Глава 22. предварительное следствие
Статья 162. Срок предварительного следствия
Комментарий к статье 162
1. Срок предварительного следствия - это установленный законом промежуток времени для совершения процессуальных действий, принятия процессуальных решений, а также для возникновения, изменения или прекращения уголовно-процессуальных правоотношений, составляющих содержание данной формы предварительного расследования. Такой срок создает гарантии своевременного выполнения соответствующих процессуальных процедур, способствует быстрому и эффективному решению задач уголовного судопроизводства, обеспечивает надлежащую защиту прав и законных интересов участников процесса. Несоблюдение процессуального срока следствия может привести к признанию полученных после окончания срока результатов не имеющими силы, а также влечет применение к должностным лицам органов предварительного следствия мер юридической ответственности.
2. Срок предварительного следствия начинает исчисляться с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Срок следствия заканчивается в момент окончания производства следствия. Так, в случае направления уголовного дела для последующего рассмотрения в суд с обвинительным заключением или для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера окончанием срока следствия считается момент направления дела прокурору. В случае прекращения уголовного дела срок оканчивается в день вынесения соответствующего постановления.
3. Из общего правила исчисления процессуальных сроков существуют два исключения - два временных промежутка, не включаемые в срок предварительного следствия. Первый из них - это время, в течение которого следователь обжалует процессуальное решение прокурора о возвращении уголовного дела со своими письменными указаниями в порядке п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ. Второе исключение связано с приостановлением производства по уголовному делу.
4. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает начальный (общий) срок предварительного следствия, равный двум месяцам. Этот срок начинает течь с момента принятия решения о возбуждении уголовного дела по умолчанию.
5. Части 4, 5 комментируемой статьи определяют процессуальные возможности продления срока следствия для случаев, когда завершить производство всех необходимых следственных и иных процессуальных действий в изначально установленный (общий) срок не представляется возможным. Правом продления срока следствия наделены руководители следственных органов различного уровня в зависимости от его длительности.
6. До трех месяцев срок следствия может быть продлен руководителем соответствующего следственного органа. Это означает, что данное право принадлежит любому непосредственному начальнику (заместителю начальника) органа следствия, в котором работает следователь, ведущий производство по уголовному делу, например районного (городского или приравненного) следственного отдела, а также вышестоящих следственных управлений и т.д.
7. Продление срока следствия свыше трех месяцев допускается лишь при наличии специальных условий, связанных с особой сложностью уголовного дела. Законодатель не раскрывает данной правовой гипотезы и не разъясняет, что следует понимать под особой сложностью уголовного дела, как бы оставляя это на усмотрение соответствующего руководителя следственного органа, которому дано право на продление срока предварительного расследования. В связи с этим полагаем, что под особой сложностью уголовного дела следует понимать совокупность обстоятельств предварительного расследования, объективно не позволяющих закончить предварительное расследование в короткие сроки. К таким обстоятельствам, например, можно отнести большое количество эпизодов преступной деятельности, большое количество лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности, необходимость проведения по уголовному делу длительной судебной экспертизы, исполнения другим государством запроса об оказании правовой помощи и т.д. В подобных ситуациях срок следствия может быть продлен далее, а именно:
- в пределах 12 месяцев - руководителем следственного органа по субъекту РФ или приравненным руководителем следственного органа, а также их заместителями;
- свыше 12 месяцев - Председателем Следственного комитета РФ, иным руководителем следственного органа федерального уровня, а также их заместителями, что допускается лишь в исключительных случаях.
8. Законодатель не устанавливает предельно допустимого срока следствия. Это положение означает, что по особо сложным и объемным уголовным делам в случае наличия соответствующих оснований срок расследования может быть продлен на весьма значительный период времени.
