Экспертные и научные криминалистические учреждения

Первыми экспертными криминалистическими учреждениями с из­вестной степенью условности можно считать бюро идентификации, со­здававшиеся по примеру парижского бюро Бертильона при полицейс­ких префектурах ряда столичных городов Европы, а позднее — поли­цейские лаборатории.

В России первым криминалистическим экспертным учреждением стала лаборатория, созданная в 1889 г. Е. Ф. Буринским на собственные средства в Санкт-Петербурге. Ей на смену пришла в 1892 г. организован­ная по представлению Министерства юстиции судебно-фотографичес-кая лаборатория при прокуроре Санкт-Петербургской судебной палаты.

Возрастающие потребности в использовании специальных познаний обусловили принятие в 1912 г. Государственной думой закона о создании Петербургского кабинета научно-судебной экспертизы. В 1913 и 1914 гг. аналогичные кабинеты были открыты в Москве, Киеве и Одессе. В годы революции и гражданской войны петербургский и московский кабинеты были уничтожены, киевский и одесский функционировали лишь от слу­чая к случаю. В 1923 г. организуется аналогичный кабинет в Харькове, а в 1925 г. кабинеты преобразуются в институты научно-судебной экспер­тизы. В 1929 г. такой же институт создается в Минске.

После Великой Отечественной войны были восстановлены Киевский и Харьковский институты, а взамен институтов в Одессе и Минске со­зданы научно-исследовательские криминалистические экспертные ла­боратории, впоследствии вновь преобразованные в НИИ. В 1944 г. орга­низуется Центральная криминалистическая лаборатория МЮ СССР, на базе которой в 1962 г. создается Центральный НИИ судебных экспер­тиз — головное экспертное и научно-исследовательское учреждение в системе органов юстиции. В настоящее время это — Российский феде­ральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ).

В 50-е гг. создаются НИИ судебных экспертиз в Баку, Вильнюсе, Ташкенте, Алма-Ате, в 90-е гг. — во Львове и Донецке. В других рес­публиках бывшего СССР экспертные учреждения представлены рес­публиканскими лабораториями.

Ныне в систему, возглавляемую РФЦСЭ, входит свыше 60 цент­ральных, республиканских, краевых, областных экспертных лаборато­рий и их филиалов.

Параллельно функционирует система экспертных криминалистичес­ких подразделений органов внутренних дел. Первый кабинет научно-су­дебной экспертизы начал работать с марта 1919 г. при Центральном уп­равлении уголовного розыска России. В 1921 г. он был реорганизован в научно-технический подотдел ОУР НКВД, а в мае 1922 г. — в научно-технический отдел. В 1936 г. аналогичные научно-технические подразде­ления были созданы в милиции по всему Союзу.

В конце 1945 г. создается НИИ криминалистики Главного управле­ния милиции НКВД, который и возглавил эту систему. В 1960 г. НИИК был переименован в НИИ милиции. Впоследствии была создана Цент­ральная криминалистическая лаборатория МВД, основной задачей кото­рой было производство экспертиз для центрального аппарата министер­ства. В 1983 г. на базе этой лаборатории и ряда отделов ВНИИ МВД была создана лаборатория криминалистических исследований ВНИИ МВД, которая в 1990 г. была преобразована в самостоятельный Всесоюзный научно-криминалистический центр МВД СССР. В 1992 г. ВНКЦ и Экспер-тно-криминалистическое управление МВД СССР были объединены в единый Экспертно-криминалистический центр МВД России. В системе местных органов внутренних дел функционируют экспертно-кримина-листические управления, отделы, отделения и лаборатории.

В зарубежных странах экспертные криминалистические учрежде­ния находятся, как правило, в системе органов полиции, а в некото­рых — органов юстиции. В небольших государствах это обычно общена­циональный институт или лаборатория, обслуживающая всю страну. Та­кова, например, Национальная криминалистическая лаборатория в Осло (Норвегия). В США ФБР имеет Центральную криминалистическую лабо­раторию и разветвленную сеть региональных лабораторий. В Великобри­тании существуют восемь региональных полицейских криминалистичес­ких лабораторий и Центральная лаборатория лондонской полиции.

Наши рекомендации