Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, при этом носящая сугубо индивидуальный характер. По курсу «Криминалистика» самостоятельная работа обучаемых предполагает выработку навыков изучения первоисточников и другой литературы во внеаудиторное время.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:

– готовность студентов к самостоятельному труду;

– мотивация получения знаний;

– наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

– система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

– консультационная помощь преподавателя.

Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов.

Эта работа включает в себя:

- самостоятельное изучение источников, в том числе нормативных правовых актов и практики их применения;

- решение правовых задач;

- подготовку к практическим занятиям;

- выполнение заданий преподавателя;

- конспектирование материалов по заданию преподавателя, написание рефератов;

- подготовка к занятиям, проводимым в интерактивной форме

- подготовку к промежуточному контролю;

- подготовку к экзамену

Общий объём времени, отведённого на самостоятельную работу составляет 113 часов.

Студенту регулярно рекомендуется изучать публикации в журналах «Бюллетень Верховного суда РФ», «Государство и право», «Законодательство», «Законность», Правоведение», «Российский юридический журнал», «Российская юстиция», «Вестник криминалистики», «Эксперт-криминалист» с тем, чтобы знать изменения, дополнения, вносимые Уголовно-процессуальным законодательством, а так же в следственную, прокурорскую, судебную, адвокатскую практику, статьи по вопросам уголовного процесса, криминалистики.

Своевременное изучение поможет студенту в более лучшем усвоении Криминалистики и предметно использовать эти источники при выполнении письменных работ, а так же при выступлении на семинарских занятиях.

Для приобретения практических навыков и умений грамотно оформлять процессуальные действия и решения студенту полезно изучать архивные уголовные дела, образцы документов по уголовному процессу и на их основе составлять проекты процессуальных актов и решать правовые задачи.

Студент должен уметь убеждать. Должен доказывать свое мнение, обосновывать его правовыми нормами.

Содержание самостоятельной работы и форма контроля по темам дисциплины

№№ п/п Разделы Содержание самостоятельной работы Форма контроля
  Модуль 1 Раздел 1. Теория и методология науки криминалистики Темы с 1 по 5 Изучение рекомендованной литературы. Выполнение контрольной работы. Решение задач. Сбор и анализ информации, написание реферата. Проверка конспектов, доклады на семинаре и ответы на вопросы. Оценка контрольной работы. Оценка решения прикладных задач. Составление кроссвордов. Защита реферата.
Модуль 2 Раздел 2 Общие положения криминалистической техники Темы с 6 по 12     Изучение рекомендованной литературы. Решение задач. Сбор и анализ информации, написание реферата. Проверка конспектов, доклады на семинаре и ответы на вопросы. Сравнительная таблица. «Участники уголовно процесса » Составление ребусов «Меры пресечения» Оценка решения задач. Защита реферата. Деловая игра Оценка решения задач
Модуль 3 Раздел 3 Темы с 13 по 20   Проверка конспектов, доклады на семинаре и ответы на вопросы.  
Модуль 4 Раздел 4 Темы с 21 по 23 Изучение рекомендованной литературы. Решение задач. Сбор и анализ информации, написание реферата.  

Примерные вопросы контрольной работы

1. История возникновения науки криминалистики.

2. Возникновение и развитие отечественной криминалистики

3. Криминалистическое учение о способе совершения преступления.

4. Теория криминалистической идентификации.

5. Теория криминалистической диагностики.

6. Криминалистические категории и классификации.

7. Криминалистическая характеристика преступления.

8. Криминалистическое исследование огнестрельного оружия.

9. Криминалистическое исследование холодного оружия.

10. Криминалистическое исследование рукописных текстов.

11. Технико-криминалистические средства, применяемые при раскрытии и расследовании преступлений.

12. Тактические приёмы, используемые в ходе производства осмотра места происшествия.

13. Тактические приёмы, используемые в ходе производства обыска.

14. Тактические приёмы, используемые в ходе производства допроса.

15. Тактические приёмы, используемые в ходе производства предъявления лица для опознания.

16. Тактические приёмы, используемые в ходе производства следственного эксперимента.

17. Тактические приёмы, используемые в ходе производства проверки показаний на месте.

18. Криминалистическая характеристика преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических веществ.

