сил РФ,
всеми военнослужащими и призванными на сборы военнообязанными,
военными строителями,
другими лицами, в отношении которых имеется специальное указание в законодательстве РФ,
рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ при выполнении ими обязанностей по службе;
· надзор за исполнением законов:
органами дознания, действующими в Вооруженных Силах РФ, следователями военных прокуратур,
органами дознания и следователями органов государственной безопасности при расследовании ими дел, подсудных военным судам;
· надзор за соблюдением прав и свобод военнослужащих и других граждан, имеющих отношение к Вооруженным Силам РФ;
· надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в военных судах;
· надзор за соблюдением законов и воинских уставов:
на гауптвахтах,
в других местах содержания задержанных и арестованных военнослужащих,
военных строителей,
в дисциплинарных частях,
при исполнении в воинских частях наказаний, назначаемых военными судами.
Военная прокуратура осуществляет уголовное преследование по делам о преступлениях, подсудных военным судам, в соответствии с полномочиями, предоставленными УПК РФ.
Военная прокуратура координирует деятельность правоохранительных органов, функционирующих в войсках.
Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, установленными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством РФ. Военные прокуроры также вправе:
· участвовать в заседаниях:
коллегий,
военных советов,
и служебных совещаниях органов военного управления;
· назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;
· требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военными комендантами, караулами по конвоированию внутренних войск, органами и учреждениями внутренних дел;
· немедленно освобождать из гауптвахт, иных мест содержания задержанных и заключенных под стражу лиц, незаконно там находящихся.
На должности военных прокуроров и следователей назначаются офицеры, проходящие военную службу по контракту или призыву и отвечающие требованиям Федерального закона «О прокуратуре РФ».
По решению Генерального прокурора РФ или с его согласия на должности военных прокуроров и следователей могут быть назначены гражданские лица. Заместитель Генерального прокурора РФ — Главный военный прокурор назначается на должность и освобождается от должности в порядке, установленном законом, сроком на пять лет. Главный военный прокурор подчинен и подотчетен Генеральному прокурору РФ.
Военные прокуроры назначаются на должность сроком на пять лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.
Офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях в соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» и обладают правами и льготами, установленными Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих».
Призыв и поступление граждан на военную службу в органы военной прокуратуры, их увольнение в запас и отставку производят по представлению Главного военного прокурора.
Присвоение воинских званий военным прокурорам и следователям производится по представлению соответствующего военного прокурора в порядке, установленном для военнослужащих. Воинские звания высшего офицерского состава присваиваются Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ.
Военные прокуроры и следователи поощряются и несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ. Право поощрения и наложения взыскания имеют только вышестоящие прокуроры.
На военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство РФ, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное, медицинское, другие виды обеспечения военнослужащих.
26. Министерство внутренних дел: правовой статус, структура и функции.
Министерство внутренних дел (МВД) — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующий основные направления деятельности органов внутренних дел рф и внутренних войск МВД РФ.
МВД РФ подчиняется Президенту РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией РФ и законодательными актами РФ, а также Правительству РФ.
МВД РФ возглавляет централизованную систему, структуру которой формируют по двум направлениям:
· органы внутренних дел;
· внутренние войска МВД РФ.
Органы внутренних дел централизованно объединяют:
· министерства внутренних дел республик;
· главные управления Министерства внутренних дел РФ по федеральным округам*;
* Учреждены Указом Президента РФ от 4 июня 2001 г., № 644.
· главные управления внутренних дел:
краев,
областей,
других субъектов РФ;
· отделы внутренних дел районов, городов;
· управления (линейные — управления, отделы и отделения) и отделы внутренних дел на транспорте:
железнодорожном,
воздушном,
водном;
· управления и отделы на особо важных и режимных объектах;
· территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности;
· учебные заведения МВД РФ.
Внутренние войска МВД РФ централизованно объединяют:
· военные округа внутренних войск (ВВ);
· соединения ВВ;
· воинские части ВВ;
· военно-учебные заведения ВВ и ряд других учреждений.
В систему МВД РФ входят также:
· окружные управления материально-технического и военного снабжения;
· образовательные учреждения;
· научно-исследовательские институты;
· другие подразделения;
· предприятия;
· учреждения;
· организации,
созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.
Возглавляет систему органов внутренних дел Министерство внутренних дел РФ, действующее в соответствии с законами и Положением о МВД РФ, которое утверждено указом Президента РФ.
Основными задачами, стоящими перед Министерством, являются:
· руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;
· совершенствование нормативной правовой базы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности;
· обеспечение профессиональной подготовки, правовой и социальной защищенности личного состава органов внутренних дел и внутренних войск;
· развитие и укрепление материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск.
