Система административно-правового регулирования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ

Факультет управления

Специальность/направление подготовкигосударственное и муниципальное управление

Специализация/профиль/программа госудаственная и мниципальная служба

Кафедра государственного и муниципального управления

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

Организация предоставления государственных и муниципальных услуг

на тему:

Регламенты как форма административно-правового регулирования

Автор работы:

студент III курса

группы Гб-113

очной формы обучения

Жгенти А.В.

Проверил:

д.и.н., профессор

Аннин А.Г.

Оценка

Подпись

Дата

Владимир 2015

Содержание

Введение.......................................................................................................................... 3

1. Система административно-правового регулирования............................................ 5

2. Административно-правовые формы....................................................................... 14

3. Регламенты как форма административно-правового регулирования................. 20

Заключение.................................................................................................................... 28

Библиографический список......................................................................................... 29

Введение

Регламентация административно-управленческих процедур на сегодняшний день представляет собой одно из важнейших направлений в развитии представлений о формах реализации исполнительной власти. Соответственно, регламенты выступают в качестве одной из наиболее актуальных правовых форм государственно-управленческой деятельности, поскольку наиболее адекватно отражают специфику государственного управления в части процедурной составляющей реализации функций исполнительной власти.

Административно-правовое регулирование отношений, процессов, взаимосвязей в работе с информацией повышает эффективность и упорядоченность реализации функций и задач государственного управления[1].

Понятие регламента в контексте административно-правового регулирования лежит в понятийном ряду, образуемом категорией «формы управленческой деятельности», с одной стороны, с другой - в понятийном ряду общетеоретической категории «нормативно-правовой акт». Соответственно, в первом случае регламент в государственном управлении является проявлением основанного на законе одностороннего юридически-властного волеизъявления полномочного субъекта исполнительной власти (органа власти или должностного лица), осуществленного в рамках его компетенции и направленного на установление административно-правовых норм в целях регулирования административно-правовых отношений. В то же время регламент представляет собой нормативно -правовой акт, определяющий правила организации деятельности и взаимодействия полномочных субъектов исполнительной власти, в том числе сроки и последовательность действий и/или принятия решений федерального органа исполнительной власти, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений в целях реализации исполнительной власти или внутриаппаратной работы.

К этому следует добавить, что, как представляется, понятие о регламенте в государственном управлении имеет еще одну, вполне объективную, смысловую нагрузку: регламент не просто решает процедурные вопросы реализации исполнительной власти, т.е. не просто устанавливает «правила игры», но и представляет собой своего рода «ограничитель», т.е. определяет условия и пределы допустимого в реализации как внешних, так и внутриорганизационных отношений (иными словами - в совершении определенных действий).

Целью данной работы является раскрытие регламента как формы административно-правового регулирования.

В рамках заданной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть сущность административно-правового регулирования

2. Проанализировать административно-правовые формы

3. Определить роль регламента в административно-правовом регулировании

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, образующиеся в процессе административно-правового регулирования.

Предмет исследования составляют нормы права, регулирующие общественные отношения, образующиеся в процессе административно-правового регулирования.

Система административно-правового регулирования

Система административно-правового регулирования позволяет в комплексе увидеть материю административного права; она дает возможность понять логику административно-правового воздействия на общественные отношения, выделить главные элементы организационно-правового воздействия и регулирования этих отношений.

В систему административно-правового регулирования входят следующие элементы:

1. Административно-правовые нормы как первичные элементы административного регулирующего воздействия на общественные отношения. Нормы административного права содержатся в федеральных законах, законах субъектов РФ, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, постановлениях, приказах и инструкциях федеральных органов исполнительной власти и многих других актах. В системе административного правового регулирования правовым нормам отводится центральное место, ибо их отсутствие непременно приведет к безжизненности всей системы функционирования административного права.

2. Применение норм административного права субъектами права. Это также весьма важное звено, ибо от качественности и правильности правоприменения зависит конечный результат административно-правового воздействия. Правоприменитель должен обладать высокой управленческой культурой, необходимыми знаниями в сфере права и других отраслей научного знания. В процессе применения норм административного права возникают сложности, неясности, коллизии, а следовательно, необходимость их толкования в случае разногласий между субъектами правоприменения, сомнения в правильности действий или в конституционности самой административно-правовой нормы. В последнем случае на помощь приходит Конституционный Суд РФ, рассматривающий подобные споры в установленном федеральным конституционным законом порядке. В результате применения норм административного права и их толкования управомоченные субъекты принимают соответствующие решения (правопримените льные акты, судебные решения и т. д.).

