Участие в гражданских правоотношениях и ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований
Государство может участвовать в гражданском обороте как непосредственно, так и через созданные им государственные юридические лица,а именно государственные и муниципальные унитарные предприятия и финансируемые государством учреждения. При этом, как правило, государство отвечает по долгам созданных им юридических лиц и контролирует деятельность последних. Однако не всегда созданное государством юридическое лицо одновременно действует и от своего собственного имени, и от имени государства, как, например, министерство или федеральное агентство, которые в гражданском обороте могут представлять государство, но в то же время действуют и как самостоятельные юридические лица, приобретающее права и обязанности для себя, а не для государства.
Что же касается органов государственной власти, то они в гражданском обороте действуют не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства. Так, согласно п. 1 и 2 ст. 125 ГК, от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Также от имени государства в гражданском обороте могут выступать как представительные, так и исполнительные органы Российской Федерации – Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, различные министерства и федеральные агентства и др., а также соответствующие им органы государственных и муниципальных образований. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица – государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица (п. 3 ст. 125 ГК).
Каким бы образом государство ни участвовало в гражданском обороте – непосредственно или через созданные им юридические лица и органы государственной власти, – следует особо заметить, что принцип иерархии отходит на задний план и главенствующим становится принцип равноправия,хотя особый режим государства наряду с физическими и юридическими лицами, безусловно, прослеживается. Так, государство является собственником принадлежащего ему имущества, однако, в отличие от физических или юридических лиц, не обладает сознанием и волей, необходимыми для участия в гражданском обороте без посредства различных государственных органов, как наделенных правами юридического лица, так и не обладающих ими. Эти органы перечислены в ст. 125 ГК. Через посредство таких органов государство приобретает, осуществляет и прекращает право собственности в отношении своего имущества. При этом не имеет значения, закреплено ли такое имущество за каким‑либо унитарным предприятием или бюджетным учреждением, или нет. Разумеется, в первом случае налицо некоторые особенности, связанные с тем, что эти государственные юридические лица обладают самостоятельными правами на такое имущество. Государство выступает участником сделок, когда они совершаются уполномоченными лицами от его имени. При этом не существует никаких ограничений по видам, содержанию и форме совершаемых государством сделок. Также государство участвует в отношениях, регламентируемых патентным правом.
Однако, когда государство становится участником гражданско‑правовых отношений, оно, также как и иные участники гражданского оборота, может быть привлечено к ответственности за нарушение прав и охраняемых законом интересов. В ст. 126 ГК закрепляется, что Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования по своим обязательствам несут самостоятельную имущественную ответственность.При этом они не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц. Так, государственные юридические лица при причинении ими вреда отвечают самостоятельно. Однако в п. 6 ст. 126 ГК предусмотрено исключение, согласно которому это правило не распространяется на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации. Кроме того, государство отвечает за вред, причиненный гражданину действиями должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, независимо от их вины. Ответственность государства наступает в случаях незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ и в других случаях.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием (ст. 16 ГК). Также согласно ст. 306 ГК ответственность государства наступает, в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности. Убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством, а споры о возмещении убытков разрешаются судом.
Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств регулируются ст. 127 ГК и определяются законом об иммунитете государства и его собственности.