Юридические свойства конституции какбэ
ВИДЫ КОНСТИТУЦИЙ
Конституции разных государств, государственных образований в силу ряда причин различаются между собой. В теории конституционализма принято выделять виды конституций по форме их выражения, субъектам и порядку принятия, действенности их положений.
Виды конституций по форме выражения:
- писаные;
- неписаные.
Писаная конституция — нормативный правовой акт, целостно регулирующий вопросы конституционного значения. Писаная конституция может быть единым и единственным актом, например Конституция США. Однако она может представлять собой несколько актов (их частей), содержательно дополняющих друг друга и формально провозглашенных составными частями единой конституции. Так, современная Конституция Франции включает Конституцию 1958 г., Декларацию 1789 г., преамбулу Конституции 1946 г.
Неписаная конституция — совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев (например, конституции Великобритании, Новой Зеландии). Составляющие неписаную конституцию источники не дают каждый по отдельности цельную модель общественно-государственной жизни в своих странах. Они формально не соединены между собой в рамках единого акта или официального свода актов и не отграничивают себя от других правовых источников по признаку особой юридической силы.
Виды конституций по субъектам принятия:
- дарованные (октроированные);
- исходящие от народа (народные конституции).
Дарованная конституция вводится в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти), например Конституция Катара. Дарованной конституцией являлись основные государственные законы Российской империи 1906 г., введенные в действие актом императора.
Народная конституция может приниматься на референдуме, парламентом, высшим органом власти, сформированным исключительно для принятия конституции (учредительное собрание, конституционное собрание).
Виды конституций по порядку принятия и изменения:
- гибкие;
- жесткие.
Гибкая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в том же порядке, что и обычные законы государства.
Жесткая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в более усложненном порядке, чем обычные законы соответствующей страны. Ужесточение изменения конституции диктуется в условиях конкретных государств разными причинами: стремлением политически и экономически преобладающих в обществе групп, заинтересованных в неизменности конституции, обеспечить ее устойчивость; необходимостью обеспечить устойчивое развитие общества, государства, законодательства без постоянных «встрясок» и др. Большинство писаных конституций являются по порядку принятия жесткими.
Выделяют также юридические и фактические конституции.
Юридическая конституция — это писаная или неписаная, дарованная или народная, гибкая или жесткая конституции.
Фактическая конституция — действительный строй общественно-государственных отношений, в той или иной мере воспроизводящий его модель, закрепленную в юридической конституции.
С точки зрения действенности конституционных норм юридические конституции еще разделяют на реальные и фиктивные.
Реальнаяконституция — та, предписания которой воплощены в действительности, а юридическая и фактическая конституции совпадают.
Фиктивная конституция закрепляет принципы и институты либо отсутствующие в действительности, либо на практике отличающиеся от их конституционной модели. В жизни трудно найти конституцию, которая бы во всех своих положениях была реальной или фиктивной. Поэтому важно с точки зрения реальности или фиктивности оценивать отдельные конституционные нормы, институты.
Иногда в основу разделения конституций на виды кладут отдельные элементы их содержания. Так, различают конституции по закрепляемой ими форме государственного устройства (конституции унитарных, федеративных государств, федеральные конституции и конституции субъектов Федерации); по форме правления (конституции президентских, парламентских республик, ограниченных монархий).
ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ КАКБЭ
Юридические свойства современной Конституции представляют собой определённого рода признаки, позволяющие отличать последнюю от актов действующего российского законодательства. К основополагающим юридическим конституционным свойствам относятся следующие весьма важные понятия:
1) - учредительный характер Конституции, который проявляется в том, что правовые нормы последней позволяют достаточно надёжно закрепить основы общественно-государственного устройства, а также устанавливают наиважнейшие государственные институты, посредством которых собственно и происходит реализация государственной власти, а также принципы их создания и деятельности. Кроме того, нормы конституционного характера позволяют установить порядок создания всех основных функционирующих в государстве правовых норм.
2) - легитимность Конституции - последняя принимается всем народом или же от имени народа, которому собственно и принадлежит вся полнота государственной власти;
3) - верховенство Конституции, что означает её исключительное и приоритетное положение в существующей системе нормативно-правовых актов, имеющих действие на территории всего государства. Непосредственное верховенство Конституции обеспечивается посредством особенного порядка её принятия и изменения, а помимо этого и приданием конституционным нормам наивысшей юридической силы и усиленной защитой конституционных предписаний;
4) – СТАБИЛНАСТЬ Конституции позволяет обеспечивать основополагающее условие законности, а также стабильность и непоколебимость всей существующей правовой системы и принципов государственной власти и, кроме того, внесения некой определенности отношений между конкретной личностью и непосредственно государством. Гарантией стабильности служит достаточно жёсткий порядок пересмотра, обсуждения, внесения конституционных поправок и особенно их принятие;
5) - прямое действие Конституции, проявляющееся в непосредственном действии её норм, т.е. для их реализации не требуется (в обязательном смысле) принятия каких-либо дополнительных, конкретизирующих определённые положения специализированных отраслевых правовых норм. Многие конституционные нормы по причине их весьма высокого уровня обобщенности характера правового регулирования требуют проведения некоторой дополнительного характера регламентации, посредством принятия нормативно-правовых актов действующего законодательства;
6) - реальность Конституции заключается в надлежащем соответствии конституционных предписаний, складывающимся и происходящим в современной действительности конкретным общественно-государственным отношениям. Таким образом, конституционное законодательство должно целиком и полностью отражать достигнутую социумом степень развития общественных отношений в политическом, экономическом, социальном секторах, в противоположном случае конституционное законодательство будет носить исключительно фиктивный и декоративный характер;
7) - юридический базис для действующего законодательства - данное свойство Основного Закона проявляется исключительно в том, что его нормы должны служить неким отправным пунктом для функционирования всех существующих отраслей современного российского права;
8) - программный характер конституции это положение проявляется в том, что сформулированные в конституционном законодательстве правовые нормативные принципы, а также цели некоторым образом способствуют определению основополагающих направлений задач и целей для дальнейшего прогрессивного развития государства и общества, во времени и пространстве.