3. Административно-правовые отношения, которые создаются в результате действия и применения норм административного права. Правоотношения завершают формирование этой системы, а установление законных управленческих (административных) отношений и является по сути главной целью процесса административно-правового регулирования. Этому служат как созданные правовые нормы, так и их применение на практике применительно к конкретным отношениям. Административно-правовые отношения содержат в себе соответствующие права, обязанности, ответственность участников правоотношений.

В общей теории права под механизмом правового регулирования понимается единая система правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. Механизм показывает, как именно осуществляется правовое опосредование (нормирование, регулирование, охрана и защита) общественных отношений, как общественные отношения, в том числе складывающиеся в административно-публичной сфере, становятся правоотношениями.

В процессе административно-правового регулирования условно можно выделить три стадии:

· установление норм административного права;

· возникновение административных правоотношений (административных прав и обязанностей), а также реализация возникших в рамках административных правоотношений прав и обязанностей;

· реализация норм административного права

1. Установление (формирование) норм административного права. Эта деятельность заключается в выработке административно-правовых норм, их усовершенствовании, изменении или отмене, т.е. в издании нормативных правовых актов, содержащих нормы административного права. Административное правотворчество представляет собой сложную систему действий: решение органа о необходимости разработки проекта нормативного правового акта; подготовка текста проекта, его предварительное обсуждение, доработка, согласование, экспертиза (например, юридическая, общественная, антикоррупционная и др.); внесение проекта в правотворческий орган; обсуждение его правотворческим органом; принятие (утверждение) проекта; регистрация (при необходимости); официальное опубликование принятого (изданного) нормативного правового акта.

Особенностью административного правотворчества является его многосубъектность. Административно-правовые нормы вырабатываются и принимаются органами не только представительной, но и исполнительной, муниципальной власти, а также иными многочисленными административными органами.

Каждый правотворческий административный орган наделен соответствующими полномочиями, которые определяют пределы действия и юридическую силу издаваемых им нормативных административно-правовых актов. Круг этих полномочий образует правотворческую компетенцию соответствующего органа (должностного лица).

Результатом правотворческой деятельности административного органа являются нормы права подзаконного характера, регулирующие отношения в административно-публичной сфере и содержащиеся в соответствующем издаваемом (принимаемом) им нормативном правовом акте.

2. Возникновение административных правоотношений на основе введенных в действие норм административного права. Это означает, что у участников таких отношений возникают административные права и обязанности. Например, на основе норм административного права, содержащихся в Кодексе РФ об административных правонарушениях, между физическим лицом, совершившим какое-либо административное правонарушение, и административным органом, уполномоченным рассмотреть дело об этом правонарушении, возникают соответствующее административное правоотношение и комплекс взаимных административных прав и административных обязанностей, связанных с привлечением правонарушителя к административной ответственности.

3. Реализация норм административного права. Эта стадия является завершающей. В процессе реализации административно-правовые нормы достигают своей цели — субъективные административные права и обязанности, возникшие у участников соответствующих административных правоотношений, воплощаются в их поведении, начинают реально действовать. Реализация норм административного права может осуществляться двумя способами:

посредством использования, исполнения и соблюдения содержащихся в них предписаний участниками соответствующих административных правоотношений (административными органами и их должностными лицами, физическими лицами и организациями);

посредством властного применения содержащихся в этих нормах предписаний административными органами, участвующими в административных правоотношениях, а также судами путем издания (принятия) ими индивидуальных правоприменительных актов или совершения юридически значимых действий.

Примерами первого способа реализации административно-правовых норм являются соблюдение участниками дорожного движения установленных правил во время движения по дороге, обращение гражданина в компетентный административный орган с жалобой на действия (бездействие) или решение нижестоящего административного органа.

В качестве примеров второго способа реализации норм административного права можно назвать административное задержание сотрудниками милиции лица, совершившего административное правонарушение, вынесение компетентным административным органом постановления о назначении физическому лицу административного наказания за совершенное им административное правонарушение.

На основании изложенного можно определить понятие механизма административно-правового регулирования.

Под механизмом административно-правового регулирования необходимо понимать взятую в единстве и в логическом взаимодействии систему административно-правовых средств, при помощи которых осуществляется юридическое воздействие на общественные отношения, возникающие в административно-публичной сфере, в целях их правового регулирования, правовой охраны и защиты.

