Лекция 5. СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ПРАВА 3 страница
• Правонарушение как основание. К юридической ответственности можно привлечь только за те деяния, за которые она предусмотрена законодательством.
• Государственное принуждение. Это значит, что при возложении юридической ответственности возникают правоотношения, при которых одна сторона — правонарушитель — вынуждена подчиниться другой стороне — государству в лице его органов и должностных лиц. В процессе возложения государством на правонарушителя юридической ответственности реализуется санкция нарушенной нормы права.
• Неблагоприятные последствия. В зависимости от совершенного правонарушения правонарушитель претерпевает различные неблагоприятные последствия. Эти последствия могут быть психологическими, имущественными, организационными.
Юридическая ответственность выполняет три функции.
• Карательную. Эта функция воздействует непосредственно на правонарушителя. Она должна выразить отношение к нему со стороны государства и тем самым предупредить совершение им новых правонарушений.
• Воспитательную. Юридическая ответственность, возложенная на правонарушителя, призвана воздействовать не только на него, но и на других субъектов права так, чтобы те не совершали аналогичных и других правонарушений.
• Компенсационную. Она направлена на полное восстановление нарушенных прав пострадавших от правонарушения, в том числе государства.
6.5. Принципы юридической ответственности
Государство, борясь с правонарушениями, может «перестараться», и тогда юридическая ответственность будет выполнять преимущественно карательную функцию, станет средством расправы с политической оппозицией, членами семей и друзьями правонарушителей либо с отдельными неугодными людьми.
Чтобы этого не происходило юридическая практика выработала ряд принципов. Важность этих принципов подчеркивается их закреплением в основополагающих правовых актах. К принципам юридической ответственности можно отнести следующие.
• Единственность основания юридической ответственности. Единственным основанием юридической ответственности является какое-либо правонарушение. В соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. • Соразмерность юридической ответственности совершенному правонарушению. Из-за содержания этого принципа его иногда называют принципом справедливости. На бытовом уровне о соразмерности ответственности правонарушению говорят «наказание по справедливости».
Юридическая ответственность выполняет надлежащим образом все свои функции, если соответствует совершенному правонарушению, не является неоправданно жесткой или мягкой.
Неотвратимость юридической ответственности. Данный принцип означает, что любое правонарушение должно вызывать соответствующую деятельность государства, в результате которой правонарушитель будет привлечен к ответственности независимо от своего должностного и материального положения и иных обстоятельств.
К сожалению, данный принцип, особенно в современной России, реализуется крайне слабо.
Законность. Принцип базируется на соответствии закона, устанавливающего ответственность, Конституции и подразумевает, что вся деятельность государства по возложению ответственности осуществляется с соблюдением требований закона, не противоречит его смыслу и целям. За правонарушение допускается применять только те меры юридической ответственности, которые прямо предусмотрены законом.
• Презумпция невиновности. Презумпцию (предположение) невиновности обычно отождествляют с принципом только уголовной ответственности. Согласно ст. 49 Конституции каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Такие положения обусловлены тем, что обвинение в совершении преступления должно быть основано на доказанных фактах, а не на предположениях. Однако принцип презумпции невиновности имеется и у других видов юридической ответственности, например у административной (ст. 1.5 КоАП).
• Обоснованность. Этот принцип предполагает объективное и всестороннее рассмотрение обстоятельств совершения правонарушения. Решение о привлечении к ответственности по любому делу будет обоснованным, если имеются все необходимые для его принятия доказательства, полученные в соответствии с законом.
• Обеспечение привлеченному к ответственности права на защиту. Принцип заключается в обеспечении каждому правонарушителю или обвиняемому в совершении правонарушения возможности давать объяснения по обстоятельствам дела, заявлять отводы суду, рассматривающему дело, доказывать свою невиновность, т. е. быть активным участников процесса, способным влиять на решение вопроса о своей юридической ответственности. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
• Недопустимость привлечения к одному виду юридической ответственности за одно правонарушение более одного раза. Этот принцип применительно к уголовным правонарушениям закреплен в ст. 50 (ч. 1) Конституции, согласно которой никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление. Он означает, что нельзя пересматривать решение по делу (спору), в отношении которого компетентным уполномоченным органом было принято сохраняющее силу решение, что не означает невозможность его пересмотра в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Нельзя также привлечь к одному виду ответственности дважды за одно и то же правонарушение, если в результате противоречий в законодательстве такая ответственность одновременно предусмотрена разными законами .
