Правовая политика государства по совершенствованию правоохранительной деятельности
Указом Президента Республики от 24 августа 2009 года № 858 утверждена Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, являющегося основой для разработки соответствующих программ в области правовой политики государства, перспективных и ежегодных планов законопроектных работ Правительства Республики Казахстан, проектов нормативных правовых актов Республики.
В соответствии с новой Концепцией правовой политики главными приоритетами в данной деятельности является борьба с преступностью, обеспечение законности и общественной безопасности, защита прав и свобод граждан, обеспечение неотвратимости реакции государства на любые правонарушения, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, профилактика правонарушений, взаимодействие с гражданами в борьбе с преступностью.
Для решения этих задач предлагается не только укреплять органы правопорядка, совершенствовать формы и методы их работы, но и обеспечивать стабильность кадровой политики, повышать требования к квалификации и дисциплине сотрудников правоохранительных органов.
Акцентировано, что ядром правоохранительной системы страны являются органы прокуратуры. Поэтому обращено внимание на необходимость повышения эффективности надзорной деятельности прокуратуры как основной ее функции, дальнейшего совершенствования процессуальной основы деятельности органов прокуратуры. В рамках этой работы рекомендовано повысить роль и ответственность прокурора в досудебном производстве, в том числе путем расследования органами прокуратуры уголовных дел о преступлениях, представляющих серьезную общественную опасность и сложность, как составной части функции уголовного преследования, осуществляемого прокуратурой. Предложено и далее повышать эффективность координирующей функции органов прокуратуры по отношению к правоохранительной деятельности, в том числе посредством соответствующей правовой регламентации этой функции.
Концепцией указаны, что главными задачами органов внутренних дел являются охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, борьба с преступлениями против личности, собственности и другими общеуголовными преступлениями. От эффективности деятельности органов внутренних дел зависят безопасность и спокойствие граждан, состояние преступности и уровень криминогенной обстановки в стране, в связи с чем процесс совершенствования органов внутренних дел должен быть сосредоточен на обеспечении быстрого и адекватного их реагирования на преступные проявления и профилактике правонарушений.
Концепцией подчеркивается, что органы финансовой полиции, выполняя возложенные на них задачи по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, в полной мере оправдали свое предназначение. Вместе с тем органам финансовой полиции предлагается в условиях рыночной экономики постоянно совершенствовать формы и методы работы, чтобы иметь возможность эффективно противостоять экономической и коррупционной преступности, постоянно мимикрирующей в современных условиях.
Финансовой полиции на системной основе противостоять экономическим и коррупционным правонарушениям, выявлять и устранять причины и условия, способствующие возникновению коррупции. Также обращено внимание на важность обеспечения безопасности бизнеса, исключения необоснованного вмешательства в его деятельность.
Признано необходимым оптимизировать структуру и функции правоохранительных органов в целях установления более эффективных организационно-управленческих механизмов и эффективного распределения соответствующих функций, в связи с чем актуализировать вопросы освобождения правоохранительных органов от несвойственных функций. При этом при проведении административной реформы в правоохранительных органах учитывать особенности и специфику их деятельности, чтобы предпринимаемые меры не повлекли снижения их правоохранительного потенциала, ослабления возможностей в противодействии преступности.
Предлагается для сотрудников правоохранительных органов установить единые правовые стандарты и нормы прохождения службы, в том числе специальные квалификационные требования по аналогии с квалификационными требованиями к категориям административных государственных должностей, ввести конкурсный порядок приема на службу в правоохранительные органы.
В перспективе полагает целесообразным поэтапно проводить линию на определенную демилитаризацию правоохранительных органов с сохранением воинских и специальных званий за военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов, непосредственно выполняющими основные задачи и функции, поставленные перед этими органами.
Совершенно справедлива установка, определяющая четкие критерии оценки их деятельности, при этом не только по количественным показателям, но и по качественным параметрам оценки, что обеспечит эффективную деятельность правоохранительных органов.
Обращено внимание на важность постоянной работы над повышением эффективности и улучшением организации деятельности следственного аппарата, в том числе на принятие мер, направленных на повышение процессуального статуса следователя. Также обращено на необходимость совершенствования и порядок наделения полномочиями и аттестации участковых инспекторов полиции, при котором полнее учитывалось бы мнение населения.
Концепцией отмечена значимость продолжения работы по своевременному введению и правильному применению правовых норм, направленных на обеспечение национальной безопасности, в том числе на предупреждение и пресечение распространения терроризма, этнического и религиозного экстремизма, незаконной миграции, наркомании и наркобизнеса, торговли людьми, компьютерной преступности, незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, международных преступлений коррупционного характера, а также относящихся к сфере отмывания денег.