В соответствии с этими задачами МВД РФ:
· определяет основные приоритетные направления деятельности органов внутренних дел;
· разрабатывает и реализует комплексные программы совершенствования деятельности органов внутренних дел;
· организует и проводит исследования по проблемам:
· охраны общественного порядка,
· безопасности дорожного движения,
· выявляет, предупреждает и раскрывает преступления;
· обеспечивает внедрение достижений науки и техники в деятельность органов внутренних дел;
· обеспечивает оказание методической и практической помощи нижестоящим подразделениям по всем вопросам, отнесенным к их компетенции;
· организует контакты с правоохранительными органами зарубежных государств по вопросам деятельности органов внутренних дел.
Министерство внутренних дел РФ имеет следующую структуру:*
* Данная структура центрального аппарата МВД РФ утверждена Указом Президента РФ от 4 июня 2001 г., №644.
· Служба криминальной милиции;
· Служба общественной безопасности;
· Служба тыла;
· Главное управление кадров;
· Главное организационно-инспекторское управление;
· Главное правовое управление;
· Главное управление собственной безопасности;
· Управление делами;
· Управление информации, региональных и общественных связей;
· Контрольно-ревизионное управление;
· Управление международного сотрудничества;
· Управление мобилизационной подготовки;
· Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ;
· Главное командование внутренними войсками.
Каждое из структурных подразделений, наименование и задачи которых могут меняться, организует деятельность в аналогичных подразделениях нижестоящих органов внутренних дел, оказывает им методическую и практическую помощь. Кроме того, многие подразделения непосредственно осуществляют правоохранительную деятельность. Например, Следственный комитет при МВД РФ расследует особо сложные уголовные дела. Главное управление уголовного розыска принимает оперативно-розыскные меры для раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, имеющих большое общественное значение, и т. д.
В состав Министерства внутренних дел РФ входят также Штаб, Национальное центральное бюро Интерпола, Центр общественных связей и различные вспомогательные подразделения.
Возглавляет Министерство внутренних дел РФ министр, который непосредственно или через своих заместителей руководит структурными подразделениями Министерства. Министр, его заместители и Главнокомандующий внутренними войсками назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ.
В МВД РФ образуется коллегия в составе:
· министра;
· заместителей министра;
· Главнокомандующего внутренними войсками;
· других руководящих работников органов внутренних дел.
Численность коллегии устанавливается Президентом РФ, а ее состав, кроме лиц, входящих в нее по должности — Правительством РФ.
Коллегия МВД РФ рассматривает особо важные вопросы организации и деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Решения коллегии принимаются большинством голосов и приводятся в исполнение приказами министра. Министр назначает также начальников главных управлений внутренних дел и соответствующих управлений. Министры внутренних дел республик в составе РФ назначаются на должности в порядке, установленном конституциями этих республик.
Основным структурным звеном системы МВД РФ являются органы внутренних дел. Органы внутренних дел являются частью органов государственной исполнительной власти и занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов. Они выполняют наибольший объем работы по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений.
Правовой основой деятельности органов внутренних дел является действующее законодательство РФ. Вся организация и деятельность органов внутренних дел строится в соответствии с Конституцией РФ, Законом «О милиции», Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях, Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», другими нормативными актами, в том числе Положением о Министерстве внутренних дел РФ.
Согласно Положению наиболее общими задачами Министерства по линии органов внутренних дел, являются:
· разработка и принятие в пределах своей компетенции мер:
по защите прав и свобод человека и гражданина,
защите объектов независимо от форм собственности,
обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;
· организация и осуществление мер по
предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений,
выявлению, раскрытию и расследованию преступлений.
Органы внутренних дел — многофункциональные правоохранительными органами. Основными видами правоохранительной деятельности, осуществляемой ими, являются:
· контрольно-административная, связанная с охраной общественного порядка, организацией безопасности дорожного движения;
· уголовно-процессуальная, включающая в себя:
расследование преступлений,
рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях в связи с их расследованием,
подготовку материалов в протокольной форме;
· оперативно-розыскная деятельность по
выявлению и раскрытию преступлений,
розыску лиц:
совершивших преступления и скрывшихся от органов предварительного расследования и суда, бежавших из мест лишения свободы,
без вести пропавших.
Большое место в деятельности органов внутренних дел занимает выдача:
· паспортов;
· разрешений на ношение и хранение огнестрельного, газового оружия;
· лицензий на занятие частной охранной и детективной деятельностью.
Органы внутренних дел осуществляют обеспечение безопасности некоторых категорий должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, охрану объектов собственности по договорам.
В рамках осуществляемой реформы по разграничению правоохранительных функций органы, исполняющие наказание в виде лишения свободы, переданы из ведения МВД РФ в распоряжение Министерства юстиции РФ.
27. Органы внутренних дел: их задачи и структура.