9. Части 7, 8 комментируемой статьи устанавливают процессуальный порядок продления срока следствия. Инициатором такого продления выступает сам следователь, который в случае необходимости и не позднее чем за пять суток до истечения прежнего срока выносит соответствующее постановление и представляет его на утверждение полномочному руководителю следственного органа. Современная практика работы следственных органов, основанная на принципах единства и централизации, предполагает систему визирования указанных процессуальных документов. Так, в частности, если постановление подлежит утверждению руководителем следственного органа по субъекту РФ, то его вначале должен завизировать руководитель следственного органа районного уровня и т.д.
10. Получив постановление о продлении срока предварительного расследования, руководитель следственного органа вправе:
- продлить этот срок на истребуемый следователем период времени;
- продлить срок на меньший период времени;
- отказать в продлении срока предварительного расследования.
11. Следователь обязан письменно уведомить о продлении срока следствия подозреваемого, обвиняемого, его защитника, а также потерпевшего и его представителя. На необходимость уведомления заинтересованных лиц о продлении сроков следствия и возможность их ознакомления с соответствующими процессуальными документами неоднократно обращал внимание Конституционный Суд РФ. По его мнению, такие процессуальные процедуры позволяют обеспечивать право на обжалование данных решений. При этом порядок ознакомления с необходимыми материалами должен избираться в пределах, исключающих опасность разглашения следственной тайны (см., например, Определения Конституционного Суда РФ от 14.01.2003 N 43-О, от 18.12.2003 N 429-О, от 08.07.2004 N 239-О, от 04.11.2004 N 430-О).
12. Помимо правил продления процессуального срока закон регламентирует специальные процедуры по установлению дополнительного срока предварительного следствия. Дополнительный срок предварительного следствия не может превышать одного месяца. Дополнительный срок предварительного следствия устанавливается:
1) в случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в соответствии с ч. 1.1 ст. 211, ч. 1 ст. 214 и п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ;
2) в случае возобновления прекращенного или приостановленного производства по уголовному делу;
3) в случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с выявлением судом обстоятельств, указанных в ч. ч. 1 и 1.2 ст. 237 УПК РФ.
Решение об установлении дополнительного срока предварительного следствия в случаях, указанных в п. п. 1 и 2 приведенного перечня, принимает руководитель соответствующего следственного органа, в котором работает следователь, ведущий производство по уголовному делу. По смыслу закона в случае, указанном в п. 3 перечня, месячный дополнительный срок предварительного следствия устанавливается по умолчанию без специального решения руководителя следственного органа.
13. Право установления дополнительного срока следствия не может рассматриваться как позволяющее неоднократно, тем более по одному и тому же основанию, продлевать срок дополнительного следствия, если в результате общая его продолжительность будет более одного месяца, на что неоднократно в своих решениях указывал Конституционный Суд РФ (см., например, Определения Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 352-О, от 17.10.2006 N 418-О, от 16.11.2006 N 547-О, от 15.05.2007 N 371-О-П).
14. Дальнейшее продление дополнительного срока следствия в любом случае осуществляется на общих основаниях и в общем процессуальном порядке, установленном комментируемой статьей.
Статья 163. Производство предварительного следствия следственной группой
Комментарий к статье 163
1. Следственная группа представляет собой временную организационно-правовую форму совместной работы двух или более следователей, с возможным привлечением оперативных работников, созданную для расследования сложного или большого по объему уголовного дела.
2. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает необходимость вынесения процессуального решения о создании следственной группы посредством отдельного процессуального документа или нескольких самостоятельных пунктов в постановлении о возбуждении уголовного дела. В последнем случае такое постановление о возбуждении уголовного дела по смыслу закона должно быть вынесено лично руководителем следственного органа в порядке ч. 2 ст. 39 УПК РФ. Указанные процессуальные акты должны содержать сведения обо всех членах группы и ее руководителе.
3. Часть 2 анализируемой статьи определяет исключительное право руководителя следственного органа на формирование следственной группы, определение и изменение ее состава. Если следственная группа формируется из числа следователей, работающих в одном следственном органе, то решение о ее создании находится в ведении руководителя этого органа. Если же следственная группа формируется из следователей, работающих в разных органах одного ведомства, то такое решение, очевидно, находится в компетенции вышестоящего руководителя следственного органа.