Указано, что важная задача права — это определение основ национальной системы защиты информации, основных угроз в этой сфере, механизмов реализации единой государственной политики в сфере информационной безопасности.
В Концепции также указано, что судебная система Казахстана в целом отвечает потребностям обеспечения эффективной судебной защиты прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов организаций и государства.
Поэтому развитие судебно-правовой системы признано осуществлять на основе преемственности и поэтапности но следующим направлениям:
1. специализация судов и судей, в том числе развитие ювенальных судов, создание специализированных судов по рассмотрению уголовных дел, в перспективе образование налоговых и других специализированных судов. При этом ювенальные суды должны стать центральным звеном создаваемой в стране системы ювенальной юстиции;
2. создание системы административной юстиции на базе действующих административных судов, рассматривающей публично- правовые споры с передачей дел об административных правонарушениях в подведомственность судов общей юрисдикции;
3. исключение дублирования функций различными судебными инстанциями;
4. расширение пределов судебного контроля в досудебном производстве;
5. развитие системы третейских и арбитражных судов;
6. повышение уровня открытости и прозрачности судебной системы, в частности путем предоставления более широкого доступа населения к информации о деятельности судов;
7. внедрение современных средств фиксации судебной информации, что будет способствовать реализации принципа состязательности в судопроизводстве и позволит обеспечить оперативную информационно-правовую поддержку процессу отправления правосудия, сокращение сроков рассмотрения дел, повышение эффективности исполнения решения суда;
8. расширение применения ограничительных мер в отношении должников. Внедрение института частных судебных исполнителей, наряду с государственным судебным исполнением. В рамках смешанной модели исполнения судебных решений только государственные судебные исполнители должны обладать правом принудительного исполнения документов о взыскании в доход государства, а также по взысканиям с государства;
9. ужесточение квалификационных требований к кандидатам в судьи, поскольку профессионализм и высокие моральные качества судей являются основой формирования качественного судейского корпуса. Усилить контроль со стороны самого судейского сообщества за соблюдением судьями требований кодекса судейской этики, адекватно и незамедлительно реагировать на все допускаемые нарушения.
Следует заметить, что за последние 10—15 лет в судебной системе проведены значительные реформы. 18 ноября 2009 года в Астане в зале нового Дворца Независимости прошел V съезд судей Республики Казахстан, где было отмечено, что последовательно улучшается уровень обеспечения судебной системы. С учетом растущих потребностей за последние годы выросла численность судов и судей. Если в 2002 году в стране действовали 185 местных судов и 1823 судьи, в настоящее время (2009 г.) — 340 судов со штатом 2433 судьи.
Внедрено судопроизводство с участием присяжных, санкционирование ареста перешло в компетенцию судов, получила дальнейшее развитие специализация судов. Сегодня в республике успешно функционируют специализированные экономические, административные, военные суды, финансовый суд в г. Алматы, в городах Алматы и Астане действуют ювенальные суды. В ближайшей перспективе — внедрение специализированных налоговых и уголовных судов.
В деятельность судов внедрены новейшие достижения информационных технологий. На сегодня реальностью стали автоматизированный документооборот, веб-сайты Верховного и областных судов, использование видеоконференцсвязи в судебных процессах, установление в судах информационных киосков, электронного наблюдательного производства, когда участник процесса, не приходя в суд, по Интернету может ознакомиться с движением своих документов в суде.
Большое внимание уделяется решению социальных проблем судей — одних из самых высокооплачиваемых государственных служащих в Казахстане. Государством решен вопрос об увеличении для них пенсионного вопроса до 65 лет с потенциальным продлением ценза до 70 лет[14].
Ряд предложений по совершенствованию деятельности правоохранительных органов содержится в Указе Президента от 22 апреля 2009 г. № 793 «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан», согласно которому предлагается «обеспечить унификацию правового статуса сотрудников правоохранительных органов и прохождения ими службы, предусмотрев при этом повышение процессуального статуса следователя, назначение и аттестацию участковых инспекторов полиции с учетом мнения населения, а также установив конкурсный порядок приема на службу в правоохранительные органы с обязательным прохождением кандидатами стажировки».[kgl]
[gl]ТЕМА 2 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН[:]
1. Цель: Дать понятие и основные признаки судебной власти, понятие и принципы правосудия, особенности судопроизводства с участием присяжных заседателей.
Структура лекции: