Основные направления повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов
Магистральное направление повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов – это повседневное, постоянное совершенствование его качественных характеристик на всех стадиях надзорного процесса и в особенности совершенствование всех элементов организации работы прокуратуры.
Прежде всего необходимо обеспечить комплексный подход в борьбе с правонарушителями и в первую очередь – с преступлениями. Применительно к прокурорскому надзору за исполнением законов комплексный подход может означать: комплексное, целенаправленное и активное применение прокурором всех предоставленных в его распоряжение правовых средств; координацию надзора в рассматриваемой сфере с другими отраслями прокурорского надзора и всеми участниками деятельности прокуратуры; тесное увязывание надзорной работы с профилактической деятельностью; постоянное и тесное взаимодействие прокуроров с органами представительной и исполнительной власти, правоохранительными, контролирующими и другими органами, а также с общественными формированиями по вопросам укрепления законности; увязывание надзорных мероприятий с важнейшими социально-экономическими, экологическими и иными задачами, решаемыми в регионе (районе, городе, области).
Достижению комплексного подхода могут способствовать также: тесное увязывание надзорной деятельности с предварительным следствием по уголовным делам и, в частности, проведение прокурорских проверок одновременно с производством предварительного следствия; проведение совместных с органами контроля и иными органами проверок; активная реализация прокурором права поручения проведения проверок правоохранительным, контролирующим и другим органам. Речь, таким образом, идет о создании единого, четко скоординированного фронта борьбы с правонарушителями.
Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законов связано ссовершенствованием управления (руководства) надзорной деятельностью со стороны вышестоящих прокуратур. Оно может идтипо следующимнаправлениям:
• своевременное, оперативное корректирование надзорной деятельности, нацеливание ее на решение главных, ключевых задач укрепления законности, предупреждение правонарушений;
• улучшение анализа надзорной деятельности и своевременное доведение результатов анализа до нижестоящих прокуроров;
• своевременное принятие мер к устранению ошибок и упущений в работе, допускаемых нижестоящими прокурорами;
• улучшение методической помощи нижестоящим прокурорам;
• подготовка более совершенных методических пособий, разработок, указаний, писем и обеспечение ими прокуроров;
• совершенствование деятельности по распространению положительного опыта работы;
• совершенствование контроля за внедрением в практику работы новейших достижений науки и практики, передовых методов и приемов выявления и устранения правонарушений;
• развитие инициативы, самостоятельности и боевитости у нижестоящих прокуроров. При этом основные усилия должны направляться на оказание действенной помощи прокурорам районов и городов в организации ими на научной основе прокурорского надзора за исполнением законов.
В плане повышения методического мастерства прокурорских работников низового звена хорошие результаты может дать проведение работниками областных и им равных прокуратур показательных (учебных) проверок исполнения законов. Речь идет об обучении в условиях проведения реальной проверки.
Следующее направление – этосовершенствование тактики и методики выявления нарушений законов и установления обстоятельств, им способствующих. В первую очередь необходимо добиваться повышения качества прокурорских проверок, которое к сожалению, не всегда высокое. Прокуроры не всегда готовятся к проведению проверок, в результате чего они порой проводятся поверхностно и отдельные нарушения законов не выявляются, не устанавливаются обстоятельства, способствующие нарушениям. Устранение этих и других недостатков будет способствовать повышению качества прокурорских проверок. Этому может способствовать также:
• комплексное применение прокурорами различных проверочных действий;
• применение различных приемов и методов, в том числе и криминалистических;
• активное привлечение к проверкам специалистов;
• проведение проверок совместно (одновременно) с другими правоохранительными органами, контролирующими и иными органами;
• проведение комплексных проверок, т.е. проверок исполнения нескольких законов. Повышению качества проверок будет способствовать, кроме того, совершенствование ныне действующих и с разработка новых частных методов их проведения.
Повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законов также может способствоватьсовершенствование практики реагирования прокуроров на нарушения законов. Совершенствование практики реагирования может идти по следующим направлениям:
• совершенствование порядка внесения актов прокурорского надзора, активное применение всех правовых средств и актов реагирования;
• сочетание письменных и устных форм реагирования;
• повышение остроты прокурорского реагирования;
• совершенствование структуры и повышение качества актов прокурорского надзора;
• усиление контроля со стороны прокуроровза реализацией внесенных актов реагирования;
• систематическое обобщение (анализ).практики реагирования;
• совершенствование профессиональных навыков прокуроров. Этому могут способствовать все формы повышения квалификации прокуроров.
Кроме этого повышению эффективности прокурорского надзора, как и всей многогранной деятельности прокуратуры, может способствовать дальнейшеесовершенствование законодательства, регулирующего организацию и деятельность прокуратуры, о чем будет сказано в следующем параграфе этой главы. Понятно, что и совершенствование всего законодательного массива России и, в частности, устранение пробелов в правовом регулировании тех или иных общественных отношений, разночтений, дублирования, его кодификация будут в конечном итоге способствовать повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законов.
Прокуроры должны использовать все имеющиеся в их распоряжении средства (возможности) для повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов, что будет несомненно способствовать укреплению законности и правопорядка как в регионах так и в целом в стране.