Кроме того, данный принцип не применяется в случаях, когда один и тот же субъект привлекается за одно правонарушение к разным видам юридической ответственности.
Недопустимо привлечение к юридической ответственности с отступлением от ее принципов.
. 6.6. Виды юридической ответственности
Обычно юридическую ответственность подразделяют на виды исходя из того, нормы какой отрасли права были нарушены. Этим обусловлено встречающееся в юридической литературе выделение таких видов ответственности, как экологическая, налоговая и ряд других. Но наряду с ним в каждом виде юридической ответственности имеются различные виды наказания.
Поэтому, исходя из определения юридической ответственности, практическое значение будет иметь классификация, указывающая не только на область совершения правонарушения, но и на его характер, порядок привлечения к ответственности и сущность неблагоприятных последствий для правонарушителя. Исходя из этого можно выделить следующие виды юридической ответственности.
• Конституционная. Этот вид юридической ответственности в юридической науке возник сравнительно недавно. Конституционная ответственность в отличие от других видов юридической ответственности наступает за совершение конституционного правонарушения, т. е. за нарушение норм Конституции или конституционного законодательства.
Субъектами конституционной ответственности редко бывают отдельные граждане. В основном это государственные органы и высшие должностные лица, государство в целом или его отдельные части. Объекты конституционных правонарушений — основополагающие правовые нормы, высшие социальные ценности общества. Своеобразны и меры конституционной ответственности, а также порядок привлечения к ней.
• Административная. К данной ответственности в зависимости от того, в какой сфере совершено правонарушение, могут привлекать не только суды, но и должностные лица различных органов исполнительной власти в области внутренних дел, природных ресурсов, санитарного надзора и др. К административной ответственности могут быть привлечены не только граждане, но и юридические лица, а также должностные лица, совершившие правонарушения при исполнении своих обязанностей в различных областях деятельности.
Административные наказания (предупреждение, штраф на гражданина, арест на небольшой срок, возмездное изъятие предмета правонарушения и др.) устанавливаются в основном КоАП.
• Уголовная. Она применяется только судом за совершение преступлений, предусмотренных только УК, и только к физическим лицам. Данный вид ответственности специфичен строгостью мер наказания: штрафами большого размера, лишениями права заниматься определенной деятельностью на длительные сроки, ограничениями и лишениями свободы и даже смертной казнью.
• Дисциплинарная. Данная ответственность применяется работодателем к работнику за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей. Статья 192 ТК закрепляет следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор и увольнение. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
• Материальная. Эта ответственность так же, как и дисциплинарная, наступает в трудовых правоотношениях у сторон трудового договора (работника или работодателя), но только при причинении ими материального ущерба друг другу. Как и имущественная ответственность, она выполняет прежде всего компенсационную функцию.
• Имущественная. Она наступает, как правило, в соответствии с гражданско-правовым договором между сторонами при неисполнении ими своих обязательств, а в случае отказа стороны от ее несения — в соответствии с решением суда по иску заинтересованного лица. Имущественная ответственность нередко выражается не в вещевой (товарной), а в денежной форме, поскольку деньги — вид имущества.
• Международно-правовая. Субъект данной ответственности — государство в целом, совершившее правонарушение, имеющее международный характер: массовые нарушения прав человека, вооруженное нападение на другое государство и др.
(?) Вопросы для самопроверки
1. Каковы признаки правонарушения?
2. Какие элементы образуют состав правонарушения?
3. Какие причины правонарушения являются главными и почему?
4. Какие функции выполняет юридическая ответственность?
5. Каковы принципы юридической ответственности?
6. Какие существуют виды юридической ответственности?
