Тема 3. Источники уголовно-процессуального права
Вопрос и в теории, и на практике является достаточно сложным.
Под источником УПП понимается внешняя форма выражения нормативно-правовых актов, регулирующих полномочия, права, обязанности участников уголовно-процессуальных отношении.
Источники УПП могут быть разделены на 3 группы:
1. непосредственные источники – т.е. законодательно закреплённые в ст. 1 УПК (Конституция РФ; общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры).
В соответствии со ст. 7 УПК суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять закон, противоречащий УПК РФ. Суд, установив в ходе производства по уголовному делу несоответствие ФЗ или иного нормативно-правового акта УПК РФ, принимает решение в соответствии с требованиями УПК РФ. Однако, если другим ФЗ предусмотрено больше прав человека, то должен приниматься этот закон.
Если посмотреть на ст. 1 и ст. 7 УПК, то можно обратить внимание, что перечня источников как таковых нет, нет и их четкой иерархии. Поэтому источники уголовно-процессуального законодательства подлежат анализу с учётом положений Конституции РФ, а также постановлений и определений Конституционного Суда РФ. В соответствии со ст. 1 УПК общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью, регулирующей уголовное судопроизводство. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены УПК РФ, то применяются правила международного договора.
Аналогичное правило, но применительно к правовой системе в целом, содержится в ст. 15 Конституции РФ. Включение общепризнанных принципов и норм международного права и договоров в правовую систему предполагает их непосредственное применение и действие для регулирования порядка уголовного судопроизводства.
Непосредственное применение возможно в следующих формах:
1) если внутреннее законодательство РФ противоречит международным нормам;
2) совместное применение норм международного права и внутреннего права , если они дополняют друг друга;
3) самостоятельное применение норм международного права, если во внутреннем законодательстве обнаруживается пробел.
Между тем, до сих пор, не смотря на разъяснение Пленума Верховного Суда РФ, остаётся недостаточно ясным, что входит в систему общепризнанных принципов и норм международного права.
Ещё более формальный характер имеет определение “международный договор РФ”. У нас существует ФЗ “О международных договорах РФ”, который предусматривает необходимость ратификации договоров, устанавливающих иные правила, чем предусмотрено законодательством РФ. В числе международных договоров, которые должны быть реализованы в уголовном судопроизводства можно в частности назвать
1) Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.;
2) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
3) Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в 1950 г., а имеет значение для РФ с 05.05.1998 г.
Особого значения здесь заслуживает Европейская Конвенция, в отличие от иных международных норм, не только закрепляет и перечисляет права и свободы, но и рассматривает создание и деятельность специальных органов, обеспечивающих защиту прав и основных свобод. К числу таких органов относится Европейский суд по правам человека; этот суд уполномочен рассматривать жалобы граждан государств, которые ратифицировали Конвенцию, на нарушение их прав. Нормы Европейской Конвенции подлежат применению на территории РФ в том значении, которое придают им решения Европейского суда по правам человека. При этом, Европейский Суд не создаёт правовых норм, а даёт официальное и обязательное к применению толкование норм Конвенции.
По общему правилу нормы уголовно-процессуального права не могут содержаться ни в Указах Президента РФ, ни Постановления Правительства РФ, ни в ведомственных нормативных актах, кроме случаев, когда сам УПК содержит специальные отсылки к подзаконным актам.
2. Нормативно-правовые акты, которые не закреплены в УПК; но оказывающие существенное влияние на процесс правопонимания и правоприменения в сфере уголовного судопроизводства.
К таким НПА относятся: ФЗ “О судебной системе РФ”, ФЗ “О статусе судей РФ”, ФЗ “О прокуратуре РФ”. ФЗ “Об адвокатской деятельности, об адвокатуре”
3. Нормативно-правовые акты, не содержащие нормы права, но важные для правопонимания и правоприменения.
К ним относятся определения и постановления Конституционного Суда РФ; Постановления Пленума Верховного Суда РФ. К этой же группе относятся и непосредственно решения Европейского Суда по правам человека, создающие прецедентную практику в уголовном судопроизводстве. Поэтому правоприменитель не может не учитывать прецедентную практику.