Тема № 4: РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБ И ЗАЯВЛЕНИЙ ГРАЖДАН, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЕ УЧАСТКОВЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПОЛИЦИИ
1. Основы правового регулирования деятельности участковых уполномоченных полиции по работе с обращениями граждан
2. Организация работы участкового уполномоченного с предложениями, заявлениями и жалобами граждан.
3. Порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях.
Деятельность участковых уполномоченных милиции по работе с обращениями граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических, должностных и других лиц, их представителей, коллективов предприятий, учреждений, общественных организаций, депутатов органов законодательной власти регламентируется следующими нормативными актами:
o Конституцией Российской Федерации, международными договорами России, определяющими порядок работы с устными и письменными обращениями граждан;
o Федеральным законом № 59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
o Приказом МВД России от 31 декабря 2012 года №1166. Вопросы деятельности участковых уполномоченных полиции.
o Приказом МВД РФ от 12.12.2011 N 1221 «Об утверждении Административного регламента системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок».
o Приказом МВД Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 333 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях»;
o иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ40.
Статья 33 Конституции Российской Федерации устанавливает право: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».
В свою очередь, в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закреплены основные термины и положения, касающиеся изучаемого вида деятельности:
обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;
предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц41;
жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц42.
Указанным федеральным законом закреплены гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением:
Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц43. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия44.
В своей деятельности по содействию в реализации конституционного права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления участковый уполномоченный полиции руководствуется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»45 и Административным регламентом системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок46.
Участковый уполномоченный полиции ведет прием граждан, рассматривает обращения, проявляя вежливое, внимательное, тактичное и корректное отношение к гражданам.
Прием граждан производится участковым уполномоченным полиции в соответствии с графиком приема граждан.
График приема граждан утверждается начальником территориального органа МВД России. При подготовке графика приема граждан учитывается режим работы организаций, предприятий, учреждений, расположенных на административном участке, различные местные условия и особенности. При этом предусматривается обязательное осуществление приема граждан не реже трех раз в неделю, в том числе в один из выходных дней, как в дневное, так и в вечернее время.
Прием граждан осуществляется в участковом пункте полиции.
В исключительных случаях участковый уполномоченный полиции может организовать прием граждан в здании территориального органа МВД России или ином помещении по согласованию с начальником территориального органа МВД России, органами местного самоуправления или администрацией объекта.
Информация о месте и времени приема граждан, номере контактного телефона участкового уполномоченного полиции размещается в средствах массовой информации и на официальном сайте территориального органа МВД России, а также путем личного вручения им визитных карточек при профилактическом обходе, в ходе отчета перед населением и другими способами.
В ходе приема граждан участковый уполномоченный полиции выясняет содержание обращения посетителя. В случае необходимости в пределах своей компетенции принимает меры по защите его от преступных и иных противоправных посягательств.
Полученную в ходе приема граждан информацию, представляющую оперативно-профилактический интерес, участковый уполномоченный полиции докладывает рапортом на имя начальника территориального органа МВД России.
При получении обращений непосредственно от граждан участковый уполномоченный полиции в соответствии с требованиями правовых актов МВД России осуществляет регистрацию указанных обращений в журнале учета приема граждан, их обращений и заявлений.
Участковый уполномоченный полиции в соответствии с резолюцией прямого или непосредственного руководителя получает в подразделении делопроизводства и режима зарегистрированные обращения граждан47 для рассмотрения по существу.
При выявлении в ходе проверки обращения признаков преступления участковый уполномоченный полиции составляет рапорт по существу полученной информации на имя начальника территориального органа МВД России, сообщает в дежурную часть территориального органа МВД России (по телефону, электронной почте, а также посредством иных доступных видов связи) для регистрации.