Лекция 7. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
7.1. Понятие и принципы законности
Законность — это неуклонное соблюдение норм права всеми субъектами (участниками) общественных отношений (гражданами, организациями, государственными органами, должностными лицами). Для более полного понимания законности необходимо выявление характеризующих ее принципов (руководящих начал), к которым можно отнести следующие.
• Верховенство закона. Это главный принцип законности. Он означает, что закон обладает высшей юридической силой по отношению к любым другим актам. В данном случае «закон» употребляется в родовом значении и подразумевает, что к законам относится и Конституция как основной закон
Принцип верховенства закона также предполагает, что он соблюдается и законодателем при принятии законов.
Верховенство закона означает такое его положение, когда выраженные в нем устои общества оставались бы стабильными, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения подчинялись бы его нормам.
• Всеобщность. В соответствии с данным принципом любой закон должен единообразно реализовываться на всей территории государства при осуществлении любой деятельности и в отношении любого лица.
• Общественная польза. Данный принцип означает, что должны приниматься только те законы, которые продиктованы потребностями развития общества.
• Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Наличие данного принципа обусловлено объективным отставанием изменения отдельных положений закона или принятия новых законов от изменения и появления новых общественных отношений либо, напротив, «забеганием» закона вперед сложившихся общественных отношений. Целесообразность допустима только в случае, если не противоречит закону. Кроме того, почти всегда кажущееся противоречие законности и целесообразности может быть преодолено применением аналогии закона или аналогии права. Но для этого требуется высокая юридическая квалификация.
Нужно помнить, что законность — принцип всего права, значение и смысл которого выходят далеко за пределы представлений отдельного человека, нередко юридически малограмотного. Решение вопроса о целесообразности изменения или, наоборот, неизменности правового регулирования — исключительная компетенция органа, который принял соответствующий акт. Поэтому любые оправдания нарушающей закон целесообразности, особенно в масштабах всего государства, создают угрозу правопорядку, являются свидетельством низкой правовой культуры и склонности к произволу, недооценки последствий нарушения закона, стремления к безответственности за свои решения.
• Неотвратимость ответственности за нарушение закона. Данный принцип одновременно является и принципом юридической ответственности, что лишь подчеркивает его правовое значение.
7.2. Законность, правопорядок и общественный порядок
С законностью тесно связано другое правовое явление — правопорядок (правовой порядок). Практически правопорядок — это реализованная законность, состояние упорядоченных на основе норм права общественных отношений. Он представляет собой цель правового регулирования, для которого принимаются законы и иные нормативные правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства.
Правопорядок всегда вторичен по отношению к законности.
Правопорядок нельзя понимать в отрыве от объективных условий существования государства и общественной практики. Его социально-правовая ценность определяется влиянием на положение подавляющего большинства населения. Конкретное же содержание правопорядка зависит от многих факторов: исторических условий, экономической ситуации в стране, правовой культуры населения, политического режима и др.
Следовательно, в обществе имеются отношения, подвергающиеся регулированию иными, помимо правовых, социальными нормами, а также нормы права, не регулирующие общественные отношения.
Таким образом, в обществе всегда имеются нормы и отношения, не составляющие правопорядок. Они в сочетании с правопорядком образуют и формируют такое социальное явление, как общественный порядок, т. е. всю систему существующих в обществе социальных норм и отношений между самыми различными субъектами, основанную на согласовании их интересов и обусловливающую прогрессивное развитие личности и общества. Общественный порядок и правопорядок соотносятся друг с другом как целое с частью.
7.3. Гарантии законности и правопорядка
Законность и правопорядок не существуют сами по себе и не способны развиваться самостоятельно. Государство, заинтересованное в сглаживании существующих в обществе противоречий, уменьшении оппозиционных настроений, реализации прав всех граждан, обязано своевременно принимать разнообразные меры для укрепления организующих жизнь законности и правопорядка.
Гарантиями законности и правопорядка является система экономических, политических и других мер, способствующих их укреплению.
• Экономические гарантии. Они означают, что производство материальных благ в обществе и доходы граждан, государственное производство и управление и частное предпринимательство, отношения собственности материально обеспечивают осуществление установленных законами прав и свобод всех граждан.