19. Криминалистическая характеристика изнасилований.

20. Криминалистическая характеристика преступлений совершаемых в области компьютерной информации.

Цель проведения – определить степень усвоения студентами важнейших категорий уголовного процесса.

Время проведения – 10–15 минут в конце занятия.

Порядок проведения –

а) контрольную давать по теме, которая изучена ранее (2–3 занятия назад);

б) контрольная пишется исключительно по памяти. Студенты не должны пользоваться никакими материалами;

в) объем – не более 1 страницы.

Подведение итогов – желательно подвести итоги на следующем занятии, пока контрольная еще свежа в памяти студентов. Выделить лучшие работы (2–3), показать основные ошибки. Итоги этой контрольной важны прежде всего для преподавателя и, как правило, не учитываются на экзаменах (зачетах).

Составить сравнительные таблицы, изучив предлагаемый перечень дополнительной литературы

Ребусы по теме зарубежная и отечественная криминалистика

Деловая игра по теме «Тактика предъявления для опознания».

Методические рекомендации для подготовки к деловой игре

Цель деловой игры Деловая игра относится к активной форме обучения, позволяющей вовлечь в активную работу всех без исключения студентов учебной группы. Целью деловой игры является формирование студентами, в условиях наиболее приближенных к условиям практической деятельности сотрудников правоохранительных органов, навыков правильного производства следственного действия предусмотренного ст. 193 УПК РФ и приобретение практики словесного описания действий, примет и особенностей опознаваемого лица.

Примерный состав участников деловой игры Из числа студентов учебной группы определяется примерный состав участников деловой игры, это следователь, который в процессе подготовки к предъявлению для опознания определяет состав СОГ и других участников; специалист осуществляющий видеофиксацию хода следственного действия; лицо (предмет) предъявляемое для опознания; опознающий; третьи лица (педагог, психолог, защитник, адвокат и др.); статисты (в случае предъявления для опознания лица); два эксперта-наблюдателя, оценивающие деловую игру.

Не позднее недели до проведения деловой игры, преподавателем будет проведена групповая консультация с участием всех студентов группы (разъяснены цели проведения деловой игры, доведены в краткой форме её содержание и закреплены за конкретными студентами возможные роли, раскрыта специфика каждой роли). За день-два до деловой игры преподавателем будет проверена готовность учебной группы в целом и каждого участника в отдельности, при необходимости проведены дополнительные, индивидуальные консультации.

Примерный сценарий деловой игры (в ходе обсуждения примерного сценария в него вносятся ситуационные дополнения) Перед производством учебного следственного действия, «следователь» определяет состав СОГ и других участников предъявления для опознания, называя должностное положение, фамилии, имена, отчества, а также указывает на цель проводимого предъявления для опознания. Объявляет о предварительно проведённом допросе опознающего лица и результатах его проведения. Начиная производство предъявления для опознания лица, вызывает «опознаваемого» и «опознающего» и размещает их таким образом, чтобы исключить возможность встречи вплоть до непосредственного производства следственного действия. Прежде чем пригласить «опознающего», в кабинет приглашаются «понятые», «статисты» (разъясняются их права и обязанности), «опознаваемый», которому разъясняется цель вызова, права и обязанности и предлагается занять место среди статистов в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 193 УПК РФ. После этого «следователь» приглашает на место следственного действия «опознающего», разъясняет ему права и обязанности, предлагает осмотреть предъявленных для опознания лиц и ответить на вопрос, узнаёт ли он кого-либо из них. Если «опознающий» даёт положительный ответ, ему предлагается указать на «опознанного» и дать пояснение о признаках, обусловивших опознание. В случае отрицательного ответа, «следователь» выясняет у «опознающего», на сколько он уверен в безошибочности своего вывода. Показания «опознающего» заносятся в протокол и обращается к «опознанному», а затем к другим лицам с вопросом – не хотят ли они что-либо сообщить в связи с проведённым следственным действием. «Следователь» объявляет об окончании СД, составленный протокол прочитывается и подписывается участниками СД.

