ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 26 февраля 2010 г. N 96 ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

1. Настоящие Правила определяют порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, осуществляемой Министерством юстиции Российской Федерации, и независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

2. Министерство юстиции Российской Федерации проводит антикоррупционную экспертизу в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, в отношении:

а) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;

б) проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов - при проведении их правовой экспертизы;

в) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;

г) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения.

3. Результаты антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении Министерства юстиции Российской Федерации по форме, утверждаемой Министерством.

4. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96.

5. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений ПравительстваРоссийской Федерации, проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации - разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на согласование в государственные органы и организации в соответствии с пунктом 57 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, размещают эти проекты на своих официальных сайтах в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

6. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации - разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в юридическую службу федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, размещают эти проекты на своих официальных сайтах в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

7. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации.

8. Проекты нормативных правовых актов, предусмотренные в пункте 5 настоящих Правил, вносятся Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации с приложением поступивших заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

1. Настоящая методика применяется для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Настоящей методикой руководствуются независимые эксперты, получившие аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

2. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.

3. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).

4. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
ПРИКАЗ от 31 марта 2009 г. N 92 ОБ АККРЕДИТАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В КАЧЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ЭКСПЕРТОВ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ НА ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ НА КОРРУПЦИОГЕННОСТЬ (Утратил силу Приказом №146)

I. Общие положения

1. Положение об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность (далее - Положение), определяет порядок получения аккредитации, отказа в аккредитации и ее аннулирования.

II. Основные требования для получения аккредитации

2. Юридическое или физическое лицо, изъявившее желание получить аккредитацию на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность (далее - аккредитация) и представившее письменное заявление, а также информацию, необходимую для получения аккредитации, в Минюст России, должно отвечать обязательным требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 195 (далее - Правила).

III. Порядок получения аккредитации

3. Для получения аккредитации юридическое лицо представляет в Минюст России лично или по почте:

1) заявление об аккредитации, составленное в произвольной форме, подписанное руководителем организации с проставлением даты и заверенное оттиском печати организации, с обязательным указанием почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ, и адреса электронной почты в случае, если экспертные заключения будут направляться в виде электронного сообщения (документа);

2) заверенную копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

3) подписанный руководителем организации список сотрудников организации, отвечающих требованиям к аккредитации физического лица;

4) заверенные копии документов государственного образца о высшем профессиональном образовании указанных сотрудников организации;

5) заверенные копии трудовых книжек указанных сотрудников организации;

6) заверенные копии документов, удостоверяющих личности указанных сотрудников организации.

4. Для получения аккредитации физическое лицо представляет в Минюст России лично или по почте:

1) заявление об аккредитации, составленное в произвольной форме, с обязательным указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии), почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ, и адреса электронной почты в случае, если экспертные заключения будут направляться в виде электронного сообщения (документа), а также с обязательным проставлением подписи и даты;

2) копию документа государственного образца о высшем профессиональном образовании;

3) копию трудовой книжки;

4) копию документа, удостоверяющего личность.

5. Решение об аккредитации или об отказе в аккредитации принимается Минюстом России в течение 20 рабочих дней с даты поступления в центральный аппарат Минюста России документов, указанных в пунктах 3 и 4Положения, после проверки полноты и правильности их оформления.

6. При принятии положительного решения издается распоряжение Минюста России об аккредитации юридического или физического лица в качестве независимого эксперта за подписью заместителя Министра юстиции Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.

7. При отказе в аккредитации Минюст России направляет в адрес заявителя письмо за подписью заместителя Министра юстиции Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.

8. Основаниями для отказа в аккредитации являются:

1) несоответствие физического или юридического лица требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил;

2) непредставление или ненадлежащее оформление документов.

9. Официальными документами, удостоверяющими аккредитацию, являются свидетельство об аккредитации юридического лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность, и свидетельство об аккредитации физического лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность (далее - свидетельства об аккредитации), выдаваемые на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации (приложения N 1 и 2).

Свидетельства об аккредитации подписываются заместителем Министра юстиции Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей и выдаются на пять лет. Плата за аккредитацию, в том числе за выдачу свидетельств, не взимается.