В структуру механизма административно-правового регулирования входят следующие административно-правовые средства (элементы этого механизма):

· нормы административного права;

· акты толкования норм административного права;

· юридические факты;

· административно-правовые отношения (административные правоотношения).

Норма административного права — это установленное государством или с его санкции иным публичным образованием общеобязательное, формально определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения, возникающие в административно-публичной сфере, и действующее в отношении неопределенного круга субъектов этих отношений.

В целях правильной и единообразной реализации норм административного права необходимо их одинаковое понимание всеми субъектами возникающих на основе этих норм административных правоотношений. Чтобы обеспечить такое единообразие, нередко требуется толкование введенных в действие административно-правовых норм. В этой связи компетентными административными органами, а также судами издаются (принимаются) акты толкования норм административного права, которые являются следующим элементом механизма административно-правового регулирования.

Под актами толкования норм административного права понимаются правовые акты компетентных государственных органов, посредством которых осуществляется офипиальное разъяснение действительного содержания толкуемых норм административного права. Такими актами могут быть указы Президента и постановления Правительства РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ и другие официальные документы.

Различают нормативное и казуальное толкование административно-правовых норм.

Нормативное толкование норм административного права — это официальное разъяснение содержания этих норм, которое обязательно для все субъектов, реализующих и применяющих их предписания. Примером акта нормативного толкования является Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»[2], в котором дается нормативное толкование таких используемых в административном праве понятий, как «малозначительность административного правонарушения», «длящееся административное правонарушение», «административное расследование» и др.

Казуальное толкование норм административного права дается в связи с рассмотрением административным органом или судом индивидуального юридического (административного) дела. Примерами актов казуального толкования административно-правовых норм являются, в частности, постановления федеральных арбитражных судов округов по конкретным делам об административных правонарушениях, содержащие толкование спорных вопросов применения норм Кодекса РФ об административных правонарушениях[3].

С учетом толкования конкретные нормы административного права реализуются субъектами административного права в рамках конкретных административных правоотношений, возникающих при наличии определенных оснований (юридических фактов). Юридические факты, влекущие возникновение административных правоотношений, являются следующим элементом механизма административно-правового регулирования.

Юридические факты применительно к механизму административно-правового регулирования представляют собой такие жизненные обстоятельства, с наступлением которых нормы административного права связывают возникновение, изменение или прекращение соответствующих правоотношений в административно-публичной сфере (административных правоотношений).

В качестве юридических фактов, предусмотренных нормами административного права и влекущих возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений, могут выступать:

· действия физических лип и организаций (например, подача заявления или жалобы в административный орган, совершение административного правонарушения и т.п.);

· властные действия административных органов (например, государственная регистрация транспортного средства, составление протокола об административном правонарушении и т.д.);

· издание (принятие) административными органами правовых актов, т.е. властных решений, облеченных в официально-документальную форму (решений, постановлений, приказов, распоряжений и т.п.), направленных на применение норм административного права в отношении индивидуально определенных субъектов (физических лип и организаций) (например, приказа о приеме гражданина на государственную службу, постановления о назначении липу административного наказания и т.п.);

· наступление не зависящего от воли субъектов административного права события (например, смерть государственного служащего, истечение срока давности привлечения липа к административной ответственности и т.д.).

Наступление указанных юридических фактов влечет возникновение, изменение или прекращение соответствующих административно-правовых отношений (административных правоотношений), которые являются последним элементом механизма административно-правового регулирования.

Административно-правовые отношения — это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся и развивающиеся в административно-публичной сфере.

Они являются результатом административно-правового воздействия на общественные отношения. В административно-правовом отношении индивидуализируются положения определенной нормы административного права. Например, в ходе применения органами внутренних дел в отношении индивидуально определенных физических и юридических лиц норм Кодекса РФ об административных правонарушениях[4] возникают административные правоотношения по привлечению данных лиц к административной ответственности.

Реализация норм административного права в рамках возникающих на их основе административных правоотношений порождает административный правопорядок, который представляет собой возникающее в результате реального действия норм административного права и постоянно поддерживаемое состояние нормативной упорядоченности совокупности общественных отношений, формирующихся в административно-публичной сфере.

Общий административный правопорядок, т.е. правопорядок, охватывающий всю совокупность общественных отношений, возникающих в административно-публичной сфере, включает в себя специальные виды административного правопорядка, характеризующие состояние нормативной упорядоченности отдельных частей административно-публичной сферы. Например, в соответствии с системой особенной части административного права могут быть выделены административные правопорядки в сфере экономики, финансов, в социально-культурной сфере и т.д.

Наши рекомендации