Организация надзора прокурорами районов /городов/, вышестоящими прокурорами
Генеральный прокурор требует от подчиненных прокуроров осуществлять ежемесячно проверку достоверности статистических показателей о состоянии преступности, следствия и дознания, обеспечивать точное отражение в статотчетах данных о прокурорском надзоре за расследованием преступлений и оперативно-розыскной деятельностью.
151 См. Постановление Пленума Верховного Суда «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса РФ» от 5 марта 2004 года//ВВС. 2004. №5. С. 4.
Прокуроры районов и городов и их заместители должны осуществлять постоянный надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и дознания. Надзор включает проверку разрешения в поднадзорных органах сообщений о совершённых преступлениях, дача согласия на возбуждение уголовных дел, проверка обоснованности задержания подозреваемых в совершении преступления, дача согласия на поддержание ходатайств о заключении под стражу, проверка соблюдения закона о подследственности, контроль за соблюдением процессуальных сроков, руководство следствием следователей прокуратуры, изучение уголовных дел, направляемых в суд, изучение прекращенных и приостановленных уголовных дел, дача согласия на прекращение уголовных дел, проведение оперативных совещаний по вопросам организации расследования дел, представляющих значительную сложность и требующих проведения ОРД. Для этого в прокуратуру должна поступать необходимая информация, состоящая из копий документов, составляемых в ходе расследования. В прокуратурах ведется учёт всех возбужденных и расследуемых уголовных дел. На каждое такое дело заводится наблюдательное производство, в котором, благодаря поступающим документам (копии постановлений: о возбуждении дела, принятии к производству следователем, органом дознания, о предъявлении обвинения, избрании меры пресечения, приостановлении дела, прекращении дела; ходатайства перед судом о разрешении некоторых следственных действий; обвинительное заключение (обвинительный акт), письменные указания прокурора и т.д.), отражается движение дела. В связи с тем, что по каждому направляемому в суд уголовному делу впоследствии должно быть поддержано государственное обвинение, Генеральный прокурор предложил создавать в прокуратуре по каждому делу досье, в котором бы находились и копии всех доказательств (допросов, экспертиз, постановлений, осмотров, освидетельствований и т.п.).
Прокуроры субъектов РФ и соответствующие подразделения этих прокуратур должны анализировать состояние преступности и работы подчинённых прокуроров по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и дознания. При необходимости они путём выезда на места оказывают практическую помощь подчиненным прокурорам в организации надзора.
По делам, представляющим особую сложность в расследовании, по которым преступники не установлены, прокуроры должны проводить обсуждение результатов расследования на оперативных совещаниях с выработкой согласованных действий по раскрытию преступлений с участием работников, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия.
Управления и отделы по надзору за расследованием преступлений и по обеспечению участия в рассмотрении уголовных дел в суде обеспечивают своевременное изучение уголовных дел в отношении лиц. которым избиралась мера пресечения содержание под стражей, а затем дело было прекращено в стадии расследования или судом, или по которым вынесены оправдательные приговоры. По таким делам должны составляться мотивированные заключения о законности и обоснованности ареста и привлечения к уголовной ответственности лица, в отношении которою принято решение о прекращении дела по реабилитирующим основаниям или вынесен оправдательный приговор. Такое заключение может стать основанием для заслушивания при руководителе прокуратуры объяснений должностных лиц, допустивших возбуждение ходатайства, приведшего к незаконному аресту, или незаконное предание суду, и решения вопроса об их дисциплинарной или иной ответственности.
В органах прокуратуры субъектов РФ систематически изучается и обобщается с дальнейшим его распространением в подчиненных прокуратурах положительный опыт прокурорского надзора, регулярно проводятся учебно-методические семинары, занятия по вопросам организации и осуществления надзора, по изучению методики проверок, форм и методов реагирования на выявленные нарушения законности.
На заседаниях коллегии или оперативных совещаниях заслушиваются отчеты прокуроров и их заместителей, руководителей управлений и отделов о работе по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; расследовании уголовных дел следователями органов прокуратуры.
В прокуратуре по материалам прокурорской надзорной практики и конкретных уголовных дел, не реже одного раза в полугодие должно анализироваться состояние прокурорского надзора за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью с дальнейшим рассмотрением итогов анализа на
оперативных и координационных совещаниях при руководителе прокуратуры соответствующего уровня.
Контрольные вопросы:
1.Как организует прокурор района, города надзор за процессуальной деятельностью органа дознания и предварительного следствия?
2. Формы контроля и организации надзора в прокуратурах субъектов Федерации, других вышестоящих прокуратурах.
Литературак главе 6
1 .Конституция Российской Федерации. Ст. ст. 22 - 25.
2. Закон « О прокуратуре РФ». Раздел 3, глава 3.
3. У ПК РФ
4. Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 05 июля 1995 г., с изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. №33; Ст. 3349; 1999. №2.ст233; 2000. №1. Ст. 8.
5. Закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 21 июня/ 15 июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759; 1996. №25. Ст. 2964; 1997. №2. Ст. 199; 1998. № 30. Ст. 3613; 2001. №11. Ст. 1002.
6. Постановление Конституционного Суда от 02 июля 1998 г. О применении статей 331 и 464 УПК РСФСР // СЗ РФ. 1998. №28. Ст. 3394.
7. Определение Конституционного Суда от 06 февраля 2004 года о проверке применения конституционных положений в ст. ст. 56, 246, 278, 355 УПК РФ /РГ.2004. 7 апреля. № 71. С. 14.
8. Постановление Конституционного Суда от29 июня 2004 года о проверке конституционности ст. ст. 7, 15, 107, 234 и 450 УПК РФ /РГ. 2004. 7 июля. № 143. С. 11.
9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. «О применении судами норм УПК РФ /ВВС РФ.2004. №5. С. 2-7.
10. Научно-практический комментарий уголовно - процессуального кодекса. /Под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьсва. М., 2002.
11. Приказ Генерального Прокурора№ 31 от 18 июня 1997г. «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием». , и