Тема 35. Методика расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Занятие 35 - семинар Время - 2 часа

П Л А Н

1. Криминалистическая характеристика ДТП.

2. Особенности возбуждения уголовного дела и обстоятельства, подлежащие установлению.

3. Типичные следственные ситуации и программа действий следователя на первоначальном этапе расследования.

4. Особенности тактики первоначальных и последующих следственных действий.

Методические рекомендации

В начале ответа на первый вопрос необходимо определить основные виды ДТП. Затем необходимо проанализировать основные причины ДТП, которые будут являться, одновременно, видами нарушений Правил дорожного движения и основными способами совершения преступления. В зависимости от этого необходимо осветить особенности механизма следообразования, подчеркнув возникновение большого количества материальных следов.

Особенностью возбуждения уголовного дела является то, что по событию ДТП обязательно проводится доследственная проверка, имеющая административный характер. В результате проверки в материале имеются данные о способе совершения ДТП, его виде, последствиях, а также указание на нарушение конкретных норм правил дорожного движения. Особое значение приобретает непроцессуальное автотехническое исследование по установлению механизма ДТП, в частности, например, по установлению наличия технической возможности у водителя избежать наезда. Другая особенность заключается в одновременном составлении на месте ДТП двух протоколов осмотра: одного от имени следователя ОВД, другого − от имени инспектора ДПС. В данном случае необходимо чётко определить обязанности следователя по руководству осмотром и недопущении искажения объективной обстановки. В этом ему неоценимую помощь оказывает специалист, который своими знаниями, несомненно, способствует правильному закреплению и изъятию следов ДТП. Третьей особенностью является практика назначения и проведения до возбуждения уголовного дела судебно-медицинской экспертизы, например, по установлению механизма причинения телесных повреждений, давности наступления смерти. Курсанты должны самостоятельно проанализировать сложившуюся ситуацию и высказать своё мнение. Одним из основных обстоятельств, подлежащим установлению, является установление механизма ДТП, поэтому необходимо более подробно раскрыть возможности судебной автотехнической экспертизы.

Курсантам при ответе на третий вопрос необходимо классифицировать типичные следственные ситуации в зависимости от нахождения на месте происшествия водителя и (или) транспортного средства. В связи с этим необходимо построить программу действий следователя, ориентированную на установление либо транспортного средства и водителя либо только водителя.

Рассмотрение в ответе на четвёртый вопрос тактики следственных действий необходимо начинать с тактики осмотра места происшествия применительно к следственной ситуации, когда водитель и транспортное средство находятся на месте ДТП. В этом случае следует подробнее остановиться на действиях по закреплению доказательств и роли в этом специалистов. При рассмотрении особенностей тактики допросов участвовавших в ДТП лиц и иных свидетелей следует обратить внимание на тщательное установление всех обстоятельств ДТП, роли каждого из участников. Кроме того, выяснению подлежат и обстоятельства управления автомобилями участников, их состояния (например, времени непрерывного нахождения за рулём и т.п.). Далее следует отметить, что судебно-медицинская экспертиза живых лиц назначается только после их выздоровления, поэтому такое обстоятельство отрицательно сказывается на быстроте расследования. И в завершении следует раскрыть возможности специальных исследований по установлению механизма ДТП, технического состояния транспортных средств, трасологических исследований (частности, целого по частям) и т.п.

Занятие 35.1 − практическое Время − 2 часа

Занятие строится по схеме, изложенной выше. Решение задачи сдаётся преподавателю на проверку.

Занятие 35.2 − практическое Время − 2 часа

Занятие строится по схеме, изложенной выше. Письменное решение задачи сдаётся преподавателю на проверку. Подводятся итоги изучения темы, после чего в течении 10-15 минут курсанты письменно отвечают на вопросы, предлагаемые преподавателем из настоящих методических рекомендаций.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Учебник − 98, гл.35.

2. Учебник − 2004, гл. 39.

3. Учебник − 2006, гл.32.

4. Перлов С.Н.Организация расследования ДТП. Учебно-методическое пособие. − М., 1997.

5. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Руководство для следователей, гл. 41.

6. Расследование ДТП. Вопросы безопасности дорожного движения. Под редакцией В.А. Алферова и В.А. Федорова. − М., 1998.

Наши рекомендации