• Политические гарантии означают, что государство проводит свою политику в различных сферах жизни в интересах большинства граждан, реализует в законах волю народа, обеспечивает соблюдение законов всеми должностными лицами в государстве.
• Социальные гарантии. Любые законы принимаются в интересах тех или иных граждан и их социальных групп и приводятся в действие людьми, поэтому в реализации закона не может не быть заинтересованных субъектов. К сожалению, далеко не всегда законы исполняются добровольно, в том числе по вине должностных лиц государства. Следовательно, в обществе должны действовать негосударственные средства обеспечения исполнения любых законов, а также способствующие отмене законов (иных юридических актов или их отдельных положений), вредных для общества.
Социальной активности отдельных граждан в отстаивании и восстановлении своих и даже чужих прав зачастую бывает недостаточно. Поэтому необходимо задействовать политические партии и другие общественные объединения, особенно те, которые имеют своих представителей в органах государственной власти; учреждения образования, науки и культуры, представители которых своими знаниями, опытом, авторитетом и популярностью могут существенно повлиять на соблюдение законов; трудовые коллективы, особенно крупных предприятий, имеющих важное значение для страны. Указанные и некоторые другие самостоятельные и относительно независимые от государства общественные институты, система которых обеспечивает реализацию интересов и потребностей индивидов и коллективов, получила в юридической литературе наименование «гражданское общество». Таким образом, социальные гарантии законности и правопорядка должны реализовываться посредством активной деятельности гражданского общества.
• Идеологические гарантии подразумевают целенаправленное и активное повышение правовых знаний у населения, его общей грамотности, уровня образования и культуры, разъяснение причин принятия тех или иных правовых актов, учет мнения граждан при разработке и совершенствовании законов, разъяснение в общедоступных формах смысла и порядка применения правовых актов. Действенными идеологическими гарантиями законности и правопорядка являются отражение в средствах массовой информации и художественных произведениях непримиримого отношения государства и его должностных лиц к правонарушителям, нетерпимости к антиобщественным выходкам, акцентирование внимания на неотвратимости юридической ответственности за правонарушения, создание положительных, заслуживающих уважения и подражания образов героев с правомерным поведением.
• Юридические (правовые) гарантии законности и правопорядка отличаются от других гарантий. Во-первых, правовые нормы не только закрепляют сложившиеся в определенное время экономические, политические, социальные и некоторые духовные основы общества, но и изменяют их посредством установления законами правил ведения хозяйственной деятельности, порядка принятия политических решений, бюджетного финансирования различных направлений деятельности и т. д. Во-вторых, юридические гарантии включают собственные меры укрепления законности и правопорядка. К ним можно отнести следующие основные меры.
1. Совершенствование законодательства, исходя из интересов всего общества. Это главная мера. Она предполагает своевременное, исходя из потребностей общественной практики, обновление законов, устранение в них пробелов и противоречий. Законодательство должно быть направлено на создание такого правопорядка, который обеспечит прогрессивное развитие общества, укрепление государства и повышение благосостояния граждан, а не выступать средством их разрушения. Во всех случаях, когда законы принимаются не с этими целями, а в противоречие общественному мнению, исходя из надуманной целесообразности, интересов отдельных ведомств, олиграхов или пресловутого «мирового сообщества», они становятся антиправовыми явлениями. И требования соблюдать такие законы являются не меньшим злом, чем нарушение законов, отвечающих интересам всего общества.
2. Установление законами понятных, легко и быстро реализуемых правил обжалования решений, действий и бездействия любых органов и должностных лиц, а также обращений с целью признания любых актов или их отдельных положений не соответствующими актам более высокой юридической силы, в том числе самих законов. Такие же правила необходимо установить для исполнения решений, принятых по результатам обжалования.
3. Предотвращение правонарушений. Борьба с правонарушениями — важная государственная задача. Однако не менее важна и даже первична задача минимизации правонарушений посредством их предупреждения, устранения причин и условий, способствующих их совершению. В идеале следует стремиться к предотвращению любых, даже самых незначительных правонарушений, особенно среди несовершеннолетних. Это может быть сделано в рамках семьи, воспитания, образования, культуры. Однако зачастую предотвратить крупное правонарушение удается только в результате выявления мелкого. Например, остановка сотрудниками ГАИ (ГИБДД) транспортного средства, движущегося с превышением скорости, предотвращает совершение водителем дорожно-транспортного происшествия с человеческими жертвами.
