Система, организация органов прокуратуры
Как было сказано ранее, прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов. Эта система подчинена Генеральному прокурору РФ и осуществляет надзор за исполнением действующих на ее территории законов и другие функции в соответствии со своими полномочиями.
В систему прокуратуры входят Генеральная прокуратура, территориальные и специализированные прокуратуры, а также учреждения науки и образования.
Генеральная прокуратура РФ находится во главе всей остальной системы. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 ' Россия разделена на семь территориальных округов, в каждом из которых согласно Приказу Генерального прокурора № 98 от 5 июня 2000 г. созданы Главные управления Генеральной прокуратуры во главе с заместителями Генерального прокурора.57 В ст. И Закона «О прокуратуре РФ» такого звена нет, в связи с чем требуется внесение в этот Закон соответствующих поправок, которые бы урегулировали взаимоотношения Главных управлений (отделов) Генеральной прокуратуры со всей остальной системой и межрегиональными образованиями. Следующим звеном являются территориальные прокуратуры субъектов Федерации, тесно связанные с административно-территориальным устройством России. Их число соответствует числу субъектов Федерации (в настоящее время 89).
В каждой прокуратуре субъекта Федерации действуют прокуратуры городов и районов. Для осуществления руководства районными прокуратурами в крупных городах созданы прокуратуры городов, имеющих районное деление. Этим прокуратурам предоставлены определенные полномочия (ст. 19 Закона) по руководству районными прокуратурами.
В отдельных городах образованы административные округа, что связано, например, в городе Москве со специфическим административно-территориальным делением. В Москве имеются муниципальные районы и административные округа. С учетом этого в столице действуют межрайонные прокуратуры, обеспечивающие надзор на территории ряда муниципальных районов и прокуратуры административных округов, имеющие статус прокуратур городов с районным делением.
В систему органов прокуратуры входят также специализированные прокуратуры. К их числу относятся военные, транспортные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, а также прокуратуры, осуществляющие надзор в ЗАТО г. Межгорье и комплексе Байконур. Генеральный прокурор своим Приказом № 54 от 9 сентября 2002 года разграничил компетенцию территориальных, военных и других специализированных прокуратур.
В соответствии с этим Приказом на прокуроров субъектов Федерации возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, соблюдением прав
57 Главные управления, кооме ГУ в южном федеральном округе, преобразованы в отделы на правах управлений. /Приказ Генерального прокурора РФ № 97 от 11 июня 2002 г.
и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за исполнением законов должностными лицами территориальных органов и служб МВД РФ, ФСБ РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Федеральной таможенной службы, Министерства юстиции РФ, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ, при осуществлении оперативно - розыскной деятельности, за процессуальной деятельностью при производстве дознания и предварительного следствия, а также при исполнении наказания и применении назначаемых судом мер принудительного характера, в местах содержания задержанных и заключённых под стражу; надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами территориальных органов Министерства юстиции РФ своих функций, связанных с защитой установленного порядка осуществления государственной власти и управления, а также конституционных прав и законных интересов граждан и организаций; уголовное преследование по уголовным делам в соответствии с полномочиями, установленными Уголовно-процессуальным кодексом РФ (за исключением случаев подследственности воен-нойиприродоохранной прокуратур).
/Главная военная прокуратура образуется на правах структурного подразделения в Генеральной прокуратуре и возглавляется заместителем Генерального прокурора, Главным военным прокурором. Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации; военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.
На военных прокуроров возложено осуществление надзора за исполнением Конституции, законов, соответствием законам
издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих и членов их семей, иных граждан руководителями и должностными лицами органов управления и военного управления, воинских частей, учреждений, организаций, предприятий и иных военизированных подразделений Вооружённых сил РФ, внутренних войск МВД РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Службы внешней разведки, Федеральной пограничной службы. Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ и др. войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами. Также на них возложен надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, по делам и материалам о преступлениях, совершённых военнослужащими, военнообязанными, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершённых в расположении воинской части, соединения, учреждения; надзор за исполнением должностными лицами органов и войск Федеральной пограничной службы РФ, а также соблюдением прав и гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании Закона РФ «О государственной границе РФ», за законностью привлечения к административной ответственности лиц, допустивших нарушения пограничного режима, за нарушения природоохранного законодательства и иных нормативных актов, исполнение которого находится в компетенции пограничной службы России; уголовное преследование за преступления военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц гражданского персонала Вооруженных сил РФ и других войск, воинских формирований или органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами, в связи с исполнением ими служебных обязанностей или совершенные в расположении воинской части, соединения, учреждения.
