Тема 6. Предприятия, учреждения и организации как субъекты административного права

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и виды предприятий и учреждений.

2. Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений. Их взаимоотношения с органами исполнительной власти.

3. Административно-правовой статус негосударственных предприятий и учреждений. Их взаимоотношения с органами исполнительной власти.

4. Особенности административно-правового статуса общественных объединений и религиозных организаций.

Предприятия и учреждения также являются субъектами административного права. Субъектами административно-правовых отношений предприятия и учреждения становятся, например, при получении разрешения (лицензии) на занятие определенными видами деятельности, их государственной регистрации и т. д.

Субъектами административного права являются многочисленные общественные объединения. Относительно недавно было создано новое общественное объединение - Общественная палата Российской Федерации, которое обеспечивает взаимодействие граждан России с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Задание 1.Как практикующий юрист дайте консультацию гражданам РФ, решившим создать религиозную организацию «Крест Господний» и общественное движение «Народ и армия едины». Раскройте механизм их создания.

Задание 2. Назовите основные направления осуществления контроля и надзора за деятельностью общественных объединений.

Задание 3. Создание каких общественных объединений запрещено законом?

Задание 4. Каковы функции государства по отношению к общественным объединениям?

Задание 5. Назовите особенности административно-правового статуса некоммерческих организаций.

Задание 6. Заполните таблицу:

Виды организаций Нормативная основа деятельности Порядок возникнове- ния право- субъектности Меры контроля над деятельностью Санкции за нарушения законодательства
Финансово-промышленная группа        
Кредитная организация        
Государственная корпорация        

Задание 7. Заполните таблицу:

Виды организаций Кто утверждает устав Особенности государственной регистрации Подве- домствен-ность организа-ции Меры административ-ного контроля
Федеральное государственное предприятие        
Федеральное казенное предприятие        
Федеральное государственное учреждение        

Интерактивное занятие в форме анализа конкретных ситуаций и деловой игры

Цель занятия: уяснение порядка создания и регистрации общественных объединений в различных организационно-правовых формах с целью применения полученных знаний при решении конкретных дел.

Подготовительный этап:

Студентам необходимо разделиться на несколько групп по 5-6 человек в каждой. Группе студентов поочередно поручаются несколько заданий: 1) создать и зарегистрировать общественную организацию «Путь», 2) создать и зарегистрировать профсоюз, 3) создать и зарегистрировать политическую партию, 4) создать и зарегистрировать религиозную организацию. Один из студентов при этом «играет» роль представителя общественной организации, другой – представителя Министерства юстиции РФ, третий - представителя Управления Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации. Студенты, проигрывая ситуацию, сменяют один другого так, чтобы задействована была вся группа студентов.

Состав участников: ведущий – преподаватель, освоивший технологию игры, и участники, объединенные в несколько команд.

Результат: рассмотрение порядка создания и регистрации общественных объединений в различных организационно-правовых формах.

Условия игры: команда, которая ошибается в очередности действий, получает штрафной балл. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество штрафных баллов.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

Гражданский кодекс РФ. Часть 1. М., 2013.

Федеральный закон от 19 мая 1995г. №8-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ,2006, №6,Ст. 636.

Федеральный закон от 19 мая 1995г. №8-ФЗ «Об общественной палате» // СЗ РФ,2006 , №6,Ст. 636.

Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 99-ФЗ «О государственной поддержке молодеж­ных и детских общественных объединений» с изменениями и дополнениями // СЗ РФ, 1995, № 27,Ст. 2503.

Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ // СЗ РФ, 1995, № 34,Ст. 3426.

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» //СЗ РФ, 1996, № 1,Ст.1.

Федеральный закон от 11 августа 1995г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // СЗ РФ, 1995, № 33, Ст. 3340

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» //СЗ РФ, 1996, № 3,Ст. 145.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» //СЗ РФ, 1996, № 3,Ст. 148.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» //СЗ РФ, 1997, №39,Ст. 4465.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» //СЗ РФ, 1997, № 30,Ст.3954.

Федеральный закон от 8 фев­раля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью» //СЗ РФ, 1998, № 7,Ст. 785.

Федеральный закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях» //СЗ РФ, 2001, №29,Ст. 2950.

Федеральный закон от 4 мая 2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета, 2011, 6 мая.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» //СЗ РФ, 2001, № 33,Ст. 3431

Федеральный закон от 14 ноября 2002г. «О государственных и муниципальных унитарных предпри­ятиях» //СЗ РФ, 2002, № 48,Ст. 4746.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности. //СЗ РФ, 2002, № 30,Ст. 3031.

Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002г. №438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» //СЗ РФ, 2002, №26,Ст.2586.

Основная

Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2009г.*

Россинский Б.В. Административное право: учебник/ Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., 4-ое издание, пересм. и доп. М.: Норма Инфра, 2010.*

Дополнительная

Агапов А. Б. Церковь и исполнительная власть //Государство и право. 1998. №4.

Бахрах Д. Н. Коллективные субъекты административного пра­ва //Правоведение. 1991. № 3.

Братко А. Г. Центральный банк в банковской системе России.М., 2001.

Винницкий Д. В. Налоговая правосубъектность организации //Журнал российского права. 2001. № 10.

Грось Л. А. Взаимоотношения публично-правовых образова­ний - собственников и учредителей - с учреждениями или уни­тарными предприятиями //Журнал российского права, 2001, № 12.

Грачев Д.О. Саморегулируемые организации: проблемы определения правового статуса // Журнал российского права, 2004, №1.

Ершова И. В. Проблемы правового статуса государственных корпораций //Государство и право, 2001, № 6.

Лупарев Г. П. Социальное назначение религиозных организаций как основа их правового статуса //Государство и право, 1995, № 11.

Лысенко В.В. Права на объединение и виды общественных объединений в РФ //Конституционное и муниципальное право, 2001, №3.

Лысенко В.В. Гражданское общество и общественные объединения в РФ //Конституционное и муниципальное право, 2001, №1.

Ногина О. А. Правовая природа государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации //Правоведение, 1996,№ 4.

Овчарова Е. В. Понятие, структура и содержание администра­тивно-правового статуса юридического лица // Гражданин и право, 2001, № 1.

Петухов В. Н. Корпорации в российской промышленности: законодательство и практика. М., 1999.

Писенко К.А. Соглашения о сотрудничестве между религиозными объединениями и исполнительными органами государственной власти Российской Федерации как разновидность административного договора // Государство и право, 2004, №3.

Талапина Э. В. Управление государственной собственностью. СПб., 2002.

Черемных Г. Общественные объединения: регулирование дея­тельности //Российская юстиция, 1996, № 4.

Черных О. В. Взаимоотношения государственного унитарного предприятия с федеральными органами исполнительной власти //Юрист, 2001, №2.

Наши рекомендации