4. Привлечение правонарушителей к юридической ответственности. Во многих случаях данная мера не требует значительных усилий государства. Вред же, который наносится безнаказанными правонарушителями, многократно превосходит затраты по привлечению их к ответственности.
Соблюдение вышеназванных принципов законности, гарантий законности и правопорядка в решающей степени определяет правомерное поведение граждан.
7.4. Правомерное поведение
Правомерное поведение — это поступки человека, которые не противоречат правовым нормам. Правомерное поведение соответствует законности и не нарушает правопорядок. Любое государство должно быть заинтересовано в правомерном поведении своих граждан и всячески поддерживать его.
Именно в правомерном поведение проявляется активность большей части членов общества. Однако проявления правомерного поведения могут быть различны. В юридической литерату-
ре обычно выделяют четыре вида правомерного поведения: активное, обычное, пассивное и пограничное. Данные виды правомерного поведения расположены в порядке убывания активности в его осуществлении.
• Активное правомерное поведение характеризуется осознанной и целенаправленной деятельностью для достижения какого-либо полезного результата. Человек, пользуясь своими правами и свободами и исполняя обязанности, стремится достигнуть максимально возможного, нередко действуя не только в личных, но и в общих (коллективных, семейных и т. п.) интересах. Такие люди независимо от своего материального положения уверены в себе, обладают гражданской смелостью, нередко выдвигаются кандидатами в депутаты, представителями какого-либо коллектива, требуют исполнения правовых актов от окружающих, часто обращаются с заявлениями и предложениями в различные органы и организации, открыто критикуют беззаконие. Но критерий выделения такого поведения состоит не в том, что человек проявляет активность всегда и везде, а в полезных результатах такой активности. Социально активному поведению способствует признание государством широкого объема конституционных прав и свобод, прежде всего таких, как свобода предпринимательства, право быть избранным в органы власти, свобода творчества, слова, преподавания и труда, реализуемых по усмотрению каждого, что не исключает единство взглядов, мнений и действий подавляющего большинства граждан по основным вопросам общественной и государственной жизни.
• Обычное правомерное поведение свойственно людям, для которых оно является способом удовлетворения прежде всего индивидуальных интересов. Такие люди, как правило, законопослушны, добросовестно работают и подрабатывают, имеют какое-либо увлечение, следят за политическими событиями, делают карьеру, но далеко не всегда открыто заявляют о своем несогласии с беззаконием (на демонстрациях, в печати, перед начальством и др.), поскольку не видяд здесь личной выгоды и считают это напрасной тратой времени и сил.
Обычное правомерное поведение свойственно гражданам, согласным с существующим политическим режимом. Поэтому государство заинтересовано в том, чтобы людей с таким поведением было больше. Иногда такое поведение называют «привычным», поскольку человек, обычно с молодости, усваивает его
стереотипы и долгие годы следует им в силу привычки, «конформистским» (приспособившимся, заимствованным), поскольку люди с таким поведением соблюдают закон, «как другие». К радикальным изменениям государственного и общественного строя такие люди, как правило, не готовы, поскольку не привыкли мыслить и действовать самостоятельно и нестандартно.
• Пассивное правомерное поведение проявляется в том, что человек сознательно уклоняется от использования некоторых прав и свобод, даже если они принесут ему материальную выгоду. Зачастую оно направлено на удовлетворение сугубо личных, приземленных запросов. Мотивы такого поведения различны: лень, вредные привычки, низкий культурный уровень, пессимизм, неуверенность в своих силах и собственном будущем, боязнь трудностей и т. п. Пассивное правомерное поведение нередко свойственно людям, столкнувшимся с беззаконием и психологически сломленным им.