Полученные заявления (сообщения, иная информация) о преступлении, административном правонарушении, происшествии регистрируются и рассматриваются в соответствии с Административным регламентом МВД России предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД России заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
Таким образом, УУП, прежде всего, осуществляет прием и регистрацию в журнале обращений и приема гражданпоступивших от населения сообщений о совершенных на административном участке правонарушениях с последующей обязательной регистрацией в установленном порядке обращений о совершенных или готовящихся преступлениях в Книге учета сообщений о происшествиях (КУСП).
Участковый уполномоченный при выполнении указанной обязанности должен знать правила оформления записей:
- в КУСП,
- в журнале обращений и приема граждан участковым уполномоченным полиции.
Так, при получении заявления (сообщения) граждан о совершении преступления, иной несекретной информации, имеющей оперативный интерес, участковый уполномоченный немедленно заносит ее в журнал. При невозможности сразу зафиксировать указанную информацию участковый уполномоченный заносит ее в журнал сразу же при получении такой возможности.
При подготовке к семинарским и практическим занятиям необходимо повторить по рекомендованным источникам положения нормативных актов по вышеназванным вопросам, а также уяснить положения:
- статьи 144 УПК РФ, предусматривающей: «Дознаватель, орган дознания … обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.
Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток».
- Статьи 26.9. КоАП РФ «Поручения и запросы по делу об административном правонарушении»:
Для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа. Поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный сроксо дня получения указанного поручения либо запроса.
- Статьи 26.10 КоАП РФ «Истребование сведений»:
«… должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме … орган, должностное лицо, вынесших определение».
Кроме этого, участковый уполномоченный должен рассматривать поступившие письма и заявления граждан, не содержащие признаки состава преступления, в срокне более 1 месяца со дня их поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней48 (при этом следует знать, что письменное обращение, не содержащие признаки состава правонарушения, по общему правилу,подлежит регистрации в подразделениях делопроизводства в течение 3 дней с момента поступления).
При необходимости проведения специальной проверки, истребования дополнительных документов либо принятия иных мер сроки рассмотрения обращений могут быть в порядке исключения продлены руководством ОВД, но не более чем на месяц. Если окончание срока рассмотрения обращения приходится на нерабочий день, то днем окончания этого срока считается предшествующий ему рабочий день. Для продления срока рассмотрения обращения исполнитель представляет рапорт на имя руководителя подразделения не позднее 3 дней до истечения установленного срока с указанием причин продления и конкретных мер, необходимых для завершения рассмотрения обращения.
Государственный орган или должностное лицо по направленному запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления, например,срок рассмотрения парламентского запроса не может превышать 15 дней. Рассмотрение обращения (запроса) депутата осуществляется безотлагательно, а при необходимости получения дополнительных материалов - не позднее 30 дней. При необходимости срок рассмотрения может быть продлен по согласованию с депутатом (руководителем аппарата депутата, его помощником).
При подготовке документов участковый уполномоченный должен также учитывать положения Приказа МВД России от 4 декабря 2006 г. N 987 «О документационном обеспечении управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации»49.
Участковый уполномоченный должен выявлять при рассмотрении письменных обращений гражданфакты и обстоятельства, требующие проверки, а также круг лиц, от которых необходимо получить объяснения, ответы на другие вопросы, подлежащие разрешению.
Участковый уполномоченный обязан принимать по письменным обращениям граждан одно из следующих решений:
- О привлечении в пределах установленных полномочий правонарушителей к административной ответственности.
- О принятии к правонарушителям мер профилактического воздействия.
- О направлении за подписью руководителя органа внутренних дел заявления гражданина по принадлежности (подследственности) с обязательным уведомлением об этом заявителя.
- Об отказе в удовлетворении просьбы с разъяснением гражданину мотивов отказа, например:
Иванову И.И.
г. Краснодар, ул. Стасова, д. 12
Направляем Вам в порядке ст. 148 УПК РФ копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по Вашему заявлению по факту самоуправных действий гражданина Сидорова С.С. Данное постановление может быть обжаловано Вами прокурору ЦАО г. Краснодара или в суд Октябрьского района г. Краснодара в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК РФ.