Юснова транспортных прокуратур была создана в 1970-80 годах. Вначале это были транспортные прокуратуры на правах
• 66
районных. В 1980 году были созданы транспортные прокуратуры на правах прокуратур областей, которые были упразднены в 2002 г. В настоящее время система транспортных прокуратур интегрировалась в территориальные прокуратуры субъектов Федерации. Транспортные прокуратуры осуществляют надзор на всех видах транспорта, кроме автомобильного, а также в таможенных органах. Генеральный прокурор возложил на транспортных прокуроров осуществление надзора за законностью в территориальных органах Федеральной таможенной службы. Федерального агентства железнодорожного транспорта (кроме вопросов автомобильно-дорожной службы). Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта. Транспортным прокурорам подследственны дела о преступлениях, совершенных на полотне железной дороги, станциях, вокзалах, платформах, пристанях, речных и морских судах, воздушных судах, в аэропортах, поездах, морских и речных портах. Им также подследственны уголовные дела о нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта, дела о контрабанде и других нарушениях таможенного законодательства. В компетенцию транспортных прокуратур входят вопросы надзора за исполнением законов на транспортных объектах, относящихся к системе учреждений транспорта, надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности, за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания и определяются ведомственной принадлежностью правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную работу, предварительное расследование и дознание, вопросы участия в рассмотрении судебных дел, инициированных транспортными прокурорами.
В связи с упразднением 2 Главного управления Генеральной прокуратуры прокуроры субъектов Федерации осуществляют надзор за исполнением законов в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо режимных предприятиях и объектах оборон но-промышленного комплекса, обособленных военных городках Министерства обороны РФ, Федерального агентства Правительственной связи и информации при Президенте РФ, Главного управления специальных программ Президента РФ, где проживает гражданское население, а также на транспорте, в органах внутренних дел на транспорте, в таможенных органах.
Начиная с 1980 года почти во всех субъектах РФ созданы межрайонные природоохранные прокуратуры со статусом районных.
В 1991 году была создана Волжская природоохранная прокуратура на правах прокуратуры субъекта Федерации, в 1998 году - Московская природоохранная прокуратура, также на правах прокуратуры субъекта Федерации, последняя в настоящее время упразднена, а подчинённые ей межрайонные прокуратуры переданы в ведение прокуроров субъектов Федерации.
Природоохранные прокуроры - Волжский межрегиональный и межрайонные - в пределах своей компетенции осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан, соблюдением законов соответственно представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления природоохранными конфолнрующими органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов в соответствии с разграничением компетенции, установленной Генеральным прокурором для Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, и прокурорами субъектов Российской Федерации для остальных природохранных прокуратур. Перечень городов и районов субъектов Российской Федерации, на территории которых распространяются полномочия Волжской межрегиональной прокуратуры, определяется Волжским межрегиональным прокурором по согласованию с прокурорами субъектов РФ. Природоохранные прокуратуры производят также уголовное преследование но делам об экологических преступлениях, совершенных на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных субъектах хозяйственной деятельности. Перечень этих объектов определен прокурорами субъектов Российской Федерации.
В начале 1980 годов были созданы прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. Эти прокуратуры имеют статус районных прокуратур, подчиненных прокурорам субъектов Российской Федерации. Прокуроры надзирают за соблюдением законов в исправительных учреждениях, за соответствием законам издаваемых администрацией этих учреждений правовых актов, за соблюдением прав лиц, содержащихся
в местах лишения свободы. Прокуроры и следователи этих прокуратур производят предварительное расследование преступлений, совершенных осужденными и работниками служб ИУ -уголовно исполнительной системы.
Все военные и другие специализированные прокуроры должны обеспечивать поддержание государственное обвинение по делам, за расследованием которых они осуществляли надюр.
Прокуроры субъектов Российской Федерации и специализированные прокуроры должны обеспечить необходимое взаимодействие при осуществлении надзора и уголовного преследования, принимать согласованные меры борьбы с преступностью.
В систему органов прокуратуры входят научные и образовательные учреждения (Институт проблем укрепления законности и правопорядка; три института повышения квалификации; Санкт-Петербургский институт Генеральной прокуратуры и три учебных вуза, расположенных в г.г. Москве, Саратове и Екатеринбурге), редакции печатных изданий.
В соответствии со ст. 12 Закона «О прокуратуре РФ» Генеральный прокурор назначается на должность сроком на 5 лет. Назначение происходит по представлению Президента РФ Советом Федерации. Освобождение его от должности также должно производиться по представлению Президента Советом Федерации. Если последний не согласится с этим предложением Генеральный прокурор продолжает оставаться в своей должности.