В течение 10 рабочих дней со дня издания распоряжения Минюста России об аккредитации юридического или физического лица в качестве независимого эксперта Минюст России оформляет свидетельство об аккредитации и направляет его в территориальный орган Минюста России по месту нахождения заявителя для выдачи заявителю либо его уполномоченному представителю под роспись с представлением документа, удостоверяющего личность гражданина.

Территориальный орган Минюста России направляет подтверждение о выдаче свидетельства об аккредитации в центральный аппарат Минюста России.

О выдаче свидетельств об аккредитации производится соответствующая запись в журнале Минюста России по учету выдачи свидетельств об аккредитации.

10. Информация об аккредитации юридических и физических лиц размещается на официальном сайте Минюста России в сети Интернет.

IV. Порядок аннулирования аккредитации

11. Аккредитация аннулируется Минюстом России в случаях:

1) добровольного отказа аккредитованных юридических и физических лиц от аккредитации;

2) непроведения экспертизы на коррупциогенность более двух лет.

12. При принятии решения об аннулировании аккредитации издается распоряжение Минюста России за подписью заместителя Министра юстиции Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей и делается запись в журнале Минюста России по учету выдачи свидетельств об аккредитации.

13. В течение двух рабочих дней после издания Минюстом России распоряжения об аннулировании аккредитации в адрес юридического или физического лица направляется соответствующее письмо.

14. Информация об аннулировании аккредитации размещается на официальном сайте Минюста России в сети Интернет.

ПРИКАЗ от 1 апреля 2010 г. N 77 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Во исполнение Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2009, N 29, ст. 3609) приказываю:

1. Утвердить форму заключения по результатам антикоррупционной экспертизы согласно приложению.

2. Территориальным органам Минюста России:

обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения, а также уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы) при их государственной регистрации;

проводить антикоррупционную экспертизу:

нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в срок, установленный для проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы) - в срок, установленный для государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы);

отражать результаты проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы) в заключениях, оформленных на бланке территориального органа Минюста России, согласно приложению;

при выявлении в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, уставе муниципального образования (муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав) коррупциогенных факторов направлять заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы соответственно в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший акт, главе муниципального образования, представившему муниципальный правовой акт на государственную регистрацию. Копии указанных заключений направлять также в органы прокуратуры.

3. Департаменту законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения (Ю.И. Смирнов) осуществлять методическое обеспечение деятельности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы).

4. Контроль за исполнением Приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра Д.В. Костенникова.

Приказ Минюста России от 03.08.2009 № 244 «Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации»

В соответствии с подпунктом 30.1 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4180; 2005, N 44, ст. 4535, N 52, ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284, N 19, ст. 2070, N 23, ст. 2452, N 38, ст. 3975; 2007, N 13, ст. 1530, N 20, ст. 2390; 2008, N 10, ст. 909, N 29, ст. 3473, N 43, ст. 4921), приказываю:

1. Утвердить прилагаемую форму свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации.

2. Департаменту по делам некоммерческих организаций (Милушкин С.Ю.) и территориальным органам Минюста России осуществлять выдачу свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации:

в случае государственной регистрации некоммерческой организации при создании;

при изменении сведений, содержащихся в свидетельстве, в связи с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц записи, влекущей такие изменения;

при утрате некоммерческой организацией свидетельства с представлением актов, справок и других документов, подтверждающих факт утраты свидетельства;

в случае повреждения свидетельства, влекущего невозможность его использования, при представлении оригинала поврежденного свидетельства;

взамен свидетельства, выданного до издания приказа, при обращении некоммерческой организации о государственной регистрации или внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений;

с включением во вновь (повторно) выдаваемое свидетельство сведений о ранее выданном свидетельстве;

с включением сведений об органе исполнительной власти, принявшем решение о государственной регистрации некоммерческой организации, в свидетельства, выдаваемые некоммерческим организациям, созданным после вступления в силу Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3431; 2003, N 26, ст. 2565; N 50, ст. 4855, N 52, ст. 5037; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2722; 2007, N 7, ст. 834, N 30, ст. 3754, N 49, ст. 6079; 2008, N 18, ст. 1942, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 19, 20, 23).

3. Департаменту управления делами (Румянцев С.А.) организовать изготовление бланков свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации.

4. Признать утратившим силу Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 1 августа 2008 г. N 161 "Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 августа 2008 г., регистрационный N 12103).

5. Настоящий Приказ вступает в силу по истечении тридцати дней со дня опубликования.

Наши рекомендации