Разбор деловой игры, подведение итогов Преподаватель предоставляет слово эксперту. Эксперт оценивает подготовленность к деловой игре как группы в целом, так и каждого студента в отдельности, подчёркивает как положительные, так и отрицательные стороны игры. Выставляя оценки участникам игры, эксперт использует пятибалльную систему, учитывая: активность студентов; знание ими требования УПЗ РФ и профессиональных обязанностей участников СД в роли которых они выступают. Второй эксперт высказывает свою точку зрения, мотивирует свою позицию, оглашает свои оценки. Оценки экспертов складываются, что даёт окончательную оценку за участие в игре всей учебной группе. Таким образом, суммарная оценка группы зависит от индивидуального выступления каждого из участников группы. Преподаватель подводит итог проведённому занятию, анализирует заключения экспертов, обращает внимание студентов на полноту достижения поставленных перед игрой целей, на недостатки и положительные моменты, которые имели место.

Задания для самостоятельной работы

· Когда возникает необходимость в проведении предъявления для опознания?

· Назовите факторы, влияющие на восприятие объектов и их запоминание.

· Есть ли необходимость в предварительном допросе опознающего лица? Аргументируйте ответ.

· Какое максимальное количество объектов (лиц, предметов) рекомендуется одновременно предъявлять опознающему лицу?

· Какую роль при производстве предъявления для опознания играют статисты?

· Произведите предъявление для опознания предметов по предложенной преподавателем фабуле.

· Составьте протокол предъявления для опознания.

Рефераты

Методические рекомендации по написанию рефератов по криминалистике

Написание рефератов является одной из форм обучения студентов, направленных на организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов, а также на усиление контроля за этой работой.

Целью написания рефератов является привитие студентам навыков самостоятельной работы над литературными и законодательными источниками, опубликованной судебной практикой с тем, чтобы на основе их анализа и обобщения студенты могли делать собственные выводы теоретического и практического характера, обосновывая их соответствующим образом.

В отличие от теоретических семинаров, при проведении которых студент приобретает, в частности, навыки высказывания своих суждений и изложения мнений других авторов в устной форме, написание рефератов даст ему навыки лучше делать то же самое, но уже в письменной форме, юридически грамотным языком и в хорошем стиле.

При написании реферата студент должен изучить и кратко изложить имеющиеся в литературе суждения по определенному, спорному в теории, вопросу (проблеме) по данной изучаемой теме, высказать по этому вопросу (проблеме) собственную точку зрения с соответствующим ее обоснованием.

Студент также может подготовить обзорно-информационный реферат. Разновидностями такого реферата могут быть:

1) краткое изложение основных положений той или иной книги, монографии, другого издания (или их частей: разделов, глав и т.д.), как правило, только что опубликованных, содержащих материалы, относящиеся к изучаемой теме;

2) подбор и краткое изложение содержания статей по определенной проблеме (теме, вопросу), опубликованных в различных юридических журналах за тот или иной период, либо в сборниках («научных трудах», «ученых записках» и т.д.).

Объем реферата должен быть в пределах 15–20 страниц машинописного текста через два интервала.

Формы контроля, за самостоятельным изучением

Вопросы для обсуждения

· Дайте общее представление о криминалистической науке и её методологических основах.

· Раскройте предмет криминалистики.

· Раскройте взаимосвязь криминалистики с общественными науками (философией, социологией и т.д.); естественными науками (химией, психологией и т.д.); правовыми науками (уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право).

· Определите систему криминалистики и раскройте взаимосвязь её разделов.

· Назовите общую задачу криминалистики.

· Перечислите специальные задачи криминалистики.

· Охарактеризуйте раздел криминалистики «Криминалистическая техника».

· Назовите отрасли криминалистической техники.

· Перечислите условия применения криминалистических средств и методов.

· Назовите средства фиксации объектов.

· Назовите средства изъятия объектов.

· Дайте определение криминалистической тактики как раздела криминалистики.

· Назовите частные задачи криминалистической тактики.

· Раскройте понятие «простая тактическая комбинация».

· Что такое тактический приём?

· Назовите виды тактических рекомендаций.

· Кем было введено в криминалистику понятие «тактический риск»? Охарактеризуйте понятие.

· В чём выражается связь криминалистической методики расследования преступлений с другими разделами криминалистики?

· Раскройте принцип плановости методик расследования.

Перечислите элементы, составляющие криминалистическую характеристику преступления.

Наши рекомендации