Начальник ОМ-3 УВД
по г. Краснодару Петров П.П.
Исполнитель в ходе рассмотрения обращения обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию подразделения системы МВД, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Обращение гражданина считается разрешенным и списывается в дело, если рассмотрены все затронутые в нем вопросы, в пределах компетенции приняты необходимые меры к устранению нарушений законности, прав и законных интересов граждан, заявителю дан ответ. Ответ дается в письменной форме на официальном бланке подразделения системы МВД за подписью руководителя подразделения или уполномоченным на то должностным лицом, при необходимости разъясняется порядок обжалования принятого решения. После подписания ответа само обращение и связанные с его рассмотрением материалы проверки передаются в подразделение делопроизводства.
5. Работу с обращениями граждан участковый уполномоченный осуществляет и при проведении приема граждан в участковом пункте полиции.
Прием осуществляется не реже трех раз в неделю, в удобное для населения время. Поэтому предусматривается обязательное осуществление приема в течение недели, как в дневное, так и в вечернее время, в том числе в один из выходных дней. Дни и часы приема утверждаются начальником органа внутренних дел.
У входа в участковый пункт полиции вывешивается информация с указанием дней и часов приема граждан. Также население оповещается о месте, днях и времени приема граждан через средства массовой информации (например, в газете); объявления о времени приема могут быть вывешены в помещениях домоуправлениях, товариществ собственников жилья и т.д.
Важно осуществлять прием таким образом, чтобы посетители почувствовали со стороны участкового уполномоченного уважение к себе, компетентность в ответах на поставленные вопросы. Вопросы, с которыми обращаются граждане, по возможности разрешаются в ходе приема. Если с этим вопросом гражданин уже ранее обращался в данный орган, тогда перед началом беседы следует изучить имеющиеся материалы. Во время приема нельзя необоснованно перебивать граждан, повышать голос, вести себя высокомерно, а целесообразно терпеливо выслушать граждан и дать возможность высказать свое мнение до конца.
Учет граждан, явившихся на личный прием, а также учет решений, принятых по заявлениям, ведется в журнале обращений и приема граждан участковых уполномоченных полиции.
Надо учитывать, что не все заявления и жалобы со стороны посетителей содержат законные и обоснованные требования. Некоторые граждане, особенно пожилые люди, в связи с недостаточными знаниями законодательства, неправильным восприятием отдельных факторов, заблуждаются, предполагая наличие у них прав, которых они, в самом деле, не имеют, либо требуют разрешения вопросов, не относящихся к компетенции полиции.
В таких случаях необходимо квалифицированно, доступно и убедительно объяснить сущность их заблуждений, порядок обращения для разрешения споров в другие инстанции, а также показать свое активное участие в решении данного вопроса.
Наряду с перечисленными обязанностями, участковый уполномоченный должен анализировать причины поступления письменных обращений жителей административного участка, в установленном порядке и в пределах своей компетенции принимать меры по их устранению.
Если в ходе проверки обращения выявлены признаки преступления или административного правонарушения, исполнитель составляет рапорт на имя руководителя подразделения системы МВД России, давшего поручение, который регистрируется и рассматривается как сообщение о происшествии.
Порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации включает в себя:
Прием сообщения о происшествии - действия должностного лица органов внутренних дел, наделенного соответствующими полномочиями по получению сообщения о происшествии.
Регистрацию сообщений о происшествиях - присвоение каждому поступившему сообщению о происшествии порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких сведений о нем.
Разрешение сообщений о происшествиях - проверку фактов, изложенных в зарегистрированных сообщениях о происшествиях, уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел и принятие в пределах их компетенции решений в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ.
Сообщение о происшествии, в зависимости от его содержания и формы поступления (обнаружения), подразделяется на:
4.1. Сообщение о преступлениях:
4.1.1. Заявление о преступлении.
