Надзор прокурора за обеспечением права подозреваемого и обвиняемого на защиту
В обязанности прокурора входит осуществление надзора за выполнением органами дознания или следствия требований Конституции Российской Федерации (ст. 48) об обеспечении права граждан на защиту. Речь идет, главным образом, об участии защитника-адвоката в производстве по уголовному делу. Конституционное регулирование деятельности адвокатов свидетельствует о важном значении деятельности адвокатуры в уголовном судопроизводстве, в постановлении судом законного, обоснованного и справедливого приговора. В Конституции подчеркивается, что каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления "имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения".
Прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы защитник был привлечен к участию в производстве дознания или предварительного следствия с момента задержания или ареста подозреваемого, а во всех остальных случаях - с момента предъявления обвинения. Прокурор следит за тем, чтобы следователь как при задержании и аресте, так и при предъявлении обвинения разъяснил обвиняемому его право иметь защитника. При этом следователь обязан также разъяснить право обвиняемого иметь защитника, расходы по оплате услуг которого может принять на себя коллегия адвокатов, если обвиняемый не располагает денежными средствами для оплаты услуг адвоката. Следователь не вправе навязывать обвиняемому в качестве защитника определенное лицо. В то же время следователь должен иметь в виду, что член коллегии адвокатов не вправе уклониться от осуществления защиты как по соглашению, так и по назначению коллегии адвокатов. Содержание обвиняемого под стражей не должно служить препятствием к реализации обвиняемым своего права на защиту. Для того, чтобы обеспечить право обвиняемого на защиту, следователь в этом случае обязан предоставить ему свидание с близкими или родственниками, которые смогут пригласить защитника для участия в процессе. Если у обвиняемого нет такой возможности, а защитник должен принять участие в процессе со стадии предъявления обвинения, выполнение этой функции следователь должен принять на себя (ст. 49 УПК). Он направляет свое предписание в юридическую консультацию района или города по месту производства предварительного следствия. В тех случаях, когда защитник, избранный обвиняемым, не может явиться для участия в деле, следователь в соответствии со ст. 48 УПК должен предложить обвиняемому пригласить другого защитника, установив для этого 5-дневный срок. Если обвиняемый в указанный срок не воспользуется этим правом, следователь через юридическую консультацию назначает ему другого защитника. Следователь обязан принять меры к замене защитника, если позиция прежнего по вопросам доказанности или недоказанности преступления, его юридической оценки и т. д. не отвечает позиции обвиняемого. Такое решение следователь может принять в случаях, если по этому поводу есть обоснованные заявления (ходатайства) или самого обвиняемого, или его защитника.
Допуская защитника с момента задержания или ареста подозреваемого или с момента предъявления обвинения, следователь обязан создать защитнику необходимые условия для выполнения возложенных на него функций: предоставить свидание с подозреваемым или обвиняемым, дать возможность защитнику ознакомиться с материалами уголовного дела, заявить необходимые ходатайства и т.д. Иногда следователи предъявление обвинения почти объединяют по времени с окончанием предварительного следствия (иногда эти действия выполняются в течение одного дня), чем практически лишают защитника возможности осуществлять свои функции при производстве предварительного следствия.
Участие защитника при производстве расследования не должно сводиться лишь к его присутствию при выполнении следователем отдельных процессуальных действий, в том числе выполняемых по ходатайству защитника. Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 16 июня 1978 г. "О практике применения судами законов, обеспечивающих обвиняемому право на защиту" указал, что в случаях, когда защитник допущен к участию в деле с момента предъявления обвинения, он вправе присутствовать при производстве следственных действий, выполняемых не только по ходатайствам защитника или обвиняемого, но и других следственных действий, если иное не предусмотрено законодательством союзных республик.
Иногда назначение защиты сводится только к исправлению ошибок, допущенных органами предварительного следствия при расследовании ими уголовного дела. Это существенно сужает назначение защиты в стадии предварительного следствия, а следовательно, и права подследственных. Нельзя исходить из презумпции, что по каждому уголовному делу непременно допускаются нарушения закона, ошибки, промахи и упущения в их устранении и состоит основное назначение защитника. На предварительном следствии защитник выступает представителем обвиняемого, защищает и отстаивает его позиции, охраняет его права и законные интересы.
Защитнику обвиняемый может доверить сведения, которыми не располагают ни следователь, ни прокурор. Защитник не вправе самостоятельно распорядиться этими сведениями. Он выполняет волеизъявление обвиняемого. Некоторые следователи, располагая информацией о том, что защитник обладает данными, имеющими существенное значение по делу (например, обвиняемый признал свою вину в убийстве, изнасиловании и т.д., а на допросе у следователя отрицает это), допрашивает защитника в качестве свидетеля. Иногда это делается с согласия прокурора. Это является грубым нарушением закона: защитник обвиняемого не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах дела, которые стали ему известны в связи с выполнением обязанностей защитника.
Защитник вправе обжаловать любые действия и решения следователя. Эти жалобы направляются прокурору, который обязан рассмотреть их в течение трех дней и сообщить заявителю о результатах их рассмотрения (ст. 218, 219 УПК).