Тема 2. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
Лекция 2.
1. Понятие и структура правовой основы ОРД.
2. Роль уголовного законодательства РК в правовой системе ОРД.
3. Роль уголовно-процессуального законодательства РК в правовой основе ОРД.
4. Ведомственные нормативные акты по организации и тактике ОРД в правовой основе оперативно-розыскной деятельности.
Под правовой основой оперативно-розыскной деятельности понимается совокупность норм и предписаний закона, а также подзаконных нормативных актов, определяющих понятие, цели и задачи ОРД, ее субъектов их компетенцию, силы и средства, методы оперативно-розыскной деятельности, основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, порядок использования их результатов, контроль и надзор за соблюдением законности и т.д.
В пункте 1 статьи 4 Закона Республики Казахстан "Об оперативно-розыскной деятельности" говорится, что правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан "Об оперативно-розыскной деятельности", а также другие законы и иные нормативные акты Республики Казахстан.
В 2002 году статья была дополнена пунктом 2, в соответствии с которым органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, по согласованию с Генеральным прокурором республики, издают в пределах своей компетенции на основании Закона об ОРД нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, то есть ведомственные нормативные акты.
Названные в Законе об ОРД цели оперативно-розыскной деятельности, заключающиеся в защите жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечении безопасности общества и государства, вытекают из провозглашенных Конституцией высших ценностей нашего государства.
Перечисленные в Конституции права и свободы личности являются не только объектом защиты оперативно-розыскной деятельности, но и лежат в основе осуществления этой деятельности, формируя один из основополагающих принципов ОРД. Конституция Республики Казахстан прямо указывает, что вопросы оперативно-розыскной деятельности в государстве регулируются законом (п. 2 ст. 84).
Помимо Конституции, правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют законы, принимаемые Парламентом, и Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу законов. Таковыми, например, являются Законы "Об оперативно-розыскной деятельности" 1994 г., "О национальной безопасности" 1998 г., "О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе" 2000 г., Указы Президента, имеющие силу закона, "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" 1995 г., "Об органах национальной безопасности" 1995 г. (с марта 2002 года – Закон), другие Законы и Указы, регламентирующие деятельность органов, уполномоченных законом осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
При этом следует подчеркнуть, что законодательные акты, касающиеся вопросов организации и осуществления оперативно-розыскной деятельности, должны издаваться на основе институционального по отношению к ним Закона Республики Казахстан "Об оперативно-розыскной деятельности".
Отдельную группу правовой базы оперативно-розыскной деятельности образуют подзаконные нормативные правовые акты высших органов власти и управления: Указы Президента Республики Казахстан, Постановления Правительства РК по отдельным вопросам организации и осуществления оперативно-розыскной деятельности. Например, Указ Президента "О мерах по совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан" от 22 января 2001 года, в соответствии с которым было образовано Агентство финансовой полиции РК и определены меры, которые необходимо осуществить Правительству в связи с этим.
В систему правового обеспечения оперативно-розыскной деятельности входят также ведомственные нормативные акты, издаваемые субъектами ОРД по согласованию с Генеральным прокурором республики в пределах своей компетенции на основе Закона об ОРД, других соответствующих законодательных актов и конкретизирующие последние. Эти акты могут издаваться каждым из субъектов ОРД отдельно или совместно несколькими из них. Как правило, они регламентируют организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий и в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственных секретах" являются секретными (приказы, указания, инструкции, положения и т.д.).
Составную часть правовой основы оперативно-розыскной деятельности образуют международные, межгосударственные (двусторонние и многосторонние) соглашения и другие обязательства Республики Казахстан. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Конституции, международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.
Международные договоры в свою очередь можно подразделить на:
1. Договоры универсального характера (Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.; Венская Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных средств 1988 г.; Палермская конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. и другие).
2. Региональные договоры (Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.; Соглашение о взаимодействии Министерств внутренних дел стран СНГ в сфере борьбы с преступностью от 24 апреля 1992 г. и др.)
3. Двусторонние соглашения (Соглашение о взаимном сотрудничестве между МВД Республики Казахстан и Министерством общественной безопасности КНР 1993 г.; Соглашение о сотрудничестве между МВД Республики Казахстан и МВД Республики Узбекистан 1995 г. и др.)
Перечисленные соглашения могут быть заключены правительствами государств и непосредственно органами, осуществляющими ОРД (правоохранительными органами и спецслужбами).
К законодательным актам, являющимся составной частью правовой основы оперативно-розыскной деятельности и регулирующим отдельные ее важные аспекты, относятся Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, Указ Президента, имеющий силу закона, "О специальных государственных органах Республики Казахстан, осуществляющих следствие и дознание" 1995 г., Законы "О государственных секретах" 1999 г., "О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия" и другие законы в части, касающейся оперативно-розыскной деятельности.
Так, диспозиции соответствующих статей Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях содержат перечень признаков преступлений и правонарушений, выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие которых входит в компетенцию различных органов Республики Казахстан, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Уголовно-процессуальное законодательство закрепляет за соответствующими органами подследственность уголовно-наказуемых деяний, предусмотренных в нормах Уголовного кодекса, возлагает на органы дознания обязанность проведения необходимых оперативно-розыскных мероприятий. Сюда же относятся и нормы Уголовно-процессуального кодекса, обеспечивающие законность при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, регламентирующие вопросы использования результатов ОРД в уголовном процессе, обеспечения безопасности ее участников, раскрывающие порядок проведения ряда оперативно-розыскных мероприятий в случаях осуществления ОРД в рамках уголовного процесса.
Уголовно-исполнительный кодекс определяет задачи оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях и порядок осуществления в них некоторых специальных оперативно-розыскных мероприятий.
1. Сформулируйте понятие правовой основы оперативно-розыскной деятельности.
2. Нарисуйте структурную схему правовой основы оперативно-розыскной деятельности.
3. Относятся ли, и если да, то каким образом, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан к правовой основе оперативно-розыскной деятельности?
4. Что такое подзаконные акты, и каким образом они входят в правовую основу оперативно-розыскной деятельности?
5. Кто и в каких рамках осуществляет надзор и контроль за оперативно-розыскной деятельностью в Республике Казахстан?