Рассмотрим муниципально-правовые нормы 2 группы (установленные федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ)
Признаки данных норм:
- Они устанавливаются федеральными и региональными органами государственной власти.
- Они содержатся в Конституции РФ (глава 8, ст. 12), в ФЗ от 6 октября 2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в иных федеральных законах, а также в конституциях (уставах) и законах субъектов РФ.
- Основное назначение данных норм – это закрепление общих параметров местного самоуправления, установление их основ в РФ. Среди таких норм, много норм-принципов (например: ст. 12 Конституции РФ); норм-целей; норм-определений (например: ст. 2 ФЗ №131).
- Эти нормы адресованы либо всем муниципальным образованиям в границах РФ, либо муниципальным образованиям в пределах отдельных субъектов РФ.
IV. Классификация муниципально-правовых норм:
I. По объектуправового регулирования муниципальные нормы делятся на 5 групп:
1. Нормы, закрепляющие местное самоуправление в системе народовластия (его понятие, принципы, функции).
2. Нормы, закрепляющие основы деятельности местного самоуправления:
· Территориальные основы местного самоуправления;
· Организационные основы местного самоуправления;
· Финансово-экономические основы местного самоуправления.
3. Нормы, закрепляющие предметы ведения и полномочия местного самоуправления (в сферах земельной, экономической и т.д.).
4. Нормы, закрепляющие гарантии местного самоуправления.
5. Нормы закрепляющие ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.
II. По характерусодержащихся предписаний муниципально-правовые нормы делят на 3 группы:
1. Управомачивающие нормы – они наделяют субъекта правами действовать определенным образом и в определённых пределах по своему усмотрению. К ним в частности относятся нормы, закрепляющие:
· Вопросы местного значения различных муниципальных образований (ст. 14, 15, 16 ФЗ №131);
· Права граждан в сфере местного самоуправления (например: ст. 25 – 32 ФЗ №131);
· Компетенцию органов и должностных лиц местного самоуправления (например: ч. 10 ст. 35 ФЗ №131, ч. 4 ст. 36 ФЗ №131).
2. Обязывающие нормы – они устанавливают обязанность субъекта совершать определённые действия (например: ч. 2 ст. 21 ФЗ №131, ч. 2 ст. 32 ФЗ №131).
3. Запрещающие нормы – содержат запреты на совершение определённого вида действий (например: согласно ст. 133 Конституции РФ: запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами; п. 4 ч. 2 ст. 36 ФЗ №131, согласно которому: глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации).
III. По степени категоричностисодержащихся в них предписаний муниципально-правовые нормы делят на два вида:
Императивные нормы. | Диспозитивные нормы. |
Жёсткие , категоричные правила поведения, исключающие свободу усмотрения субъекта в правоотношениях. Например: ч. 2 ст. 47 ФЗ №131, согласно которой: муниципально-правовые акты затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, вступают в силу только после их официального опубликования и обнародования; ч. 6 ст. 44 ФЗ №131, согласно которой: устав муниципального образования подлежит обязательной государственной регистрации в порядке установленном ФЗ. | Допускаю возможность выбора вариантов поведения в правоотношениях в рамках законодательства. Например: ч. 1 ст. 9 ФЗ №131, согласно которой: муниципальное образование в праве устанавливать собственные официальные символы. |
IV. По назначениюв механизме правового регулирования муниципально-правовые нормы делятся на 2 вида:
1. Материальные нормы – они закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а также права и обязанности граждан в сфере местного самоуправления (таких норм большинство).
2. Процессуальные нормы – они устанавливают порядок (процедуру) осуществления каких-либо действий или принятия решений (например: порядок организации и проведения муниципальных выборов, местных референдумов, собраний, сходов, конференций граждан и т.д.). Такие нормы в частности содержатся в Регламентах представительных органов муниципальных образований.
V. По территории действиямуниципально-правовые нормы можно разделить на 3 вида:
1. Федеральные нормы – они адресованы всем муниципальным образованиям в пределах РФ (они содержатся в Конституции РФ (глава 8), ФЗ №131, ФЗ №25 и в ряде иных федеральных законов.
2. Региональные нормы – они адресованы муниципальным образованиям в пределах отдельных субъектов РФ (например: глава 11 Устава Свердловской Области «Местное самоуправление»).
3. Локальные (местные) нормы – действуют в пределах отдельных, конкретных муниципальных образований (они содержатся в частности в уставах муниципальных образований).