Органы Федеральной службы безопасности
Федеральная служба безопасности (далее ФСБ) – единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.
Органы ФСБ представляют собой единую централизованную систему. Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении ФСБ РФ. В соответствии Федерального Закона «О Федеральной службе Безопасности» является федеральным органом исполнительной власти, возглавляет его Директор на правах федерального министра. Должности Директора ФСБ РФ соответствует воинское звание генерала армии.
К органам федеральной службы безопасности относятся:
Ø федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
Ø управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
Ø управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);
Ø управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);
Ø другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);
Ø авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.
Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:
- контрразведывательная деятельность;
- борьба с терроризмом;
- борьба с преступностью;
- разведывательная деятельность;
- пограничная деятельность;
- обеспечение информационной безопасности;
- иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.
В них предусмотрена военная служба, а сотрудники имеют статус военнослужащих, им присваиваются военные звания.
Контрразведывательная деятельность - это деятельность органов ФСБ в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленных на нанесение ущерба безопасности России.
Основаниями для проведения органами контрразведки контрразведывательных мероприятий являются:
а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
б) необходимость получения сведений о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
в) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;
г) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе;
д) необходимость обеспечения собственной безопасности;
е) запросы специальных служб, правоохранительных органов и иных организаций иностранных государств, международных организаций в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В процессе контрразведывательной деятельности органы ФСБ могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.
Борьба с терроризмом - деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.
Основаниями для проведения мероприятий по борьбе с терроризмом являются:
а) необходимость пресечения террористического акта;
б) необходимость выявления лиц, причастных к подготовке и совершению террористического акта;
в) необходимость добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма.
В борьбе с терроризмом проводятся гласные и негласные, оперативно-боевые и иные мероприятия.
Органы по борьбе с терроризмом осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, Федеральным Законом «О Федеральной службе Безопасности» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Борьба с преступностью.Органы ФСБ РФ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц, общественных объединений, ставящих свое целью насильственное изменение конституционного строя РФ.
На органы ФСБ федеральными законами и иными нормативными актами могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью. Деятельность органов ФСБ в сфере борьбы с преступностью осуществляются в соответствии в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», уголовным и уголовно-процессуальным законодательством РФ, а также ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации».
Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки РФ в целях получения информации об угрозах безопасности РФ. Порядок и условия взаимодействия органов ФСБ и органов внешней разведки РФ устанавливаются на основании соответствующих соглашений между ними или совместных нормативных актов.
Порядок проведения разведывательных мероприятий, а также порядок использования негласных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности определяются нормативными актами ФСБ РФ. Сведения об организации, тактике, методах осуществления разведывательной деятельности составляют государственную тайну.
Направлениями пограничной деятельности являются:
1. защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
2. защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.
Обеспечение информационной безопасности - деятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:
при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;
при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации.
Изучая настоящую тему, студенты должны знать, что сотрудникам органов ФСБ разрешается хранение и ношение табельного оружия и специальных средств. Они имеют право применять боевые приемы борьбы, а также оружие и специальные средства в случаях и порядке, предусмотренных законодательными и иными нормативными актами РФ для сотрудников милиции.
Органы ФСБ формируются военнослужащими и гражданским персоналом. Военнослужащие органов ФСБ (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), а также лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками ФСБ. Сотрудником органов ФСБ может быть гражданин РФ, способный по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.
Для осуществления своей деятельности органы ФСБ могут без лицензирования разрабатывать, создавать и эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты.
Также без лицензирования органы ФСБ разрабатывают, создают, приобретают и используют средства вооружения и оснащения, включая специальные технические и иные средства, приобретают и используют боевое оружие принятие на вооружение органов ФСБ решением Правительства РФ, а также другое служебное и гражданское оружие и боеприпасы к нему.
Контроль за деятельность органов ФСБ осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законам
Надзор за исполнением органами ФСБ законов РФ осуществляет Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. При этом установлено, что в предмет прокурорского надзора не входят сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам ФСБ содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, тактике и методах, средствах осуществления деятельности органов ФСБ.
Органы внешней разведки
Под внешней разведкой понимается совокупность специально создаваемых государством органов – органов внешней разведки. Внешняя разведка является составной частью сил обеспечения безопасности РФ и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных федеральным законом методов и средств.
Органы внешней разведки осуществляют правоохранительную деятельность посредством осуществления оперативно-розыскных действий.
Сферы деятельности органов внешней разведки определены ст. 11 ФЗ «О внешней разведке». Разведывательная деятельность осуществляется:
- Службой внешней разведки РФ – в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической, экологической сферах, в сфере обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами РФ, икомандированных за границу граждан, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющих государственную тайну;
- Органом внешней разведки Министерства обороны РФ – в военной, военно-политической, военно-технической и военно-экономической сферах.
Общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.
В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки Российской Федерации могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.
Сотрудниками органов внешней разведки Российской Федерации являются военнослужащие и государственные гражданские служащие кадрового состава, а также не входящие в кадровый состав военнослужащие, государственные гражданские служащие и работники, добровольно поступившие соответственно на военную службу либо государственную гражданскую службу или на работу в эти органы. Сотрудником органа внешней разведки Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства и способный по своим профессиональным и личным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.