Тема 14. производство по делам об административных правонарушениях
Семинарское занятие (2 часа)
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Понятие, особенности и задачи производства по делам об административных правонарушениях законодательство, регламентирующее производство.
2. Принципы производства по делам об административных правонарушениях.
3. Доказательства по делам об административных правонарушениях.
4. Обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях.
5. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях.
6. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административном правонарушении. Их виды.
7. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ:
1. Органы внутренних дел как субъекты административной юрисдикции.
2. Правовое положение потерпевшего.
3. Правовое положение правонарушителя.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.
2. Административное право: Часть первая. Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2005. – 428 с.
3. Административное право: Часть вторая. Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2005.
4. Административное право. Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2004. – 697 с.
5. Административное право Российской Федерации. Учебник / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. – 553 с.
6. Карагодин А.В., Канибер Ю.Н. Практикум по административной юрисдикции.- Белгород: ООНИ и РИД, 2006.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: Юрид. лит., 2009.
2. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. 2-е издание. / Под ред. Соловья Ю.П., Черникова В.В. – М.: ЮРАЙТ, 2003.
3. Бахрах Д.Н., Ренов Э.Н. Административная ответственность по российскому законодательству. — М.: Норма, 2005.
4. Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс: Монография. — М.: ВНИИ МВД России, 2005.
5. Денисенко В.В., Позднышов А.Н., Михайлов А.А. Административная юрисдикция органов внутренних дел. — М., 2002.
6. Цуканов Н.Н. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в деятельности милиции: Учебное пособие. – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2005. – 48 с.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
Подготовка по первому вопросу предполагает уяснение понятия и особенностей производства по делам об административных правонарушениях, его отличий от производств иных видов. Задачи производства указаны в статье 24.1 КоАП. Необходимо помнить, что порядок производства по делам об административных правонарушениях регламентируется различными нормативными актами как федеральных органов власти, так и органов власти субъектов федерации. По этому вопросу следует изучить ст. ст. 71, 72, 73, 76 Конституции РФ и главы 24 КоАП.
Содержание второго вопроса Вам помогут уяснить общие принципы административного процесса. Раскроете содержание специфических принципов производства по делам об административных правонарушениях, указанных в ст. ст. 24.2, 24.3 КоАП и других.
Проблема доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях не имеет такого существенного значения как, например, в административном процессе. Тем не менее необходимо знать, что является основными средствами доказывания, какие источники информации возможно использовать в производстве по делам об административных правонарушениях.
По третьему вопросу необходимо изучить ст. ст. 26.2 – 26.11 КоАП.
Четвертый вопрос имеет существенное значение для уяснения содержания производства по делам об административных правонарушениях, поскольку требует изучения обстоятельств, при которых производство по делу прекращается. Необходимо изучить ст. 24.5.
По пятому вопросу необходимо дать понятие срока в производстве, назвать основные их них. Изучите ст.ст. 4.5, 4.6, 28.1, 28.7, 29.6 КоАП.
Шестой вопрос обширен по своему содержанию. Отвечая на него, необходимо дать понятие субъекта административной юрисдикции, т. е. органа или должностного лица, уполномоченного расследовать дела об административных правонарушениях. Необходимо указать основные виды (группы) органов административной юрисдикции, раскрыть содержание их компетенции, для чего следует ознакомиться с содержанием главы 22 КоАП.
Седьмой вопрос предполагает знание статей главы 25 КоАП РФ.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:
производство по делам об административных правонарушениях; стадии производства по делам об административных правонарушениях; участники производства; сроки в производстве; подведомственность дел об административных правонарушениях.
Практическое занятие №1 (2 часа)
ВОПРОСЫ ЗАНЯТИЯ:
1) Понятие производства по делам об административных правонарушениях.
2) Особенности производства по делам об административных правонарушениях.
3) Задачи производства по делам об административных правонарушениях.
4) Принципы производство по делам об административных правонарушениях.
Решение и обсуждение задач: задачи №1,2 по практикуму «Административная юрисдикция», стр.23-24
При решении задачи курсант долен изложить содержание задачи, проанализировать учебную ситуацию или вопрос, дать ответ, аргументируя ссылками на нормативные акты. Если есть несколько вариантов решения, доложить несколько вариантов решения.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
Понятие административно-юрисдикционного процесса. Его место в структуре административного процесса.
Понятие производства по делам об административных правонарушениях и административно-юрисдикционной деятельности по делам об административных правонарушениях. Виды административно-юрисдикционной деятельности по делам об административных правонарушениях (предварительная, право разрешительная, исполнительная административно-юрисдикционная деятельность). Задачи и содержание каждой стадии производства.
В чем сходство и различие дисциплинарного производства и производства по делам об административных правонарушениях?
Укажите задачи, принципы, стадии производства по делам об административных правонарушениях. Можно ли отдельные общепринятые стадии производства разбить на самостоятельные этапы? Если да, то укажите их.
Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях.
Практическое занятие №2 (2 часа)
ВОПРОСЫ ЗАНЯТИЯ:
1) Виды производств по делам об административных правонарушениях.
2) Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях
3) Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях.
Решение и обсуждение задач: задачи №7-11 по практикуму «Административная юрисдикция», стр.28-29.
При решении задачи курсант долен изложить содержание задачи, проанализировать учебную ситуацию или вопрос, дать ответ, аргументируя ссылками на нормативные акты. Если есть несколько вариантов решения, доложить несколько вариантов решения.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
На самоподготовке курсант должен письменно решить задачу 3 по практикуму «Административная юрисдикция», стр.25. и быть готовым ответить на следующие вопросы:
Факторы, обусловливающие повышение требований к законности в производстве по делу об административном правонарушении и совершенствованию уровня правового регулирования процессуальной деятельности.
Доказательства по делу об административном правонарушении. Виды доказательств. Что подлежит выяснению и что может являться доказательствами по делу об административном правонарушении?
Охарактеризуйте установленные КоАП РФ способы получения и закрепления доказательств. Оценка доказательств. Имеет ли какое-либо из доказательств заранее установленную силу?
Участники производства по делам об административных правонарушениях. Как они могут быть классифицированы?
Подведомственность дел об административных правонарушениях. Ее виды. Какие органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях?
Практическое занятие №3 (2 часа)
ВОПРОСЫ ЗАНЯТИЯ:
1) Административно-правовой статус лица совершившего административное правонарушение.
2) Административно-правовой статус потерпевшего.
3) Административно-правовой статус свидетеля.
Решение и обсуждение задач: задачи №15-20 по практикуму «Административная юрисдикция», стр.30-31.
При решении задачи курсант долен изложить содержание задачи, проанализировать учебную ситуацию или вопрос, дать ответ, аргументируя ссылками на нормативные акты. Если есть несколько вариантов решения, доложить несколько вариантов решения.