Тема 23. Управление образованием и наукой

Следует помнить, что в настоящее время государственное управление образованием и наукой осуществляют Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, государственные органы управления образованием и наукой субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти. Некоторые функции в сфере управления образованием осуществляют органы местного самоуправления.

Основные положения первого вопроса закреплены федеральными законами от 10 июля 1992 г. «Об образовании», от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

При подготовке второму вопросу следует рассмотреть правовое положение: Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, государственных органов управления образованием субъектов РФ, федеральных органов исполнительно власти, органов местного самоуправления.

При подготовке к занятиям используйте Закон от 10 июля 1992 г. «Об образовании», и рассмотрите основы правового статуса следующих видов образовательных учреждений:

• общеобразовательных – начальные, основные, средние школы, в том числе с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии;

• начального профессионального образования – профессиональные училища; профессиональные лицеи – центры непрерывного профессионального образования; учебно-курсовые комбинаты (пункты); учебно-производственные центры, технические школы, вечерние (сменные) и другие образовательные учреждения данного уровня;

• среднего специального образования – техникумы (училища, школы); колледжи; техникумы-предприятия (учреждения);

• высшего профессионального образования – университеты, академии, институты, колледжи.

При подготовке следует уяснить компетенцию в области научной деятельности Министерства образования и науки.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое образование?

2. Чем закреплено право граждан на бесплатное образование?

3. Назовите принципы государственной политики в области образования.

4. Перечислите известные Вам образовательные программы (уровни образования).

5. Охарактеризуйте систему государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенцию.

6. В системе каких федеральных органов исполнительной власти функционируют образовательные учреждения профессионального образования?

7. Укажите возможные организационно-правовые формы и типы образовательных учреждений, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

8. Дайте характеристику отличительных черт следующих видов образовательных учреждений: университет; академия; институт; специальное коррекционное образовательное учреждение для воспитанников с отклонениями в развитии; специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением; оздоровительное образовательное учреждение; образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации); военное образовательное учреждение высшего профессионального образования; кадетская школа, нахимовское и суворовское военные училища.

9. Что такое лицензирование, аттестация, аккредитация образовательного учреждения?

10. Что такое наука, научная деятельность?

11. Какова система органов государственного управления наукой?

12. Назовите виды научных учреждений.

13. Какие результаты научной деятельности Вы знаете?


Наши рекомендации