4. В современных условиях следственные группы могут также формироваться из числа следователей, работающих в органах предварительного следствия, принадлежащих к различным ведомствам, например из следователей Следственного комитета РФ, органов ФСБ России и органов внутренних дел. В таких случаях правовым условием для создания следственной группы является межведомственный приказ или приказ руководителя соответствующего органа о временном откомандировании следователя в распоряжение другого органа предварительного расследования. Решение о создании следственной группы принимает руководитель того следственного органа, в который откомандированы сотрудники иных ведомств.
5. Закон предполагает возможность включения в состав следственной группы оперативных сотрудников. Правовым условием принятия подобного решения является приказ начальника органа, осуществляющего оперативно-розыскные действия, о временном откомандировании своего сотрудника в распоряжение соответствующего следственного органа.
6. Закон предписывает руководителю следственной группы организовать ознакомление с постановлением о ее создании (об изменении ее состава) подозреваемого или обвиняемого. Данная диспозиция является существенной правовой гарантией реализации права указанных лиц на защиту. Конституционно-правовой смысл комментируемой статьи, выявленный Конституционным Судом РФ, также подразумевает, что право на ознакомление с решением о создании (об изменении состава) следственной группы имеет и потерпевший (см. Определение Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 300-О).
7. Части 3, 4 комментируемой статьи регламентируют особенности правового статуса руководителя следственной группы, который, приняв дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей и оперативных работников. К исключительной компетенции руководителя следственной группы закон относит наиболее важные процессуальные решения по уголовному делу, а именно:
- о выделении уголовных дел в отдельное производство;
- о приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;
- о привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;
- о полном или частичном прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении отдельных лиц;
- о направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар;
- о возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока следствия;
- о возбуждении перед судом ходатайства о процессуальных действиях, ограничивающих права и свободы участников уголовного судопроизводства.
Помимо этого, к исключительной компетенции руководителя следственной группы относится составление обвинительного заключения либо вынесение постановления о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера и направление данного постановления вместе с уголовным делом прокурору.
8. Каждый из членов следственной группы обязан отдельным постановлением принять уголовное дело к своему производству. После этого он вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и самостоятельно принимать процессуальные решения, за исключением тех, которые отнесены к исключительной компетенции руководителя следственной группы.
Статья 164. Общие правила производства следственных действий
Комментарий к статье 164
1. Следственные действия - это производимые следователем или дознавателем уголовно-процессуальные мероприятия познавательного характера, направленные на собирание новых и проверку имеющихся доказательств. Целью любого следственного действия является получение новой значимой для уголовного дела информации о событии преступления, о лицах, его совершивших, о других подлежащих установлению обстоятельствах. Основные задачи следственного действия - это получение новых или проверка имеющихся доказательств. Вместе с тем посредством следственных действий могут решаться и другие факультативные задачи, в том числе непроцессуального характера (розыск обвиняемого, выявление признаков нового преступления и т.д.). Каждое следственное действие имеет и свои частные цели, и задачи, обусловливающие его существование и вытекающие из соответствующей нормы уголовно-процессуального закона.
2. Условия правомерности любого следственного действия заключаются в точном соблюдении всех предусмотренных законом процессуальных правил, регламентирующих его подготовку, непосредственное осуществление (рабочий этап), а также фиксацию хода и результатов. Такие процессуальные правила целесообразно разделить на две группы:
1) общие правила, которые в целом регламентируют производство всех следственных действий;
2) частные правила, определяющие порядок производства отдельно взятых или близких по характеру следственных действий, например осмотра, обыска, выемки, допроса и т.д.
Несоблюдение общих либо частных правил производства следственных действий влечет их признание неправомерными, а полученные таким образом доказательства - недопустимыми (полностью либо в какой-то части).
3. Комментируемая статья определяет общие правила производства следственных действий.