Люди с пассивным правомерным поведением без крайней нужды не будут получать специальное образование или работать (т. е. реализовывать права на образование и на труд), вступать в брак, заниматься творческой деятельностью и т. д. Они, как правило, испытывают в жизни существенные материальные затруднения, завидуют тем, кто побогаче, критически оценивают деятельность государства, но редко знакомы с содержанием Конституции и законов, не бывают активны в общественной жизни, довольствуются имевшимися или доставшимися без их активного участия благами. Таких людей обычно называют «обывателями».
• Пограничное правомерное поведение получило такое название потому, что находится на грани правомерного и неправомерного поведения. Люди с таким поведением соблюдают правовые нормы не потому, что согласны с ними, а из-за боязни понести ответственность за их нарушение. Не следует считать, что они меньше других людей с правомерным поведением знакомы с правовыми актами. Среди них немало тех, которые знают их достаточно хорошо. Но при неприятии правовых норм они не переходят на активное правомерное поведение, которому свойственна аргументированная критика законов и деятельность, направленная на их изменение. Вместо этого они выбирают исполнение не устраивающих их законов в минимальном масштабе. Людям с таким поведением свойственны попытки злоупотребления своими правами, эгоизм, зависть к любым об-
щим и чужим благам, агрессивность, заносчивость, высокомерное отношение к подчиненным, двуличность и трусость. Они больше других склонны к совершению правонарушений и, как правило, рано или поздно, особенно в обществе переходного периода, совершают их.
(?) Вопросы для самопроверки
1. Какой принцип законности является главным и почему?
2. Что представляет собой общественный порядок?
3. Почему недопустимо противопоставление законности и целесообразности?
4. Какие существуют гарантии законности и правопорядка?
5. Какие существуют виды правомерного поведения и в чем они проявляются?
Лекция 8. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
8.1. Условия возникновения и развития правового государства
Термин «правовое государство» появился в первой трети XIX в. в трудах некоторых немецких юристов. Однако элементы теории правового государства зародились еще до нашей эры. Свой вклад в развитие этой теории внесли такие мыслители, как Цицерон, Аристотель, Руссо, Монтескье, Локк, Кант и др.
Возникновение теории правового государства закономерно. Подобная теория должна была появиться в ответ на практику государственной деятельности и, признавая государство как таковое, предложить способ ограничения его власти для обеспечения свободы человека. Ее сущность — ограничение (самоограничение) государства правом, определяющим пределы вмешательства государства в жизнь людей и гарантирующим предсказуемость и надежность государственной деятельности.
Теория правового государства развивалась, обогащалась новыми идеями, систематизировалась, приобретала все более формализованный вид, постепенно воплощалась на практике. Эти процессы, на которые потребовались многие века, не закончены и в настоящее время. Об этом свидетельствует и отсутствие в юридической литературе единого мнения о том, как определить современное правовое государство. Однако можно выявить следующие условия, необходимые для его возникновения, а следовательно, и развития.
• Высокая образованность членов общества. Ни одна сколько-нибудь серьезная, реализуемая социальная теория не может быть предложена малограмотным человеком, не изучившим историю, сущность государства и права, общество, в кото-
ром он живет. Но для того чтобы теория, разработанная одним, была понята и принята другими, «овладела массами», подобные знания должны быть у многих людей. Естественно, что во времена, когда образование являлось привилегией немногих (аристократическая республика, феодализм, церковное средневековье, монархизм и т. п.), правовое государство было не более чем теорией и развивалось медленно, вступая в острое противоречие с практикой. И, напротив, высокий образовательный уровень более-менее значительной части населения обусловливает развитие и попытки воплощения теории правового государства на практике.
• Мощный социальный протест. Трудно представить государство, которое добровольно ограничило бы себя своим же правом. Чтобы это произошло, необходимо давление на государство со стороны остального общества. Государство и право должны вызывать такое неприятие значительной части населения, что государство для самосохранения будет вынуждено изменить право, сделать его более справедливым, отвечающим представлениям большинства граждан, в противном случае может произойти смена государства. Если же государство и его право служат всем гражданам, а не охраняют произвольные и антинародные порядки для правящей верхушки или кучки олигархов, то граждане поддерживают деятельность государства и одобряют право. Чем больше государство идет по этому пути, тем больше оно ближе к состоянию правового государства, тем менее оппозиционно настроены к государству граждане.