4.1.2. Явка с повинной.
4.1.3. Рапорт об обнаружении преступления, составленный лицом, принявшим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из источников, не указанных в подпунктах 4.1.1, 4.1.2.
4.2. Сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения.
4.3. Иную информацию о происшествиях.
Поступившее в орган внутренних дел сообщение о происшествии должно быть незамедлительно внесено в КУСП.
В КУСП регистрируются:
письменное заявление о преступлении;
протокол принятия устного заявления о преступлении;
протокол явки с повинной;
заявление о безвестном исчезновении человека;
рапорт сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления;
поручение прокурора о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации;
сообщение и письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, ДТП, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения;
иная информация о происшествии.
При регистрации сообщений о происшествиях, поступивших в дежурную часть органов внутренних дел, на документах, зарегистрированных в КУСП, в обязательном порядке проставляется штамп о регистрации.
В оттиск штампа оперативный дежурный вносит регистрационный номер записи в КУСП, дату регистрации, наименование органа внутренних дел, свои инициалы и фамилию и заверяет указанные сведения своей подписью.
Сообщение о происшествии может поступать в орган внутренних дел лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, факсимильным или иным видом связи. Сотрудникам секретариата запрещается принимать и учитывать сообщение о происшествии, которое доставлено в орган внутренних дел непосредственно заявителем.
Вне органов внутренних дел, а также в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, участковые уполномоченные обязаны принимать сообщения о происшествиях. При этом сотрудник фиксирует сведения о заявителе. Полученные участковым уполномоченным сообщения о происшествиях передаются нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации.
Анонимные заявления, поступившие по почте или информационным системам общего пользования50, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, за исключением заявлений, содержащих данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, без регистрации в КУСП передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности.
Поступившие по почте анонимные заявления о признаках совершенного или готовящегося террористического акта регистрируются в порядке, определенном в Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях.
При поступлении сообщения о происшествии по телефону доверия сотрудник, принявший сообщение, фиксирует его в журнале учета обращений по телефону доверия, рапортом оформляет сообщение и передает в дежурную часть для незамедлительной регистрации в КУСП, докладывает начальнику органа внутренних дел о поступившем сообщении.
В журнале учета обращений по телефону доверия указываются: номер сообщения, сведения об абоненте (фамилия, имя, отчество), адрес и контактный телефон абонента, содержание информации, данные сотрудника, получившего сообщение, дата направления рапорта в дежурную часть, дата и номер регистрации в КУСП, результаты рассмотрения.
Протокол принятия устного заявления о преступлении, письменное заявление о преступлении, протокол явки с повинной, рапорт сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления должны быть оформлены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, например:
Передача незарегистрированного в КУСП сообщения о происшествии исполнителю для проведения проверки категорически запрещается.
По результатам рассмотрения сообщения о происшествии органом дознания, дознавателем, следователем в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:
по сообщению о преступлении:
о возбуждении уголовного дела;
об отказе в возбуждении уголовного дела (материалы, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, незамедлительно регистрируются в специальном журнале, который ведется в ОВД сотрудником по регистрационно-учетной и статистической работе или лицом, исполняющим его обязанности, и в течение суток направляются прокурору для рассмотрения и утверждения в случае согласия с принятым решением);
о передаче сообщения по подследственности, в суд (по делам частного обвинения);
по иным сообщениям о происшествии:
о возбуждении дела об административном правонарушении;
о приобщении к материалам ранее зарегистрированного сообщения о том же происшествии;
о приобщении к материалам специального номенклатурного дела (должностное лицо, проводившее проверку поступившего в ОВД сообщения о происшествии, в случае отсутствия признаков правонарушения, составляет рапорт о результатах проведенной проверки с приложением материалов проверки; начальник ОВД принимает решение о приобщении материалов проверки в специальное номенклатурное дело).