На основании ч. 2 ст. 14 Закона Совет Федерации по представлению Генерального прокурора назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора. В соответствии со ст. 13 Закона прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами Федерации на неопределенный срок. Они подчинены и подотчетны Генеральному прокурору.
Генеральный прокурор назначает заместителей прокуроров субъектов Федерации. Прокуроры городов и районов назначаются Генеральным прокурором также без указания срока, он же освобождает их от должности. Их заместители назначаются прокурором субъекта Федерации.
Все эти прокуроры подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору. Подчиненность состоит в обязанности нижестоящих прокуроров выполнять требования вышестоящих прокуроров о проведении проверок соблюдения
законности и в праве вышестоящих прокуроров привлекать к ответственности за допущенные нарушения по службе нижестоящих прокуроров в установленном законом порядке. Подотчетность - это представление вышестоящим прокурорам статистических отчетов, информации о состоянии законности, докладов по поручениям, данным Генеральным прокурором или другими вышестоящими прокурорами, представление им необходимых материалов и дел. Подчиненные прокуроры проводят проверки по поручениям вышестоящих прокуроров, реализуют их рекомендации, выполняют изданные ими приказы.
Кроме указанных ключевых должностей в каждой прокуратуре формируется аппарат оперативных работников прокуратуры. Генеральный прокурор в пределах штатной численности, установленной для прокуратуры, и фонда заработной платы создает структуру органов, осуществляющих надзорную и иную деятельность. В Генеральной прокуратуре это - главные управления, управления, отделы на правах управлений, отделы управлений во главе с их начальниками и заместителями. В аппарате Генеральной прокуратуры, кроме руководителей указанных подразделений, имеются советники, старшие помощники и помощники; старшие помощники и помощники по особым поручениям; старшие прокуроры и прокуроры; старшие прокуроры и прокуроры-криминалисты; старшие следователи и следователи по особо важным делам и их помощники; кроме них имеются специалисты и другие работники, обслуживающие аппарат (начальники канцелярий, их заместители, референты, секретари, переводчики и т.п.).
Генеральный прокурор устанавливает также численность и структуру всех подчиненных ему органов и учреждений.
Прокуроры субъектов Федерации в пределах штатной численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур. Такое право прокуроры получили только по Закону «О прокуратуре РФ», в редакции 1995 года. Это важное полномочие позволяет им с учетом оперативной обстановки, состояния законности, уровня преступности маневрировать своими кадровыми ресурсами с целью более рационального распределения сил и возможностей и эффективного осуществления надзора и иной деятельности на направлениях, признанных приоритетными. В прокуратурах субъектов Российской Федерации, как и в Генеральной прокура-
туре, созданы управления и отделы. В их штатах имеются старшие помощники и помощники прокурора, старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры и прокуроры-криминалисты, следователи по особо важным делам, старшие следователи, их помощники. Управления и отделы возглавляются начальниками и их заместителями (по необходимости). Кроме того, прокуроры субъектов Российской Федерации могут иметь помощников по особым поручениям, приравненных по своему статусу к заместителям начальников управлений.
В прокуратурах городов и районов в зависимости от объема работы и других параметров, принимаемых во внимание, у прокурора могут быть первый заместитель и заместители, старшие помощники и помощники, старшие прокуроры - криминалисты и прокуроры - криминалисты, старшие следователи и следователи; в крупных городах - следователи по особо важным делам. Перечисленные оперативные работники назначаются на должность прокурором субъекта Российской Федерации. Однако, нередко штаты районных сельских прокуратур состоят из прокурора, заместителя и следователя, или также и одного помощника.
В Генеральной прокуратуре на основании ст. 20 Закона «О прокуратуре РФ» образуется коллегия в составе Генерального прокурора, его заместителей, других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором. Эта коллегия имеет права совещательного органа, но, как правило, решения коллегии реализуются через приказы Генерального прокурора, которые являются обязательными для исполнения.
В прокуратурах субъектов Российской Федерации также создаются коллегии, состоящие из прокурора, его заместителей и других должностных лиц, назначаемых прокурором субъекта РФ, которые имеют право совещательного органа.
Контрольные вопросы:
1. Система управления органов прокуратуры.
2. Специализированные органы прокуратуры.
3. Структура и компетенция органов Военной прокуратуры.
4. Компетенция органов транспортной прокуратуры.
5. Другие специализированные органы прокуратуры, их компетенция.
6. Структура и компетенция Генеральной прокуратуры.
7. Структура территориальных прокуратур.